Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю пятую Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, в храме во имя святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, 1.04.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА, ДЕНЬ ПАМЯТИ
ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ, В ХРАМЕ ВО ИМЯ
СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КУЗНЕЦАХ

1.04.2012

Дорогие владыки1, отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поздравить всех с пятой Неделей Великого поста. День этот особенный: мы отмечаем память святой преподобной Марии Египетской. Но размышление о жизни Преподобной я начал бы с того, что к ее жизни никак не относится, с того, о чем Мария Египетская, может быть, никогда и не думала. Я хотел бы начать свое слово с констатации того факта, что наше время, отмеченное многими достижениями человеческого разума, обнажило нечто очень существенное, а именно подлинную слабость, хрупкость человеческой личности.

Нашу эпоху называют эпохой кризисов, конфликтов. В самом деле, если пристально посмотреть на историю всего рода человеческого, то везде можно увидеть одно и то же: нарастание конфликтов, повышение градуса взаимного неприятия, готовность идти на радикальные

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион, Волгоградский и Камышинский Герман, Самарский и Сызранский Сергий; архиепп. Истринский Арсений (ныне митр.), Верейский Евгений; епп. Солнечногорский Сергий, Урюпинский и Новоаннинский Елисей.

189

 

 

действия ради достижения своих целей. Конфликты из сферы идеологической, рациональной перемещаются в сферу человеческих чувств, обрастают ненавистью, злобой, а затем — что самое страшное — переходят из сферы чувств в сферу человеческой воли, то есть именно в ту часть нашего внутреннего бытия, где принимаются решения. Всем хорошо известно, что особой опасностью сегодня отмечены межнациональные и межрелигиозные конфликты. Именно они питают и отчаянное поведение тех, кто способен прибегнуть к террору для утверждения своей «правды», своих мыслей, своего образа жизни.

Но ведь помимо межэтнических и межрелигиозных конфликтов есть конфликты социальные. Как и в прежние времена, одним из самых тяжелых конфликтов является противостояние между богатыми и бедными, между облеченными властью и безвластными. Он всегда приводил к тяжелейшим проявлениям агрессии — мы знаем, что именно этот конфликт (по крайней мере в России и в Европе) чаще всего провоцировал революции и гражданские войны.

Но есть сегодня конфликт и иного рода — это конфликт между мужем и женой, конфликт в семьях, в результате которого не только оказываются выброшенными на улицу несчастные сироты при живых родителях, но и разрушается сам институт семьи, подвергающийся осмеянию, сарказму, как якобы давно утративший свою актуальность.

Но при чем здесь святая Мария Египетская? Удивительно, но именно сегодня, в день ее памяти, полагается читать небольшой отрывок из Послания к Галатам, где апостол Павел говорит о том, что закон был... детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24). Апостол имел в виду ветхозаветный закон, который исполнял, по его мысли, некую служебную функцию: подготавливал людей к пришествию Христа, но сам по себе спасти не мог. Продолжая свою мысль, апостол Павел говорит, что с явлением веры во Христа все изменилось, потому что те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), а затем делает из этого утверждения вывод, имеющий колоссальное значение: а потому во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского... но все и во всем Христос (Гал. 3, 28; Кол. 3,11). Тем самым апостол словно говорит нам, что никакой закон не способен урегулировать межнациональные отношения, будь то между язычниками, иудеями, кавказцами, русскими или какими-то другими племенами и народами. Обращаясь к нам, он говорит, что никакие законы

190

 

 

не способны урегулировать отношения рабов и свободных или — применительно к нашей жизни — богатых, облеченных властью, с теми, кто богатства и власти не имеет.

Наконец, совсем удивительное, но до глубины души пронизывающее утверждение о том, что во Христе Иисусе нет ни мужеского пола, ни женского. Апостол Павел не был столь наивен, чтобы утверждать, что во Христе Иисусе теряются национальные различия и весь мир превращается в некий конгломерат наций, лишенных национального самосознания. Апостол Павел был далек от того, чтобы утверждать, что во Христе Иисусе немедленно рухнет рабовладельческий строй и все рабы получат свободу. И уж менее всего он хотел сказать, что утрачивается биологическое различие мужского и женского пола. Он утверждает нечто иное: что конфликты, вырастающие на межнациональной, социальной, семейной или даже половой основе, не могут быть улажены никакими законами.

А что же законы? Разве их не должно быть? Конечно, они должны быть. Более того, необходимо прилагать все знания, умения, исторический и современный опыт, чтобы писались законы мудрые, которые могли бы регулировать человеческое поведение. Но, возвращаясь к словам апостола, напомним: закон лишь направляет детей ко Христу. Так и современные законы сами по себе, по букве своей, даже при условии объективного и честного их исполнения не способны на онтологической глубине разрешить множество конфликтов, которые сегодня разрушают человеческую жизнь. Все эти конфликты могут быть разрешены только во Христе Иисусе.

Сегодняшний день несет всем нам послание огромной внутренней силы. Он говорит нам об условности, ограниченности, несовершенстве любых человеческих законов и любых попыток посредством закона сделать человека благополучным. На примере святой преподобной Марии нынешний день силой пламенных слов апостола учит нас, что те, кто во Христа крестились, во Христа и облеклись, — а если так, то в этом облечении во Христа преодолеваются все распри мира сего, все противоречия, все конфликты.

Что же делать нам, православным людям, которые ясно понимают, что следует поступать только так, а не иначе? Что делать нам перед лицом мира, который либо иронизирует по поводу нашего послания, либо отвергает его? Что делать нам, Церкви, живущей в XXI веке,

191

 

 

подверженной самым что ни на есть опасным и разрушительным влияниям мира сего? Нам остается только одно — облекаться во Христа. Не на словах — на деле, отдавая в рабство Его Божественному уму и Его Божественной воле свой ум и свою волю, сораспинаясь со Христом, а значит, возносясь над всем тем, что представляют собой конфликты и суета мира сего. Возносясь не отвлеченно, не с чувством самомнения и затаенной гордыни, а восходя умом к Тому, в Ком мы обретаем ведение тайны жизни. И это ведение дает нам возможность участвовать в устроении жизни современного общества так, чтобы действительно преодолевались конфликты и чтобы как можно больше людей поняли, что означают слова апостола: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись». Аллилуйя! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.