Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю четвертую Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, в храме во имя святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, 25.03.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА, ДЕНЬ
ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА,

В ХРАМЕ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
В ХАМОВНИКАХ

25.03.2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогой владыка Тихон2! Отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поздравить всех с четвертым воскресеньем Великого поста, с днем, когда мы празднуем память святого преподобного Иоанна Лествичника и когда, достигнув сердцевины Великого поста, мы взором своим, волевыми усилиями устремляемся к достойной встрече Светлого Христова Воскресения.

Именно в центре великопостного подвига нам предлагается евангельское чтение, которое вы ныне слышали. Это отрывок из повествования апостола Марка об исцелении Спасителем бесноватого молодого человека (Мк. 9, 17-31), которого отец привел к Иисусу Христу как к последней надежде, потому что сын его был болен непонятной болезнью: он был глухим, немым, дух злобы бросал его на землю, он скрежетал зубами, испускал пену и не мог жить среди людей. Господь, увидев этого несчастного человека с его сыном, сжалился над ним и изгнал духа

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Оренбургский и Саракташский Валентин (ныне на покое); архиеп. (ныне митр.) Истринский Арсений; епп. Солнечногорский Сергий, Орский и Гайский Ириней.

2 Еп. Подольский, настоятель храма во имя свт. Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы.

186

 

 

злобы из юноши, и тот исцелился. И когда ученики спросили: Почему мы не могли сделать то же самое? Господь сказал слова, которые каждому из нас помогут и ныне противостоять духам злобы: Сей же дух изгоняется только молитвою и постом (Мк. 9, 28-29).

Почему же не силой? Почему дух злобы не изгоняется силой мысли, силой логики, силой убеждения, не говоря уже о материальной силе, силе власти? Почему этот дух невозможно изгнать тем, чем можно изгнать любую внешнюю силу, вплоть до самой мощной военной агрессии?.. Не сказано, что молитвою и постом нужно изгонять внешнего врага. Не сказано, что молитвою и постом нужно преодолевать преступность или коррупцию. Не сказано, что молитвою и постом нужно преодолевать трудности в социально-экономической жизни. Но Господь ясно говорит: Сей дух, то есть дух зла, можно изгнать только молитвою и постом.

Почему так? Потому что тот, кто одержим духом зла, духом диавольским, делает то, что угодно диаволу, а диавол есть лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), как свидетельствует Слово Божие. Поэтому человек, впускающий в свою душу темную силу, становится его служителем — он начинает жить, действовать, мыслить по чужой логике — логике диавольской.

Вот почему нередко людей, одержимых темной силой, трудно переспорить в открытой и честной дискуссии — они живут, работают, мыслят в ином поле, чем человек, который не захвачен духом злобы. У человека, не находящегося под диавольской властью, есть своя логика — логика правды, справедливости. Такой человек апеллирует к нравственным ценностям, таким как любовь, патриотизм, честность, правда, жертвенность, чистота телесная и душевная, самоограничение. А тот, кто живет по диавольской логике, пребывает в другой системе, которая отрицает все перечисленное и где ценностями являются ложь, клевета, злоба, зависть, ненависть, гнев. И когда эти две реальности сталкиваются, то тот, кто отстаивает диавольское дело, действуя в рамках своей внутренней логики, нередко убеждает людей больше, чем тот, кто живет и действует по логике Божией.

И здесь нужно ответить на главный вопрос: почему? А потому что диавол помимо ума человека захватывает и его плоть, его тело, его физическую природу. Тот евангельский несчастный страдал от недуга. Но необязательно испускать пену и скрежетать зубами, будучи

187

 

 

бесноватым. Достаточно отдать себя в руки диавола-лжеца, оставаясь внешне обычным человеком, может быть, даже симпатичным, убедительным, но живущим в соответствии с разрушительной логикой.

Диавол проникает внутрь человека, используя в первую очередь его инстинктивную природу, воздействуя на человеческие инстинкты, снимая всякие нравственные табу, всякие ограничения, налагаемые культурой, традицией, верой, раскрепощая внутреннее животное чувство человека. И тогда тот, кто погружается в стихию безумия, становится убедительным для многих, кто живет по закону плоти.

Вот поэтому Господь и сказал: Род сей изгоняется только молитвою и постом. Не чтением книг, не получением дипломов, не повышением в карьере, а молитвою и постом, потому что молитва ограждает разум от диавольского действия и вооружает человека внутренним духовным опытом общения с Богом, который куда сильнее, чем опыт человека от общения с диаволом.

Молитва соединяет нашу мысль, нашу душу, наше сердце с Источником жизни и дает величайшую силу, способную одержать победу над силой диавольской. А пост, ограничивая и воспитывая наше физическое естество, делает его невосприимчивым к воздействию диавольских энергий, — и мы не отдаем себя в руки диаволу, мы сопротивляемся искушениям, соблазнам и остаемся в Божественном поле жизни. Только молитва и пост — и никаких других средств! Тогда мы духовно, интеллектуально, физически становимся здоровее тех, кто живет в поле диавольского притяжения, и побеждаем диавола и плоды его дел.

Сегодня, празднуя память святого преподобного Иоанна Лествичника, мы вспоминаем о его жизненном пути, о том, как шестнадцатилетним юношей он пришел на Синай, как 19 лет проходил послушание у старца, как 40 лет жил в полном затворе, возрастая духовно, и как четыре года был игуменом Синайской обители. За свою долгую подвижническую жизнь он обрел такую силу ума и духовного прозрения, что, положив на бумагу пережитое, он создал бесценное сокровище святоотеческой мысли — книгу, именуемую «Лествица», которая дает нам пример того, как должен жить человек, чтобы никогда не стать бесноватым, чтобы никогда стихии мира сего не помрачали его сознания и не разрушали внутренней целостности человеческой природы. Отталкиваясь от богодухновенных слов великого подвижника, мы и сегодня, в бурных обстоятельствах XXI века, храним святое Предание Церкви нашей, опыт

188

 

 

святых отцов, в том числе святого преподобного Иоанна Лествичника, и, основываясь на этом опыте, в меру своих сил стараемся осуществлять предначертанное нам свыше.

Я хотел бы всех вас, мои дорогие, поздравить с этим днем, а также с праздником, который вы недавно отмечали, — иконы Божией Матери «Споручница грешных», чей чудотворный список хранится в этом храме, и пожелать от всего сердца хранить веру православную, укрепляться в молитве, не пренебрегать постом, чтобы быть во всеоружии правды Божией, быть способными отвечать на зло мира сего не по логике диавольской, а по Божественному закону любви. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.