Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 18.03.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ТРЕТЬЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА,
КРЕСТОПОКЛОННУЮ, В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

18.03.2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепп. (ныне

182

 

 

Сердечно поздравляю всех с Крестопоклонным воскресеньем — особым днем Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря крестом, прообразом которого является Крест Господень, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, понять, что означают страдания, которые Сын Божий претерпел от рук человеческих. И чем глубже мы задумываемся над этим символом христианского спасения — Животворящим Крестом, чем глубже пытаемся проникнуть в тайну страданий Бога на Земле, тем более нам открывается смысл того, что с первого взгляда представляется безумием, чем-то нелогичным, случайным, ненужным, но при этом непременно преследует каждого человека, — это наши собственные страдания, наш собственный крест.

Замечательно сказал о кресте святитель Феофан Затворник: «Крест сросся с нашим земным бытием в тот момент, когда заключились для людей двери земного рая». Действительно, когда человек отлучил себя от общения с Богом, символом чего было изгнание человека из рая, он столкнулся лицом к лицу с той реальностью, с той жизнью, которая несла в себе страдания. Ничто не может избавить от страдания: ни продвинутая наука, включая медицину, ни усилия, направленные на обеспечение социальной справедливости, ни другие достижения человеческого разума. Когда силой научного знания мы побеждаем одну беду, приходит другая. Мы научились лечить многие болезни, но создали цивилизацию стресса, которая обрушивает на нас множество опасных вызовов, когда душа тоскует и болит подчас сильнее, чем болит и страдает наше тело от физической болезни.

Мы знаем, что болезни, страх смерти, измена, предательство, клевета, ложь, человеческая злоба ранят наше сердце и даже очень закаленные люди не способны оградить себя такой «броней», которая спасла бы их от зловредного влияния окружающего мира. Даже те, кто живут напряженной религиозной жизнью, кто уходят из мира в полный затвор, испытывают скорбь и страдания, а иначе и быть не может, потому что страдание явилось результатом греха, оно вошло в плоть и кровь человеческого бытия.

митрополиты) Самарский и Сызранский Сергий, Нижегородский и Арзамасский Георгий; епп. Видновский Тихон, Солнечногорский Сергий.

183

 

 

Нередко возникают вопросы, на которые люди отвечают по-разному: «А почему именно мне выпал этот крест? Почему я заболел, будучи молодым, сильным, энергичным, и это помешало мне сделать карьеру, создать семью, стать богатым и благополучным? Почему меня, достигшего высот в своей профессиональной деятельности, ставшего человеком значительным, уважаемым, богатым, вдруг постигают какие-то несчастья и все приходится начинать сначала? Почему мне — человеку, живущему доброй христианской жизнью, — вдруг приходится сталкиваться с ложью, клеветой? За что все это мне? Ведь того, что говорят люди, я не делал...»

На эти бесконечные вопросы, которые возникают у каждого человека, даже верующего, есть только один ответ, который мы должны хорошо знать: крест не является наказанием. Если бы было так, то люди святые, добрые, честные вообще не подвергались бы страданиям. Но поскольку страдают все — добрые и злые, праведники и грешники, — то смысл страданий следует понимать иначе, он в чем-то другом.

И Крест, который лежит сегодня посреди храма, помогает нам ответить на вопросы о том, что же означает страдание и каков его смысл. Ведь Господь не имел никакого греха, но человеческая злоба, клевета, зависть обрушились на Него в такой мере и с такой силой, что привели Его ко Кресту. Он был умерщвлен, будучи не только невиновным, но и безгрешным. Жертва, которую Он принес, имела очистительную силу для всего рода человеческого. Сам Христос ни в каком очищении не нуждался, ибо не был грешным; но Его кровь, пролитая на Кресте, омывает весь род человеческий. В этой жертве — потенциал очищения, обновления, спасения, в ней залог Царствия Божиего для каждого человека.

Какой же тогда смысл кроется в наших собственных крестах? Взирая на Крест Христов, проникая в смысл Голгофской жертвы, мы можем понять и смысл наших страданий: они даются нам для очищения. Нет безгрешных людей: несть человек, иже жив будет, и не согрешит (3 Цар. 8,46; 2 Пар. 6, 36; Еккл. 7,21). А что нужно для того, чтобы были прощены грехи? Достаточно ли слова «прости», сказанного нашему близкому, родному человеку, нашему коллеге, нашему собрату? Этого недостаточно. Как преступление светского закона искупается страданием, связанным с ограничением свободы, так и преступление Божиего

184

 

 

закона по Божественной справедливости не может исключать страданий того, кто этот закон нарушил. Но это не наказание, — Бог посылает нам этот крест для того, чтобы мы, достойно неся свой крест (без ропота, без осуждения, без внутренней злобы, без ожесточения), могли искупить наши собственные грехи. Тот же святитель Феофан Затворник замечательно говорит: «Лучше потерпеть в этой жизни, чем пострадать в жизни будущего века». Проходя достойно испытания, которые встречаются на нашем пути, неся крест по-христиански, как учит Сам Господь примером Своим, мы очищаем наши души.

Несение креста сродни покаянию, но даже больше него. В покаянии возможны элементы неискренности, человеческой слабости: в чем-то мы не до конца раскаиваемся, перед одним духовником каемся так, перед другим — иначе, и везде присутствуют наша слабость, наша ограниченность, а иногда и наше лукавство. А вот неся крест, мы подлинно искупаем пред Богом свою вину. Мы должны помнить об этом и принимать крест с радостью, — этим мы отличаемся от людей, которые в Бога не веруют и которых страдание разрушает, не оставляя часто никаких шансов для того, чтобы продолжалась та жизнь, которой человек привык жить.

Христианское понимание страдания вооружает человека колоссальной духовной силой, делая его непобедимым, несгибаемым. Именно так воспринимали страдания святые мученики: никто не сбрасывал с себя мученического венца, никто не бежал к прокураторам, вымаливая пощаду, — христиане со спокойным, незлобивым, мирным взором встречали приближающиеся страдания и саму смерть, ужасая своей силой палачей.

Ничего не изменилось с тех пор, когда крест христианина связывался с гонениями. И сегодня мы проходим через тяжкие испытания в личной, семейной, общественной жизни, когда подчас не хватает сил и мы ропщем на Господа, а иногда и хулим имя Божие, вознося к небу вопрос, в котором нет смысла: «Почему, Господи, Ты мне это послал?», не ведая Божественных путей. Или еще того хуже: «Если Ты мне это послал, значит, Тебя точно нет. Ведь я-то этого не заслуживаю, я же лучше. Так почему именно мне, а не соседу?»... На эти богохульные вопросы нет ответа. Бог каждому дает крест по силам, дабы избавить от страданий в жизни вечной.

Но несение креста имеет не только эсхатологическое значение, но и значение для нашей внутренней духовной жизни, а также для

185

 

 

нашего общения с другими людьми, потому что человек, сознающий смысл страданий и принимающий их как крест во спасение, обретает возможность и силу изменять к лучшему свою жизнь и жизнь окружающего его мира. Таково сегодняшнее послание всем нам от Креста Господня, которому мы коленопреклоненно поклоняемся в середине Великого поста. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.