Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 29.02.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В СОБОРНОМ ХРАМЕ СРЕТЕНСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

29.02.2012

Грех разрушает Богом определенный порядок жизни, потому что сущностью греха является богоотступничество. Всякое деяние, которое не соответствует воле Божией и Божиему закону, является отступлением от Бога, непризнанием верховной власти Бога над творением, является грехом. По единодушному мнению святых отцов, два порока обнаруживают саму природу греха — гордыня и ложь. Если жизнь основывать

161

 

 

на грехе, то такая жизнь является непрочной. Грех и жизнь несовместимы. Вот почему мы имеем свидетельство о том, что грех порождает смерть, в том смысле, что жизнь по закону греха несовместима с бытием человеческим. Жить по греху — значит разрушать жизнь.

Каждый человек согрешает, и только что услышанные слова кто-то может поставить под сомнение, сказав: «Ну вот, я грешу, с каким-то грехом не могу справиться, но ведь я живу и радость имею в сердце. Я пытаюсь грех преодолеть — не удается, но я каюсь в своем грехе». Так мыслит только верующий человек, который грех не оправдывает, который сознает, что грех — это зло, и понимает, что, будучи неспособным противостоять греху, он согрешает пред Богом.

Но есть и другое отношение к греху — когда грех оправдывается, более того, когда между грехом и праведностью, правдой и ложью ставится знак равенства. Мы сейчас переживаем — впервые за всю человеческую историю — эпоху, которая стирает границу между грехом и праведностью, между правдой и ложью. Поэтому люди в грехе не раскаиваются, а нередко еще и бравируют им, сознательно полагая грех в основу жизни.

Но если грех порождает смерть, то такое мировосприятие и такое поведение означает самоубийство. Речь идет не о самоубийстве человека — речь идет о самоубийстве человеческого общества. Если будут окончательно стерты границы между добром и злом, если люди, потерявшие способность отличать добро от зла, будут основывать на грехе свою жизнь — будь то личную, семейную, общественную, государственную, общечеловеческую, вселенскую, — то это будет означать конец света, потому что грех и жизнь несовместимы. И тот самый конец света, о котором говорит Слово Божие, — это и есть господство греха, когда грех будет восприниматься как норма жизни.

Что же делать, чтобы не допустить этого? Грех возникает внутри человека. Есть такое понятие — «искушение». Кто-то его правильно интерпретирует, кто-то не очень. Если говорить современным языком, то искушение — это провокация. Мы можем сами провоцировать грех. Когда мы не уклоняемся от общения с людьми, утверждающими право жить по греху, когда погружаемся в псевдокультурную среду, пропагандирующую грех, когда делаем многое другое, что возбуждает в нашем сознании интерес и тягу к греху, мы провоцируем самих себя.

162

 

 

Но грех могут провоцировать и жизненные обстоятельства, и люди, с которыми мы общаемся. Искушения приходят как извне, так и изнутри: от нас самих, от нашего разума, проистекают из нашей внутренней жизни. Если искушение начинает воздействовать на разум, то такое состояние мы называем греховным помыслом. Это означает, что грех оккупировал сознание, укоренился в мысли. Еще нет греха как действия, но есть грех как мысль. Помысл — это и есть греховная мысль. Если не остановить этой мысли, то она приводит в действие наши чувства: мы чувственным образом начинаем отождествлять себя с грехом. Иногда это доставляет человеку удовольствие, но нередко порождает и опасные эмоции, такие как гнев, ярость, злоба, зависть, от которых человек страдает. Однако даже те чувства, которые как будто услаждают нашу природу, на самом деле ничем не отличаются от тех, что доставляют человеку страдания, потому что грех не может принести радости и удовлетворения.

Если человеку не удалось победить злой, греховный помысл и грех перешел в область чувств, то два «рубежа обороны» врагом уже захвачены, а бороться с греховными чувствами куда тяжелее, чем с греховными мыслями. Но есть и третья «линия обороны» — наша воля, и если не остановить воздействия греха на наши чувства, то грех захватывает и подчиняет ее себе, и тогда человек совершает греховные поступки.

Святые отцы обращают особое внимание на эту последовательность усвоения греха человеком и подчеркивают чрезвычайную важность преодоления им греховных мыслей, тем более греховных чувств. И почти единомысленно отцы свидетельствуют о том, что человек, вставший на путь греха, совершающий греховные деяния, потерпел поражение.

Есть, конечно, возможность через покаяние смыть с себя греховную скверну. Но ведь каждый на своем опыте знает: если греховные деяния совершаются регулярно, постоянно, то возникает некая привычка ко греху, от которой невозможно избавиться ни исповедью, ни покаянием, ни долгими молитвами.

С греховными помыслами следует бороться молитвой: если помысл входит в наше сознание, нужно предать себя Господу, осенить крестным знамением и читать Иисусову молитву, не отвлекая себя посторонними мыслями.

Если мы научимся бороться с грехом в нашей личной жизни, в глубине нашей души, если мы будем давать отпор и злым, греховным помыслам, и греховным чувствам, если будем бороться даже с греховными

163

 

 

навыками, с греховными поступками, то это будет великой битвой за жизнь, за собственную жизнь. А если подобного рода действия будут предприниматься людьми сообща, то это будет ничем иным, как преодолением тяготения человеческого общества к распаду и уничтожению.

Борьба с грехом — трудная борьба. Грех — дело далеко не безобидное, особенно когда огромные силы работают на то, чтобы представить грех как одну из моделей человеческого поведения, как одну из возможностей законного свободного выбора человека. Именно с таким выбором чаще всего и связывается неверное, искаженное представление о человеческой свободе. Только когда выбор в пользу греха оборачивается кровавыми преступлениями, общество содрогается от ужаса, но и тогда не видит подлинных причин тех страшных явлений, которые грех привносит в человеческую жизнь.

Святая Четыредесятница предоставляет нам особую возможность углубиться в самосозерцание. Нужно научиться видеть самого себя, видеть свою внутреннюю жизнь, выработать навык духовного анализа мыслей, чувств, деяний. В борьбе с грехом нет мелочей, как нет мелочей вообще в человеческой борьбе за спасение. И дай Бог, чтобы эти благодатные и святые дни Четыредесятницы помогли нам, немощным и грешным, одержать хотя бы одну победу — пусть небольшую, незначительную, но реальную победу над грехом. И тогда, обретая навык такой победы, мы становимся сильнее, у нас возникает уверенность в том, что, Богу содействующу, мы сможем жить по закону Божиему, по закону жизни. Аминь. Храни вас всех Господь!


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.