Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Из пасхального интервью телеканалу «Россия», 5.05.2013

ИЗ ПАСХАЛЬНОГО ИНТЕРВЬЮ ТЕЛЕКАНАЛУ «РОССИЯ»

5.05.2013

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

 

Ваше Святейшество, в Рождественском обращении Вы призвали усыновлять детей (конечно, тех, кто способен на это). Вы сами упомянули проблему сирот, сиротства. Откликнулись ли на Ваш призыв люди? Каков эффект Вашего обращения? И если православные семьи действительно усыновляют детей, то чем таким семьям может помочь Церковь? Это же всегда непростая ситуация, это всегда большой риск. Все это не проходит так гладко, как хотелось бы; для родителей и для детей это большая работа. Как быть с этим?

Мы, конечно, не делали никаких социологических замеров, сколько людей усыновили или удочерили сирот после моего обращения. Но мне приходилось встречаться с людьми, которые, в том числе

108

 

 

ссылаясь на слова Патриарха, приняли тяжелейшее решение усыновить больных детей, инвалидов. И когда я спрашивал: «Ну, как?», я понял, что на этот вопрос нет односложного ответа. Никто мне не сказал: «Знаете, чудесно, прекрасно». Одна женщина сказала: «Это очень тяжело».

Но я видел в глазах людей, которые предприняли этот шаг, решимость продолжать свою миссию, — при всем том, что они, конечно, снижают уровень своего бытового комфорта, у них сокращается свободное время, у них появляются заботы, которых вчера еще не было, о которых они даже не думали. Все это свидетельствует о том, что принятие ребенка в семью не может быть результатом какого-то одномоментного эмоционального порыва. Это должно быть результатом размышлений, молитвы, самоанализа, потому что на этом пути не может быть разворота вспять, так же, как и на пути монашества не может быть разворота вспять. Взявшись за плуг, нельзя поворачиваться назад (Лк. 9, 62).

Так вот, очень важно, чтобы все больше и больше людей у нас вставали на этот путь, потому что усыновление здоровых или больных детей — это, конечно, акт помощи, выражение милосердия и любви, но одновременно это действие, которое колоссально воздействует на сознание, на душу тех людей, которые этот акт совершают. Жизнь «до» и «после» совершенно разная, и я глубоко убежден, что в каком-то смысле люди, которые берут на себя этот подвиг, обретают спасение в Господе, потому что так много отдают себя другому существу, так много вкладывают любви и сил, что это не может не преобразить внутреннюю жизнь человека.

И поэтому, размышляя на эту тему, в отстранении от любых политических обстоятельств, я хочу сказать следующее: мы должны усыновлять сирот. Мы — как народ, потому что это очень важный показатель нравственного здоровья нации.

Вы часто обращаетесь к этой теме — к нравственным ориентирам нашей жизни. Уместно, наверное, в светлый праздник Пасхи вспомнить жертвенный подвиг Христа. Вот Вы сейчас упомянули жертвенность родителей, которые усыновляют детей. Ну, а какие еще есть нравственные ориентиры в наше время? Какие нравственные примеры (кроме того, что Вы упомянули в связи с усыновлением) Вы привели бы для наших современников — со стороны наших же современников?

109

 

 

Мне, к счастью, приходится часто встречаться с такими людьми, от которых я, как говорят теперь, набираюсь энергии. Сравнительно недавно в Храме Христа Спасителя был целый батальон спецназа Внутренних войск — красивые, сильные молодые парни, которых я причащал. Не было никакой искусственности, никакой режиссуры в том, что происходило, — эти люди пришли помолиться и причаститься Святых Христовых Таин. Я смотрел на их лица и думал: «Ведь каждый из вас в любой момент может столкнуться лицом к лицу со смертью. Не с риском потерять карьеру, не с риском обнулить счета в банке, не с риском потерять возможность путешествовать по всему миру, а с риском потерять жизнь или здоровье». И эти молодые люди вступают именно в эти войска, для того чтобы защищать нас днем и ночью, постоянно находясь, что называется, на линии огня.

Вот еще пример, который мне сейчас пришел в голову. Евгений Николаевич Чернышев, руководитель противопожарной службы города Москвы. Начальник, «белый воротничок» — только в военной форме. Ну, сидел бы у себя в кабинете, командовал, а он поехал на пожар и погиб. Не потому, что не имел квалификации или сделал какую-то ошибку, а потому, что сознательно пошел туда, где была опасность погибнуть, пошел ради спасения других людей — и погиб.

Имена таких людей ни в коем случае нельзя забывать. Это наши современники, люди, отдающие свои жизни для того, чтобы спасти других.

А вот еще пример. Город Ижма в Коми, где сел Ту-154. Зовут этого человека Сергей Михайлович Сотников, он был начальником аэропорта «Ижма» и много лет после его закрытия следил за взлетно-посадочной полосой без всякой надежды на то, что она когда-нибудь кому-то пригодится. Он не давал сваливать туда спиленные деревья, ставить старую технику, и благодаря этому героический экипаж Ту-154 посадил абсолютно обесточенную машину и спас тех, кто был на борту. Кстати, я летел на этом самолете и с этим экипажем, возвращаясь из Якутии, так что имел возможность видеть этих людей, — но это было задолго до того события, о котором я говорю.

Вот навскидку три примера, но, поверьте, об этом можно говорить очень-очень много. А вывод — такими людьми и сохраняется род человеческий. Когда из нашего мира, из человеческого общества уйдет любовь, уйдет доброта, уйдет готовность к самопожертвованию, когда

110

 

 

зла будет больше, чем добра, человечество не сможет существовать, потому что зло стремится к смерти, а не к жизни. Динамика зла всегда завершается небытием. Поэтому жизнь — это любовь, это добро, это подвиг, это нравственное чувство, которое так нужно возгревать всем нам в непростых условиях жизни в мятущемся XXI веке.

Я хотел бы вспомнить еще один подвиг — великий подвиг новомучеников в советские времена, тех, кто пострадал за веру и за добро. Почему Церковь так настойчиво напоминает об этом? В чем особая ценность их подвига?

Во-первых, потому, что это люди, которые отдали свои жизни за веру сравнительно недавно. Ведь старшее поколение еще помнит ту эпоху — если не сами были свидетелями того, что происходило, то их старшие братья и сестры, папы и мамы. Например, я прекрасно себе представляю, что происходило, потому что об этом рассказывали родители, рассказывали друзья родителей. Поэтому не только для нас, людей моего поколения, но и для молодежи, которой мы можем передать эти рассказы, новомученики — это люди, отделенные от нас очень небольшим промежутком времени.

Если взять, допустим, мучеников первых трех столетий, то они превратились в неких былинных героев. Конечно, жития этих мучеников как бы воскрешают реальные события в нашей памяти, в нашем сознании, но это было так давно, где-то уже за границей исторического горизонта, а подвиг новомучеников — совсем недавно.

Есть фотографии, есть кадры хроники...

Совершенно верно. Есть протоколы допросов, есть фотографии в анфас и профиль накануне казни. Вот то, что просто обжигает нас. Подвиг новомучеников — это ярчайшее свидетельство способности людей отдать жизнь за свои убеждения, за веру, за те самые нравственные принципы, которые сегодня, к сожалению, часто отвергаются и нивелируются в жизни современного общества. Поэтому для того чтобы понять важность борьбы за жизнь, за человека, за великие нравственные идеи, нужно иметь примеры, и такими примерами являются новомученики.

Ваше Святейшество, такое впечатление, что Пасха в этом году празднуется с каким-то небывалым размахом. Огромные раскрашенные

111

 

 

яйца, растяжки у храмов, школы звонарей — в общем, чего только нет! Что это такое? С чем это связано? Как Вы это объясняете?

Праздник Пасхи — это праздник радости, пасхальное настроение — это настроение радостное. В основе всего этого лежит великая идея, связанная с конечной победой Христа над злом. Это означает, что все зло нашего мира, с которым мы каждый день сталкиваемся, — это страшилки, потому что зло принципиально уже побеждено. Если мы принимаем сторону зла, то мы принимаем сторону проигравшего — вот что такое праздник Пасхи, и поэтому он связан с очень радостными эмоциями. К тому же обычный человек, радуясь, распространяет свое настроение на окружающих. Так, основываясь на состоянии людей, формировалась и фольклорная культура, — ведь она не с неба сваливалась и не по приказу свыше.

И поскольку праздник Пасхи сегодня становится действительно общенародным, то я думаю, что эту энергетику людей хорошо почувствовали и местные власти, в частности власти города Москвы, которые в сотрудничестве с Церковью в этот раз сделали очень многое для того, чтобы праздник вышел на улицы, чтобы он стал народным праздником, в том числе праздником фольклорным, чтобы то внутреннее состояние, которое испытывает человек, переживающий радость воскресной ночи, запечатлелось и во внешних образах, в неких действиях. Полагаю, что фольклор всегда играл очень важную роль в поддержании нравственной традиции народа. Дай Бог, чтобы и сейчас мы к этому вернулись.

Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за интервью.

Благодарю Вас.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.