Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник в честь Донской иконы Божией Матери в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря, 1.09.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ
МАТЕРИ В БОЛЬШОМ СОБОРЕ ДОНСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

1.09.2012

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец наместник, игумен Парамон2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником. Мы вспоминаем сегодня чудеса, которые были явлены нашему Отечеству, народу, граду Москве по молитвам наших благочестивых предков пред Донской иконой Божией Матери, которая пребывает сегодня вместе с нами здесь, в этом храме. Когда вы будете подходить к этому чудотворному образу, то вспоминайте, что перед этой иконой молились князь Димитрий Донской, Пересвет и Ослябя в преддверии самой страшной для того времени битвы — решающей битвы на Куликовом поле, от которой зависело будущее всей страны.

Позже этот образ, подаренный казаками Димитрию Донскому, был принесен сюда, во град Москву, и поставлен в походном храме, — на том месте, где сегодня находится Донской монастырь, — в грозном 1591 году. Для нас это как будто дела давно прошедших лет, но в Церкви история оживает, потому что Церковь хранит историческую память не как сочетание фактов, следствий или причин тех или иных событий, а как явление милости Божией или Божиего гнева. Именно в этом смысл Священной истории.

Мы называем Священной историей историю Ветхого и Нового Заветов, но в определенном смысле Священная история не пресеклась в те времена, потому что она есть история вмешательства Бога в дела человеческие, которое имело судьбоносные последствия.

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Курский и Рыльский Герман, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Ставропольский и Невинномысский Кирилл; епп. Солнечногорский Сергий, Элистинский и Калмыцкий (ныне митр. Саранский и Мордовский) Зиновий, Каменский и Алапаевский (ныне митр. Барнаульский и Алтайский) Сергий, Железногорский и Льговский Вениамин.

2 Игумен (ныне еп. Бронницкий) Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального монастыря.

644

 

 

И на Куликовом поле, когда не было никакой надежды на спасение, ибо враг был сильнее; и в 1591 году, когда неприятель подошел к Москве и был сильнее, чем дружина, охранявшая столицу1; и в XVII веке, в Смутное время; и во времена Наполеонова нашествия; и во времена революции и гражданской войны, разрушившей национальную жизнь нашего народа; и в грозные годы Великой Отечественной войны Господь по молитвам Церкви, народа Божиего, святых угодников, в земле нашей просиявших, защищал нашу землю, наш народ и наше Отечество.

Бог не совершал чуда, которое напоминало бы некий фокус, когда слабые вдруг побеждают сильных. Всякий раз нужно было соучаствовать в оказанной милости Божией, — соучаствовать ревностным и самоотверженным служением Церкви и Отечеству, готовностью совершить подвиг, как совершили его Пересвет и Ослябя и все русское воинство, готовностью идти на любые испытания, на увечья, на смерть, как то было в 1812 году. Знаем, что то же самое было и в Великую Отечественную войну, — Бог приклоняет милость Свою к тем, кто живота своего не щадит во имя святых целей. Но для того чтобы было так, нужно, чтобы между человеческими деяниями и Божественным Промыслом установилась некая связь, чтобы высеклась некая искра, которая воспламенила бы Божественную энергию. И такой искрой, такой связью является молитва людей, живое религиозное чувство, глубокая вера, потому что только в ответ на искреннюю веру, на молитву и на готовность все свои силы отдать для достижения доброй цели Бог приклоняет Свою милость.

Иногда на исповеди священникам приходится слышать такие слова: «Молюсь-молюсь, храм посещаю, свечи ставлю, молебны заказываю, а не помогает Господь». Иногда люди разочаровываются: «Ну почему молитва остается неуслышанной?» Виной тому не Бог, Который всегда готов слышать наши молитвы. Виной тому мы сами, когда и молебны заказываем, и свечи ставим, совершая внешний обряд, а сердцем не пламенеем, верой не возгораемся, в молитве не крепки, на внешнюю, обрядовую сторону возлагаем надежду, как на какую-то магию: мол, заказал — должен получить просимое. Ведь деньги заплатил, свечку поставил, так почему ответа нет?

Чем же такое восприятие мира у нас, христиан, отличается от восприятия язычников, которые обожествляли истуканов, внешние

1 В этом году на месте, где позднее был основан Донской монастырь, было отражено нападение 150-тысячной армии крымского хана Казы II Герея.

645

 

 

обряды, считая, что достаточно притронуться к изображению истукана, принести ему жертву, положить цветы, как непременно все должно автоматически осуществиться? В религиозной жизни ничего не происходит автоматически. Все требует внутреннего напряжения и силы, особенно молитва. Мне приходилось слышать в монастырях, что послушники, особенно новоначальные, готовы идти на любое самое тяжелое послушание, но не на молитву, — потому что подлинная молитва, концентрация всех духовных сил забирает у человека все физические силы. Примером такой молитвы была молитва Спасителя в Гефсиманском саду, когда с Его чела стекали струи кровавого пота (Лк. 22,44). И это у Богочеловека! Может быть, Ему не стоило так напрягаться, ведь Его должен был услышать Бог Отец. Но Сын Человеческий и Сын Божий в одной Личности спасал род человеческий, и Бог Отец требовал от Своего Сына, ставшего Сыном Человеческим, тех же усилий, и мы знаем, что те усилия в молитве превзошли всякое человеческое усилие.

Если у нас что-то не получается, не надо винить в этом Бога. Нужно винить самих себя. Либо ввиду состояния души, либо из-за слабости молитвы, либо по своей греховности, либо из-за «окамененнаго нечувствия» мы становимся неспособными воспринять Божественную благодать. И все то, что произошло с нашими далекими предками в 1591 году здесь, на этом месте, должно помочь нам понять, что искра высекается силой веры, силой молитвы, концентрацией всех душевных сил человека.

Может быть, кто-то возразит: мол, не каждому это дано. Ответ такой: это дано каждому. В Церкви нет избранных. Церковь — это община святых и грешных, и любому человеку, даже погрязшему в грехах, который первый раз в жизни переступает порог храма и молитвой своей высекает искру, Бог дарует силу Своей Божественной энергии. Господь творит чудеса со всеми нами, и это знает каждый, хоть единожды почувствовавший ответ на свою молитву.

И сегодня, в день праздника Донской иконы, прославляя Царицу Небесную, мы припадаем в этом храме к Ее образу и молимся об Отечестве нашем, об исторической Руси, о Российском государстве, о народе нашем, о молодежи нашей, о нашей интеллигенции, которая так часто сбивалась с жизненного пути, заводя за собой в духовное болото весь народ. Мы молимся сегодня с особой силой и о воинстве нашем, дабы Царица Небесная землю нашу ограждала миром, народ наш — покоем; чтобы Она помогала и молодым людям, — тем, которых сегодня

646

 

 

ложными убеждениями пытаются оторвать от Бога и от Его благодати, — чтобы и над ними простерла Царица Небесная Свой Покров.

Находясь в этом храме, я хотел бы особое слово сказать казакам. Сегодня ваш день — это ваши предки подарили князю Димитрию Донскому чудотворный образ. Вы — особый народ, хранящий православные заветы, принявший присягу жертвенного служения Отечеству. Помните о том, что ваши предшественники всегда были готовы жизнь свою положить за веру православную и за народ свой; и пусть эта связь времен сомкнется в ваших душах, воспламенит ревность по вере, ревность в любви к Отечеству.

Я хотел бы также поблагодарить отца Парамона и братию монастыря за это богослужение, за эту молитву. Отцу Парамону сегодня был вручен игуменский жезл, над ним была прочитана молитва поставления на игуменское служение в этой святой обители. От тебя, отец Парамон, ожидаю особых усилий в организации монашеской жизни, в совершенствовании всего того, что сделали до тебя твои предшественники. Каждый вносил свой вклад, и имя каждого мы помним. Сегодня наступило время тебе и братии твоей сделать все для расцвета Донской обители града Москвы. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всеми нами! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.