Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Преображения Господня в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, 19.08.2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СПАСО-
ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ СОЛОВЕЦКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

19.08.2014

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Порфирий2! Матушки игумении, досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемый Игорь Анатольевич, губернатор Архангельской области3!

Хотел бы всех вас сердечно поздравить с престольным праздником главного храма Соловецкой обители — праздником Преображения Господня, который занимает особое место в ряду церковных торжеств, ибо в основе его лежит евангельское событие огромной важности, имеющее прямую проекцию на каждого человека, на каждую эпоху, на состояние всего человеческого общества.

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Курский и Рыльский Герман, Архангельский и Холмогорский Даниил, Саранский и Мордовский Зиновий; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Балтийский Серафим, Солнечногорский Сергий, Нарвский и Причудский Лазарь, Орский и Гайский Ириней, Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, Котласский и Вельский Василий.

2 Архим. Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого монастыря.

3 Орлов И. А.

473

 

 

Мы узнаем об этом евангельском событии не через хитросплетенные басни (2 Пет. 1,16), как говорит апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении (2 Пет. 1,10-19), но от самих очевидцев. Апостол Петр и называет себя очевидцем явления славы и силы Божией, случившегося, когда Бог обратился к Сыну Своему на горе Фавор, сказав: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17, 5; 2 Пет. 1,17).

Апостол Петр знал, о чем говорил. В его время источником религиозного энтузиазма часто были разного рода философские хитросплетения, ведь это была эпоха античности, эпоха многобожия или так называемого религиозного плюрализма — верь во что хочешь и как хочешь. В основе каждого из этих религиозных изысков было некое человеческое учение, совокупность которых апостол и называет хитросплетенными баснями. Но проповедь апостолов была проповедью очевидцев явления силы и славы Божией, почему Церковь и хранит так бережно их свидетельство.

Мы знаем, как важно свидетельство очевидцев в любом деле, особенно в таком, которое рассматривают следственные органы. Без свидетельских показаний не может быть вынесен приговор; свидетельства очевидцев есть самое сильное доказательство. И как же мы должны быть уверены в правоте своей веры, в правоте Евангелия, если в его основе лежат не человеческие хитросплетения, пусть даже очень возвышенные, но все же исходящие от ума человеческого, а свидетельства очевидцев! Именно на этом апостольском свидетельстве и основывается вся вера Церкви. И каждый архиерей Божий, принимая на себя апостольское служение, призван продолжить это свидетельство очевидцев через проповедь, через молитву, через пример собственной жизни.

Итак, апостол Петр повествует нам о событии Преображения. Человеческая природа Спасителя ничем не отличалась от природы других людей, а потому все окружающие, включая апостолов, относились к Господу и Спасителю как к человеку, несомненно, наделенному дарами свыше, но все же человеку. И вот на горе Фавор происходит, силой благодати Божией, преображение человеческой природы Спасителя, и голос был от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Апостолы пали ниц, сраженные потрясающим видением преобразившегося на их глазах Иисуса, с Которым они ходили по пыльным дорогам Палестины, Который, так же как они, испытывал жажду и холод, Который был

474

 

 

настолько смиренен, что не отвечал на человеческие обиды. И вдруг на этой горе происходит чудо Преображения: Иисус из Назарета предстает Сыном Божиим в блистающей, как снег, одежде.

Мы часто используем слово «преображение», но употреблять его следует очень осторожно. Не всякое изменение человеческой личности является преображением, даже если это изменение связано с совершенствованием личности. Мы, несомненно, совершенствуем себя, когда получаем образование, когда под воздействием культуры обретаем остроту эстетического восприятия мира. Если сравнить человека, прошедшего жизненный путь, с отроком, который этот путь только начинает, то будет видно, как усовершенствовался человек, особенно если он прикладывал много сил. Однако это несомненное усовершенствование нельзя назвать преображением — подлинное преображение личности есть такое развитие образа Божия в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу.

Мы знаем, что совершенствование личности или даже общественных отношений, развитие науки, техники, искусства вовсе не обязательно ведет к преображению, — прогресс может быть обращен во зло, знания человека могут нести смерть и разрушения. Знания человека могут использоваться силой диавольской, и мы знаем, в какой ад люди нередко превращают свою жизнь, в том числе опираясь на свои знания и опыт, — происходит не преображение, а духовный регресс.

А что же род человеческий, человеческое общество? Мы же хотим, чтобы оно становилось лучше. Однако обществу, в отличие от человека, не дано преобразиться по образу и подобию Фаворского Преображения. Но разве безразлично для нас, какие отношения сегодня и завтра будут связывать граждан нашей страны и всей исторической Руси? Разве мы можем сказать, что забота о социальном благе лежит вне внимания Церкви? Конечно нет. Церковь, зная, что есть подлинное Преображение, должна воздействовать на человеческое общество, чтобы каждый человек в меру своих сил достигал того преображения, которое произошло на горе Фавор; а тогда изменится и человеческое общество.

Трудно представить, чтобы в обществе святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и угодников Соловецких возникали проблемы и конфликты, которые приходилось бы особыми усилиями преодолевать. Святой человек, живущий в общении с Богом, создает вокруг себя тот мир, о котором говорил преподобный Серафим Саровский.

475

 

 

Поэтому главное усилие Церкви в области устроения общественной жизни заключается в воспитании личности и в воздействии на сферу общественных отношений. И хотя преображение наподобие Фаворского невозможно для общественного измерения человеческой жизни, но если каждый будет стремиться к своему личному преображению, то изменится и жизнь человеческого общества.

Примером такой устремленности к преображению является монастырская община. Вот почему такие серьезные требования предъявляются к монастырям — как к личной жизни монахов, так и к построению их отношений друг с другом. И каждый, кто переступает порог обители, с тем чтобы присоединиться к монашеской общине, должен помнить: он приходит сюда спасать свою душу, достигать своего личного преображения, но одновременно содействовать построению такой общинной жизни, которая устремлена к высочайшему идеалу Божественного преображения.

Я хотел бы всех вас, мои дорогие, сердечно поздравить с сегодняшним праздником, особенно братию обители во главе с отцом архимандритом! Хотел бы поблагодарить вас за дары, которые мне были преподнесены. Со своей стороны хотел бы передать в дар монастырю образ святого, которого я лично очень почитаю. Преподобный Серафим Вырицкий — замечательный угодник Божий, практически наш современник. Он жил в Петербурге, был состоятельным человеком, купцом, но в какой-то момент оставил все и ушел в Александро-Невскую лавру, предварительно приняв постриг в Сергиевом Посаде. Он стал духовником лаврской братии и сподобился получить великие дары от Господа. К нему приходили тысячи и тысячи людей и получали не только утешение, но и помощь. Среди тех, кто приходил к Преподобному, были и мои родители, которые в тяжелый и ответственный момент своей жизни испросили у него совета и, последовав ему (хотя с человеческой точки зрения это было совсем не просто), обрели счастье, радость и мир в семье через рождение одного из своих чад. Поэтому я храню в памяти своей образ преподобного Серафима, которого в домашних молитвах долгое время поминал как иеросхимонаха, а после его прославления в лике святых молюсь ему каждый день, ибо знаю, какой огромной духовной силой предстательства пред Господом обладает этот преподобный отец. Пусть его образ пребывает в вашей обители и помогает обретать духовное утешение, мир и покой в сердце всем притекающим

476

 

 

к нему с молитвой. А архимандриту Порфирию в благодарность за его труды хотел бы преподнести юбилейный крест, который был изготовлен в связи с празднованием 700-летия со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского.

Всех вас поздравляю с праздником!


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.