Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Великий Четверг в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 9.04.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

9.04.2015

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки1, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великим Четвергом — днем, когда Церковь

1 Митрополиты Волоколамский Иларион, Истринский Арсений; епп. Аркадий (Афонин), Гурий (Шалимов), Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Красногор-

416

 

 

прославляет совершенное Самим Господом и Спасителем таинство Тела и Крови Его.

Нашему Спасителю было угодно, чтобы жертва, которую Он принес на Голгофе ради спасения мира, спасла не только тех, кто были соучастниками и свидетелями этой жертвы, как то было в Ветхом Завете, когда люди окроплялись кровью жертвенного животного, тем самым соучаствуя в жертвоприношении. Господу и Спасителю было угодно, чтобы в любой момент человеческой истории всякий человек, крещенный во имя Отца и Сына и Святого Духа и являющийся членом Церкви, то есть причастный к созданной Им общине верных, мог соучаствовать в Его Голгофской жертве, не окропляясь человеческой кровью, но принимая в себя Тело и Кровь принесенного в жертву Сына Божиего и Сына Человеческого. И в преддверии Своих страданий Господь учреждает таинство Евхаристии, или благодарения.

Невозможно назвать это Таинство иначе, чем Таинством благодарения, ведь что еще могут проявить люди пред лицом жертвы, принесенной Спасителем? Какие слова соучастия? Какие слезы сострадания? Ничто не достойно той жертвы, и сострадание не может быть той же силы, что было у стоявших рядом с Голгофским Крестом. И для того чтобы соучастие в жертве Спасителя не было лишь эмоциональным воспоминанием, но было духовной, мистической реальностью, Господь и совершает Таинство благодарения на последней пасхальной вечере и, благословляя хлеб и вино, дает их ученикам, говоря: «Это есть Тело Мое и Кровь Моя, которые приносятся за вас, ради вашего спасения; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22,19-20). Всякий раз, когда мы причащаемся Тела и Крови Спасителя, когда мы соучаствуем в Таинстве благодарения, в таинстве Святой Евхаристии и вкушаем Тело и Кровь Христовы, мы становимся соучастниками Его Голгофской жертвы.

Все то, что последовало за этой жертвой, — спасение мира, возвышение человеческой личности, прощение грехов — даруется нам через Святую Евхаристию. В ней мы получаем прощение собственных грехов, в ней и через нее искупляются наши грехи, она дает нам надежду на спасение. Вот почему без причащения Тела и Крови Христовых не может

ский Иринарх, Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Орехово-Зуевский Пантелеймон, Воскресенский Савва.

417

 

 

жить христианин. Без таинства Святой Евхаристии нет Церкви, потому что это главное действие, которое Церковь совершает, и не может быть ничего превышающего это действие, ибо через него силой благодати Божией мы действительно приобщаемся Тела и Крови распятого Спасителя, становимся соучастниками Его жизни, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения, Его восшествия на Небеса и Страшного и Славного Второго Пришествия.

Многие задают вопрос: как могло случиться так, что некая общность людей, сформировавшаяся две тысячи лет назад, продолжает существовать, несмотря ни на что, и в наши дни? Ведь даже тогда, когда Церковь внешне пользовалась привилегиями, на самом деле ее положение оставалось очень уязвимым, потому что Церковь призвана благовествовать правду Божию, в том числе и сильным мира сего. И очень часто в ответ на эту правду Церковь и ее служители подвергались гонениям, даже когда правители называли себя православными государями. Наверное, самым ярким тому примером является история святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, который говорил Божию правду, которая уязвляла императора и императрицу. Мы знаем, что великий святитель и угодник Божий закончил свои дни в ссылке, не перенеся всех тяжестей того наказания, которому его подвергли.

Иначе говоря, Церковь никогда не находится в привилегированном положении уже только потому, что призвана говорить правду, а правда эта уязвляет тех, кто не живет в соответствии с ней. Вот и удивляются люди, наблюдая двухтысячелетнюю историю Церкви: как же эта общность смогла сохраниться, несмотря на гонения, несмотря на провоцируемые разделения, несмотря на расколы и ереси, несмотря на страшные политические катаклизмы, которые стирали с лица земли целые империи и цивилизации, перекраивая мировую карту? Как это возможно, чтобы Церковь сохранилась? Она никогда не смогла бы сохраниться, если бы не совершала Божественную Евхаристию. Именно потому, что в центре жизни Церкви — Таинство благодарения, через которое люди соприкасаются с подлинной реальностью страданий и Воскресения Спасителя, Церковь и может существовать.

Таинство Евхаристии являет нам Божественную природу Церкви. Мы с вами — ее человеческая природа. Мы можем жить более или менее праведно, мы совершаем грехи и каемся, мы подвержены многим влияниям извне, в том числе страхам и ложным радостям. Но Божественная

418

 

 

природа Церкви, являемая в таинстве Святой Евхаристии, как столп поддерживает всех, кто собирается вокруг нее, чтобы жить по Божией правде.

Да поможет нам Господь хранить веру, исповедовать искренне пред Богом свои грехи, причащаться Святых Христовых Таин так часто, как мы можем причащаться, не погрешая против святыни, но приуготовляя себя к этому великому таинству! Верим, что Господь будет с нами и не оставит Свою Церковь, несмотря на многие опасения и страхи, которые поселяются в сознании современных христиан. Мы должны помнить, что Господь основал Церковь и врата ада никогда не одолеют ее (Мф. 16,18). Эти слова находят особенно сильный отклик в наших сердцах сегодня, в Великий Четверг, — день, когда мы вспоминаем установление великого Таинства благодарения, таинства Святой Евхаристии. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.