Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, 15.03.2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ТРЕТЬЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА,
КРЕСТОПОКЛОННУЮ, В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. КАЛИНИНГРАДА

15.03.2015

Ваши Преосвященства1! Уважаемый Николай Николаевич, губернатор Калининградской области2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с третьим воскресеньем Великого поста, именуемым Крестопоклонным. Это особый день, когда мы вспоминаем распятие Спасителя. В этот день читается Евангелие от Марка (Мк. 8, 34 — 9,1). Слова из этого Евангелия хорошо всем известны. Я приведу их: Кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35).

Слова хорошо известные, но очень непонятные. Что означает погубить душу ради Христа? Понять это невозможно, если не вдуматься в первую часть фразы: кто хочет сберечь душу свою, тот погубит ее. А для кого или для чего сберечь? Не сказано. И только из контекста можно понять, что если не сказано, для кого и во имя чего человек может погубить свою душу, то становится ясным, что речь идет о самом человеке и фразу эту нужно понимать так: кто сбережет ради себя душу свою, тот погубит ее.

В русском тексте, так же как и в славянском, используется слово «сбережение». Но, может быть, стоило использовать иное слово — «сохранение»? Нет. И древние славянские переводчики, Кирилл и Мефодий, а за ними и другие используют слово «сбережение» не случайно, — ведь оно имеет несколько иной смысл, чем «сохранение».

1 Епп. Балтийский Серафим, Солнечногорский Сергий.

2 Цуканов Н. Н.

403

 

 

Станет понятно, о чем идет речь, если мы в качестве примера приведем желание людей сохранить свои деньги. Они их сберегают, есть даже такое понятие — «сберегательная касса». Сбережение средств означает их защиту, создание условий, при которых они не подвергаются инфляции, когда они не обесцениваются, когда никто не может эти деньги похитить и когда человек их просто не теряет, а может быть, даже более того — сберегает, вкладывает во что-то, что приносит больший доход.

Так вот, первую часть евангельской фразы следует понимать так, что, если кто сберегает душу свою ради себя, он ее губит. Мы всю жизнь работаем над своей душой, вне зависимости от того, правильно или неправильно, умножая душевные силы или расточая их. Но с самого детства мы обретаем знания, расширяем свой кругозор, обогащаясь опытом. И так происходит в течение всей жизни: человек не только наполняет свой разум новыми знаниями, но и воспитывает свои чувства, свою волю. Это и есть сберегание души. И если все то, что человек создал, в том числе и благодаря наследственности от родителей и внешнему влиянию, и благодаря своей собственной внутренней работе, — если все то, что он обрел и сберег, он обращает исключительно на пользу самому себе, то, по слову Божиему, он губит свою душу, он ее теряет.

Мне иногда приходилось откровенно беседовать с людьми очень богатыми, которые сумели создать капитал и удачно его сберегают, становясь все более богатыми. Мне приходилось общаться с такими людьми в трудные минуты их жизни, и я не единожды слышал одну и ту же фразу: все бы отдал, только бы... А дальше следовало то, что являлось предметом страданий человека.

Иногда при этом вспоминают детство, родителей, свою не очень богатую, но такую мирную и спокойную жизнь, — и говорят: все бы отдал, чтобы вернулись эти дни. А иногда вспоминают свою настоящую любовь, которая не уходит из сердца, а сопровождает человека всю его жизнь, и тогда тоже (вне зависимости от того, как устроилась его жизнь) говорят: все бы отдал, чтобы...

И очень часто в конце жизни человек, живший только ради себя, понимает, что внутри ничего нет — одна пустота. И тогда возникают мысли: о, если бы все начать сначала! Так вот, Господь нам всем говорит: чтобы избежать этих скорбных мыслей, жизненного фиаско, чтобы не потерять душу, сберегая ее для самого себя, нужно потерять ее ради Христа и Евангелия.

404

 

 

Что это означает? А это значит поставить Господа в центр своей жизни и сбережение духовных сил направить к той цели, которую Он нам предлагает выбрать в качестве единственно правильной и спасительной, а именно — жить не для себя. Господь не предлагает каждому из нас становиться аскетом, подвижником, монахом. Он не предлагает нам идти на страдания. Он просто предлагает посвятить свою жизнь исполнению Его закона, Его заповедей, Евангелия. И тогда мы сохраним все то, что имеем, все то, что нажили. Если душа встроена в правильную систему координат и работает в соответствии с правильно выбранными целями, то жизнь человека становится радостной, потому что с ним Господь.

Удивительны и другие слова: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36) — из того же отрывка из Евангелия от Марка, который мы сегодня слышали. В самом деле, какой смысл в приобретении всего мира, если ты самого главного не приобретаешь? Если твоя душа не приобретает мира, покоя, радости, внутренней тишины, счастья, то для чего все остальное? И поэтому в другом месте Священного Писания находим слова: нужно не в себя, а в Бога богатеть (Лк. 12, 21).

Разве Господу нужны наши деньги или наши богатства? Он не требует, чтобы мы их отдали Ему, но удивительные слова: «в Бога богатеть» перекликаются с сегодняшними евангельскими словами: «душу свою потерять ради Христа и Евангелия», то есть наступить на самого себя, поменять все местами — в центр жизни поставить Бога, а не себя.

А с чего же начать? Для этого нужно вспомнить другие евангельские слова: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Крест — это то страдание, которое проистекает не от нашей глупости и не от наших страстей и ошибок, а которое приходит извне. Допустим, мы не заслуживали человеческого порицания, мы ничего плохого не делали, а на нас начинают клеветать. Или вроде никому ничего плохого не делали, а вокруг нас вдруг появляются враги. Или поражают болезни, скорби, измены. Или когда самые близкие люди становятся предателями. Вот это крест. Это не то, что мы сами продуцируем, не то, что мы сами своей глупостью или греховностью создаем для себя, поставляя в тяжелое жизненное положение, а то, что объективно, со стороны, вне зависимости от нашей воли входит в нашу жизнь.

405

 

 

Но как же часто мы бываем подавлены этими обстоятельствами! Как негодуем! Как иногда с ропотом обращаемся к Богу: чего же я плохого сделал, почему вдруг такая беда? Если такие мысли приходят в голову, то уж точно Господь крест на нас возлагает. И для того чтобы душу свою спасти, а вместе с этим обрести полноту жизни, внутренний покой, уравновешенность всех своих внутренних сил, даже определенный, проистекающий из наших усилий жизненный успех, нужно в первую очередь научиться нести крест, который Бог возлагает на нас. Если мы начинаем этот крест с себя сбрасывать, если начинаем винить весь мир и своих близких — иногда родственников, которые тут совершенно ни при чем, но на которых можно сорваться (на начальнике срываться не будешь!), — так вот, если не будем ни на ком срываться, не будем гневаться, раздражаться, на Бога роптать, а спокойно предадим себя в руки Божии, примем на себя этот крест и понесем его, то это и будет первым шагом на нашем пути к тому, чтобы «в Бога богатеть», чтобы не губить душу свою, но, принимая Христа и Его заповеди, обретать спасение.

Сегодняшний день учит нас очень многому, может быть, самому главному в жизни — как справляться с трудностями, как преодолевать жизненные испытания, что означает накапливать душевные силы и ради чего это следует делать. Помогает он нам понять и то, что работа только ради самого себя завершается поражением — душа, личность человека гибнет, а иногда и внешняя жизнь рушится. Бог призывает нас к такому образу жизни и к таким целям, действуя во имя достижения которых мы становимся счастливыми. Это главная тема сегодняшнего дня. Казалось бы, что общего имеют Крест Христов, которому мы поклоняемся, и человеческое счастье? А оказывается, эти два понятия теснейшим образом связаны. И без принятия Креста Господня, своего собственного креста, без подчинения своих мыслей Божественным мыслям невозможно обрести человеческое счастье.

Да поможет всем нам Господь следовать именно тем путем, который Он нам сегодня предлагает! Сердечно вас поздравляю с Крестопоклонным воскресеньем!

Хотел бы в память о пребывании в Калининграде передать для калининградского кафедрального собора драгоценный ларец с мощами поволжских угодников Божиих. Пусть эта святыня пребывает здесь. Прикладываясь к святым мощам, просите у святых угодников помощи и заступления в вашей жизни. И да хранит всех вас Господь! Аминь.

406


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.