Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в праздник Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 1.03.2015

СЛОВО В ПРАЗДНИК ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

1.03.2015

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!1 Дорогие отцы, братья и сестры! Господа послы!2

Всех вас сердечно приветствую с общим для всех Православных Церквей праздником, именуемым Торжеством Православия!

Этот день был установлен в честь победы над ересями в далеком IX веке после того, как удалось преодолеть ересь иконоборчества. В Церкви установилось такое мнение, что после всех испытаний первых семи веков христианского существования, — испытаний, связанных со многими ересями и расколами, — наконец-то наступает время, когда всякое разрушительное инакомыслие будет остановлено. И в надежде на это был утвержден праздник, который, с одной стороны, свидетельствовал о признании иконопочитания, а с другой стороны, содержал в себе мольбу Богу, чтобы никакие ереси и расколы больше не разрушали церковного единства.

Но мы знаем, что и после тех событий в истории Церкви происходило многое, связанное с действиями людей, сеющих разделения, смуту, ересь и раскол. Но, несмотря на все эти ухищрения, Церковь по милости Божией сохраняет свое единство. Может быть, она умалилась в сравнении с тем масштабом, который имела в первом тысячелетии, охватывая Восток и Запад, но она сохраняет свое единство.

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский Иларион, Истринский Арсений; архиеп. Верейский Евгений; епп. Гурий (Шалимов), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Орехово-Зуевский Пантелеймон, Воскресенский Савва.

Среди сослуживших также были представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси: митр. Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); еп. Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь).

2 В храме присутствовали Чрезвычайные и Полномочные Послы: Абхазии — И. М. Ахба; Армении — О. Е. Есаян; Болгарии — Бойко Коцев; Греции — г-жа Данаи Магдалини Куманаку; Сербии — Славенко Терзич; Черногории — Зоран Йоцович.

397

 

 

И сегодня выразителями этого единства являются 15 автокефальных Православных Церквей, имена Предстоятелей которых мы сегодня вспоминали за молебном.

Обращая взор в прошлое, а также оценивая современную жизнь, задаешься вопросом о том, что же было движущей силой такого инакомыслия в Церкви, которое приводило к разделению и расколам? Еще апостол Павел говорил о том, что надлежит быть и разномыслиям между вами (1 Кор. 11,19), но не тем, которые бросают вызов общей вере Церкви, которые разрушают или потрясают основы ее бытия, которые оскверняют жизнь православных лжетаинствами и лжепроповедью.

Если внимательно посмотреть на личности тех людей, которые были основоположниками ересей в глубокой древности, то нужно свидетельствовать, что все они были людьми незаурядными. Они обладали сильным интеллектом, хорошим образованием, у них были ученики, они умели ярко и убедительно говорить, излагая свою точку зрения. Почему же они стали не служителями Бога, не созидателями Тела церковного, а ересиархами и расколоучителями?

Григорий Богослов в одном из своих произведений говорит о том, что, если кто-то хочет в будущем стать богословом, он должен научиться исполнять Божии заповеди и не восставать против Божественного порядка. И далее произносит замечательные слова: деяния — это ступени, возвышающие до созерцания. Уж Григорий Богослов мог бы сказать, что особая ученость, особые знания возвышают человека до созерцания. Но он говорит о делах как о ступенях к созерцанию.

В другом месте он утверждает, что большой смысл, большое значение и большая ценность заключены в словах, которые произносит богослов, но нет ничего более важного, чем очищать душу свою, и приводит слова из книги Премудрости: В злохудожну душу не внидет премудрость (Прем. 1,4).

А преподобный Никита, слова которого сохранило для нас Добротолюбие, перефразируя апостола Павла, утверждает, что никто не может исповедовать Господа, как только Духом Святым, а значит, без стяжания Духа не может быть и богословия.

Богословие — удивительная область человеческого умозрения, оно основывается не только на логике и знаниях, но и на внутреннем духовном опыте человека. Если богослов становится исключительно кабинетным ученым, обладающим знаниями, умением аргументировать свою

398

 

 

позицию, то такой человек всегда несет в себе некую опасность лжеучения. Только если этот ученый живет интенсивной духовной жизнью, если для него Божественная литургия — это не торжественное протокольное посещение храма по праздникам, если для него молитва — это ежедневная потребность, если для него покаяние и самоанализ — это ежедневная практика, то такой интеллектуал никогда не скажет слов, противных Божией правде, но, напротив, его знания в сочетании с духовным опытом будут нести колоссальный заряд мысли и духовной энергии, как то было у святых отцов.

Нельзя прикасаться к Божественному, не приуготовив себя духовно. А всякое богословие — это прикосновение к Божественному, это попытка проникнуть в Божию тайну. Не дано человеку разумом своим и просвещенностью проникать за завесу этой тайны. Только в глубине сердца, преданного Господу и живущего в смирении и простоте, открываются спасительные Божественные истины.

И поэтому когда мы слышим какие-то гордые, хотя, может быть, даже и сильные слова о Боге, которые смущают наше сердце, не будем с легкостью предаваться обаянию этих слов, пропустим их через себя, через свой собственный духовный опыт, соотнесем это с тем, чему научены святыми апостолами и святыми отцами, и будем внимательны к тому, что говорят люди о Боге.

Сегодня многие говорят о Боге, но, к сожалению, эти слова не столько помогают людям приблизиться к Богу, сколько ставят новые преграды, еще более разделяя мировое христианство. И мы знаем, что, несмотря на огромные усилия, которые многие, в том числе и святые, люди направляли на преодоление разделений, существующих в христианском мире, пропасть, особенно по отношению к некоторым конфессиям, трагически увеличивается. И как бы ни пытались те, кто эту пропасть увеличивают, ссылаться на некие современные философские воззрения, на некую современную антропологию, на некие новые стандарты мысли и философскую моду, они не могут этим оправдать свои разрушительные деяния, которые еще более отторгают людей от Бога, от Его заповедей, от Его мира.

День Торжества Православия, с одной стороны, дает нам возможность вспомнить имена всех тех, кто послужил единству Церкви, проповеди о Христе. Но этот день дает нам также возможность помолиться о Церкви сегодняшнего дня, о Церкви современной, о Церкви,

399

 

 

сталкивающейся с огромными вызовами, о служителях ее, к которым предъявляются сегодня особые требования, и не столько с точки зрения знаний, сколько с точки зрения глубины духовного опыта, потому что только таким опытом, только праведной жизнью можно ответить убедительно и сокрушительно на любые попытки еще более разделить наследие Христово.

Да ведет нас по жизни Сам Господь, милостиво призвавший нас во святую Свою Церковь, дарующий нам благодатные силы для духовного роста, просвещающий наш ум светом Божественных Своих заповедей, ограждая от всяких искушений и помогая возрастать духовно и помнить, что делами мы восходим по ступеням к созерцанию, как учит нас святитель Григорий Богослов! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.