Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово перед чином прощения в кафедральном соборном ХрамеХриста Спасителя г. Москвы, 22.02.2015

СЛОВО ПЕРЕД ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

22.02.2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы достигли с вами особого момента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, — чина прощения. Конечно, этот чин имеет во многом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы в ссоре, на кого обижаемся или кто обижается на нас, не находятся рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в поклоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы входим в замечательную духовную атмосферу прощения.

Собственно говоря, в центре Великого поста находится именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит, и к прощению обид тем, кто их нам нанес. Святой Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V веков, говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даруем другим людям или которое испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели.

Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, самое ответственное и нужное. В центре же поприща Великого поста — прощение и покаяние. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели!

Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста: воздержание от пищи, от особых развлечений, изменение стиля жизни. Ведь для того чтобы человек был способен простить других и раскаяться в своих грехах, он должен изменить внутренний настрой души, ибо все, что нас обычно окружает, что на нас воздействует, никак не формирует в нас

358

 

 

чувства раскаяния. Напротив, оно мобилизует нас на достижение совсем иных целей, на борьбу — и нередко на борьбу с другими людьми. И как часто мы отдаем этой борьбе все свои силы! Как часто мы не можем заснуть именно потому, что выстраиваем некую тактику или стратегию противодействия другим людям. Нам кажется, что победа над ближним откроет перед нами перспективу счастливой жизни, будь то повышение по работе, успехи в бизнесе или просто расширение своего влияния — иногда в мизерных масштабах, масштабах семьи, а иногда и в очень больших масштабах, если речь идет о людях, облеченных властью.

Поэтому без некоего внутреннего переворота или, как говорят современные люди, без переформатирования своего внутреннего состояния невозможно принести покаяния. Нужно переключить свой ум, «сменить программу» и понять, что самое главное в нашей жизни, самое великое воздаяние мы получим именно за то прощение, которое даруем людям и которое сможем испросить у них. Но это возможно только в том случае, если мы будем видеть свои собственные слабости, свои грехи, свою неправду. Однако это едва ли не самое трудное — увидеть свои слабости, и не просто увидеть как бы со стороны, а осознать, что это наш грех, без искоренения которого не будет нашего духовного возрастания.

Прощеное воскресенье в традиции нашего народа связывается с богослужением и посещением тех людей, с которыми мы находимся в ссоре. Как я уже сказал, нередко прощение является символическим моментом в духовной жизни человека, потому что для того, чтобы подлинное раскаяние посетило душу, предстоит еще многое сделать. Тем не менее без этого акта прощения невозможно вступить в Великий пост. Поэтому постарайтесь сегодня испросить прощения здесь, в этом храме, у тех, к кому вы отнеслись несправедливо. А что касается тех людей, которых сегодня с нами нет, то, если есть возможность навестить их, или просто позвонить, или отправить сообщение, сделайте это, не поленитесь. Иногда, как нам кажется, очень трудно совершить такой шаг навстречу обидчику, но именно этот шаг открывает нам путь к покаянию.

Да благословит Господь все наши добрые намерения: достойно провести Великий пост, воздерживаться от скоромной пищи, изменить стиль своей жизни, чаще посещать храм, причащаться Святых Христовых Таин, но самое главное — работать над собой! Семь недель трудов

359

 

 

на самой благодатной духовной почве, на почве преодоления наших недостатков, — без этого не может быть духовного развития человека.

Давайте представим себе: если бы покаяние стало доминантой в человеческих отношениях, разве происходили бы гражданские конфликты? Разве были бы эти страшные столкновения политических сил? Разве совершались бы преступления в области экономики? Разве наполнялось бы ложью информационное пространство? Разве воевали бы народы? Как же можно воевать, если ты простил и просишь прощения? Как же можно обманывать, если ты простил и просишь прощения?.. Прощение и покаяние — те силы, которые способны изменить нашу жизнь к лучшему. И дай Бог, чтобы Великий пост всему этому послужил!

 

Сердечно у всех вас испрашиваю прощения за то, что, может быть, я не успел или не смог сделать, может быть, кого-то не услышал, комуто не ответил, кого-то, возможно, соблазнил словами или делами своими. У всех вас искренне прошу прощения. Благословите и простите меня, грешного, отцы, братья и сестры!


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.