Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великой вечерни в праздник Рождества Христова в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 7.01.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ
В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

7.01.2013

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

1 Митр. Крутицкий и Коломенский.

2 Митрополиты Волоколамский Иларион, Истринский Арсений, Валентин (Мищук); архиепп. Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност; епп. Гурий

29

 

 

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим мироспасительным праздником Рождества Христова!

Вы только что сказали, владыка, что вера в Господа и Спасителя, принятая нашим народом, оставила глубокий след — настолько глубокий, что все потрясения, имевшие место на просторах нашего исторического Отечества, все искушения и соблазны не способны были искоренить веру. То же самое можно сказать и о всем мире, о христианской цивилизации. Возникает вопрос: а чем это объяснить? Ответ заключен в уникальности того евангельского послания, которое Христос принес людям. Рождение Господа и Спасителя мира было поворотным моментом в истории рода человеческого. Те, кто пытаются социологически или иными способами выяснить, в чем же заключается этот поворот, не могут объяснить или хотя бы оценить последствий этого поворота. То, что принес в мир Спаситель, невозможно рассмотреть, применяя способы изучения, которые использует наука или на которых основывается человеческий опыт, потому что переворот произошел в глубине сознания людей, в тайниках духовной жизни.

Собственно, чем же послание Спасителя отличалось от Ветхого Завета? Чем оно отличалось от других религиозных традиций, — ведь все традиции подчеркивают приоритет духовного над материальным? И у Спасителя содержится тот же призыв, поэтому те, кто сравнивают религиозные традиции, иногда говорят, что ничем особенным христианство не отличается. Но мы точно знаем (и это ведение укоренено в истории Церкви), что произошел действительно коренной поворот в развитии всей человеческой семьи. Потому что Господь Иисус Христос не только принес мощное послание, обращенное к сознанию людей, о необходимости изменить жизнь. Он не только обличил формализацию тех религиозных истин, которые были открыты в Ветхом Завете. Он

(Шалимов), Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Орехово-Зуевский Пантелеймон, Балашихинский Николай, Зарайский Константин, Егорьевский Тихон, Бронницкий Парамон.

Среди сослужащих были представители Поместных Православных Церквей при Московском патриаршем престоле: митр. Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь), митр. Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); еп. Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь).

30

 

 

не только призвал Своих последователей жить в соответствии с верой и подчеркнул важность дел, а не слов и обрядов. Он сделал еще нечто, что отличает Его послание от любого другого слова, которое обращалось к людям, призывая их к совершенствованию. Господь Иисус Христос в личности Своей соединил Божественное и человеческое и через это соединение ввел людей в соприкосновение с жизнью Божественной. Если в Ветхом Завете исполнение заповедей было делом только человека, требовало только его сил, — а нет сил, тогда нет и исполнения заповедей, — то благодаря пришествию в мир Спасителя мы получили доступ к Божественной силе, которую именуем благодатью.

Мы не одиноки, мы не просто рабы Божии — мы Божии друзья, как Он Сам об этом говорил (Ин. 15,15). Через Христа Сам Бог разделяет с нами Свою силу, Свою энергию. И потому исполнение заповедей, жизнь в соответствии с законом Божиим является не только нашим делом — Господь с нами соучаствует в этом делании. Именно поэтому произошел радикальный поворот в жизни человеческой семьи: Бог вошел в плоть и кровь, в ткань человеческой истории.

Мы не одиноки, мы не преданы самим себе, мы можем уповать не только на свои силы, но в первую очередь на силу Божию, которая реально совершается в нашей немощи (2 Кор. 12, 9), в наших человеческих поступках, которая способна преобразовать нашу личную жизнь и пространство вокруг нас. И если бы не было этого переворота, если бы не было этой глубокой борозды, глубокого следа, то ничего не осталось бы от нашей христианской веры за две тысячи лет гонений, притеснений, попыток полного уничтожения, попыток посеять смуту, ереси, расколы, столкнуть Церковь с государством, с могущественными силами, подставить ее под удар. А ведь так происходило, и удары наносились! Чего только стоит наша отечественная история в XX веке, символом которой стал разрушенный Храм Христа Спасителя, в котором мы чудом Божиим сегодня вместе молимся Господу в день Его Рождества!

Благодаря какой же силе рухнули оковы? Это что, мы так все вместе поднапряглись? А какой силой в эпоху глубочайшего экономического кризиса и бедности за пять лет вознесся к небу этот самый собор? Можно перечислить множество событий, которые необъяснимы с человеческой точки зрения, — как мы не можем объяснить с человеческой точки зрения прекращения в один день всякого притеснения Церкви

31

 

 

и всякой борьбы с религией, как мы не можем объяснить с человеческой точки зрения победы в страшной Великой Отечественной войне, когда мы были буквально в нескольких шагах от полного поражения. Но враг не прошел, был остановлен, а потом и потерпел сокрушительное поражение, во много превосходя нас силой. Можно привести еще много примеров присутствия Божиего в человеческой истории.

Мы знаем, что многие люди не видят этих следов и пытаются своим человеческим разумом, своими критериями, своей методологией объяснять эти чудеса, но так до конца объяснить и не могут, а потому расходятся друг с другом, спорят, дискутируют, не соглашаются, иногда на основе этих несогласий создают политические партии, строят свои политические программы. У нас, людей Церкви, другой взгляд на историю, на прошлое, на настоящее и на будущее. Мы знаем, что переворот — радикальный переворот — в жизни человеческой семьи произошел, но Бог никого не неволит. Он никого не заставляет увидеть то, что Он совершил в нашей истории, в истории рода человеческого через воплощение Сына Своего и Бога нашего.

Но когда в глубине нашего религиозного опыта нам открывается это ви́дение, какой же силой наполняет оно человека! И разве без этого могли бы выдержать страшные гонения, испытания наши блаженнопочившие предшественники, мученики и исповедники Отечества нашего?

Иногда (особенно это бывает во времена кризисные, неспокойные) люди задумываются о будущем. Вот и в минувшем году поднялась какая-то истерика, связанная с концом света. Но все это могло волновать только людей, лишенных того взгляда на историю, о котором я сейчас говорю. Мы знаем, когда произойдет конец света. Он не произойдет ни от какого столкновения Земли с астероидом, ни от какого катаклизма. Он произойдет тогда, когда зла в мире будет больше, чем добра, когда будет попран и разрушен Божественный закон общежития, когда зло будет нарастать подобно цепной реакции в ядерном реакторе, когда никакими регулирующими факторами невозможно будет погасить этой реакции, нагнетающей зло до бесконечности. Вот тогда и произойдет взрыв, потому что общество перестанет быть жизнеспособным.

Имея это ви́дение и зная причины конца света, мы призваны как Церковь Божия, как носители этого ведения делать все для того, чтобы Божий закон, нравственный закон жизни сохранялся в роде человеческом. Никогда не было просто говорить людям, что есть добро,

32

 

 

а что — зло. В наше время это особенно трудно, потому что стираются границы между добром и злом. Мощный информационный поток обрушивается на сознание людей, особенно молодых, которые, закруженные вихрем этого потока, теряют всякую ориентацию в жизни, теряют систему координат, не понимают, где право, где лево, где добро, где зло, где правда, а где ложь, становясь легкой добычей манипуляторов человеческой истории — тех, кто такое забвение, такую круговерть хотел бы использовать в своих личных или корпоративных, идеологических, политических целях. Именно поэтому, провозглашая правду Божию, мы всегда соприкасаемся с той реальностью, которая будет бороться с нашей проповедью.

Каким же должен быть наш подход к свидетельству, которое мы призваны нести? Каким должно быть наше внутреннее чувство по отношению к тем, кто не просто не согласен, а кто активно желает нашего поражения? Только один подход. И те, кто принимают Христа, и те, кто Его отвергают, — дети Божии. Ради всех Он пришел, чтобы все обрели спасение, а это значит, что наше провозглашение Божией правды должно быть обращено ко всем, нам следует всегда держать дверь открытой для тех, кто захочет прийти и вместе с нами служить Господу. Это означает, что наше слово и наше дело должны быть исполнены того, что Сам Христос назвал высшей ценностью, — любовью.

Событие Рождества Христова, помогая нам лучше видеть смысл происходящего в истории, лучше сознавать предназначение Церкви, одновременно учит нас любви. Вот почему праздник Рождества Христова есть праздник любви Бога к человеку, праздник провозглашения любви как высочайшей ценности. Примем это Божественное послание в свои сердца и будем служить делу, которое является самым святым, самым почетным и самым важным, — делу спасения рода человеческого.

Сегодня в этом храме вместе с большим количеством верующих людей, которых всегда так радостно видеть, — и молодых, и пожилых, и людей среднего возраста, — молится духовенство, и по обыкновению, когда мы все собираемся вместе, я обращаю слова в адрес нашего московского духовенства: Духа не угашайте (1 Фес. 5,19)! Чувство святыни, страх Божий пусть всегда присутствует в вашем сердце, потому что дело, которое вы делаете, имеет решающее значение для спасения многих людей.

33

 

 

Я благодарю Преосвященных владык, священнослужителей города Москвы, за труды, понесенные в прошлом году, и надеюсь, что и в году предстоящем мы как поместная Церковь первопрестольного града будем совершать свое служение во славу Божию. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.