Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду четвертой седмицы Великого поста в храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной, 26.03.2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В СРЕДУ ЧЕТВЕРТОЙ
СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В ХРАМЕ ВО ИМЯ
СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА
БОГОСЛОВА НА БРОННОЙ
26.03.2014

 

Ваши Преосвященства1! Досточтимый отец Андрей2, настоятель сего святого храма! Дорогие братья и сестры!

Я очень рад посетить этот исторический храм, один из древнейших в Москве, история которого восходит к XVI веку. В то время здесь стояла еще деревянная церковь, но уже тогда она была очень почитаема москвичами, и царь Федор Иванович делал пожертвования в этот храм, отмечая его своей царской милостью. Мы знаем, что большинство деревянных зданий в Москве либо сгорело, либо было разобрано из-за ветхости, но этому храму в каком-то смысле повезло, потому что через сто лет был построен другой храм, который сохраняется в основных своих элементах до сегодняшнего дня. Храм был освящен патриархом Адрианом: в XIX веке, после реставрации и значительной перестройки, — святителем Филаретом; и, наконец, в 1990-х годах, после замечательного восстановления, — Святейшим Патриархом Алексием, моим блаженнопочившим предшественником.

С 1993 года здесь трудится настоятелем отец Андрей Хохлов, которого я помню еще совсем юным, — он был студентом Ленинградских духовных школ и моим послушником, когда я был ректором. Всякий раз, когда я встречал отца Андрея, я спрашивал его о том, где и как он служит, и он мне рассказывал об этом храме и о своем служении.

Патриарху непросто выбрать время для посещения московских храмов, но я стараюсь это делать, и в моем насыщенном расписании был и храм святого Иоанна Богослова, возлюбленного ученика и апостола Христова. Радуюсь, что в преполовение Великого поста, Святой Четыредесятницы, в среду Крестопоклонной седмицы, я смог осуществить свое благонамерение и посетить этот храм.

1 Епп. Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Дмитровский Феофилакт.

2 Прот. Андрей Хохлов.

329

 

 

Мы сегодня не отмечаем особого праздника, но всякий раз, когда христианская община собирается для того, чтобы помолиться, причаститься Святых Христовых Таин, — это праздник, ведь каждый человек знает, что, выходя из храма, он чувствует обновление своих душевных сил от прикосновения благодати Божией. Светские праздники, сопровождаемые безудержным весельем, возлиянием спиртного, нередко кажутся радостными, когда мы в них участвуем, но затем следует глубочайшее разочарование, потому что веселье — это не радость. Веселье — это некое воздействие внешних возбуждающих факторов на психику человека, и не всегда это воздействие приносит пользу. В каких-то случаях оно полезно, но нередко оно избыточно и разрушает нервную систему человека.

Мы живем в то время, когда скорби, стрессы сопровождаются безудержным весельем. Достаточно включить телевизор, и мы увидим сплошной поток увеселительных программ. И это делается не случайно, а именно для того, чтобы человек постоянно веселился и таким способом преодолевал стрессы, через которые проходит. Ведь нужно как-то взбодриться, и многие для этого прибегают к алкоголю, а кто-то — даже к наркотикам... Дело не в том, что смех сам по себе плох, что веселье плохо, но веселье не может быть постоянным допингом, поднимающим эмоциональный уровень человека.

Что же такое радость? А радость может и не сопровождаться внешним весельем. Вместо громкого смеха это иногда мягкая улыбка: а если даже и смех, то смех совсем другой. Радость происходит от внутреннего духовного состояния человека. Радость есть не что иное, как прикосновение к нам Божественной благодати — той самой, которую мы прежде всего чувствуем, причащаясь Святых Христовых Таин; это тихое, мирное состояние души. А у людей духовно просвещенных это не просто тихое состояние, а избыточествующая сердечная радость, которая оказывается самым ярким, самым сильным — в положительном смысле слова — проявлением человеческой души. Именно такая радость и отождествляется с человеческим счастьем, и каждый знает, что это состояние практически никогда не зависит от каких-то внешних, материальных факторов. Оно связано с глубокими душевными и духовными переживаниями. Радость человеку приносит истинная и искренняя любовь. Почему? Да потому что любовь — это та сила, которую Бог подарил людям, это тот нравственный идеал, который Он провозгласил

330

 

 

высочайшим идеалом, и потому его достижение, переживание любви является величайшей радостью для человека.

Не всегда это состояние продолжается долго, потому что внешние обстоятельства значительно деформируют нашу душу и многое вытесняют из нее, в том числе и любовь. Для того чтобы иметь чувство радости, нужно постоянно пребывать в общении с Богом. Постоянно — значит никогда не прерывать этой связи: ни на работе, ни в транспорте, ни в свободное время. Это не значит, что мы должны все время молиться и читать какие-то длинные молитвы, — это означает, что Бог никогда не должен уходить из нашей жизни и мы не должны отдаляться от Него. Чтобы поддерживать связь с Богом, достаточно просто сказать: «Господи, прости меня», когда мы чувствуем, что делаем что-то неправильное, когда мыслим греховно, когда произносим неверные, греховные слова.

«Господи, помоги» — такие простые слова! Мы должны произносить их всякий раз, когда нуждаемся в помощи Божией, — произносить так часто, как это бывает необходимо. Этими словами мы устанавливаем связь с Богом, мы к Нему обращаемся, и Он нам отвечает, — не всегда, но когда мы достойны Его ответа. В этой связи содержится некий барометр наших отношений с Богом. Если Бог молчит и не отвечает нам, значит, что-то неправильно в нашей жизни. Для того и дается нам время покаяния и молитвы, время поста, чтобы мы переосмыслили свою жизнь, чтобы мы могли раскаяться в своих согрешениях, очистить свою душу, установить живую связь с Господом, через которую нам подаются и прощение грехов, и ответ на наши прошения, и радость, которая является следствием прикосновения к нам Божественной благодати.

Я желаю всем нам так пройти поприще Святой Четыредесятницы, чтобы стать ближе к Богу, чтобы чувствовать Господа каждый день и, может быть, каждый час своей жизни, чтобы навыкнуть в этом общении с Богом, и тогда многое из того, что сегодня нас раздражает и подавляет, разрушая наш покой, действительно отступит в сторону. Мы поднимемся над обыденностью. Подобно тому как птица взлетает над землей и видит больше, чем человек, идущий по земле, так и каждый, кто чувствует живую связь с Богом и обретает дар благодати, поднимается вверх и обретает большую широту зрения, а значит, глубину понимания того, что происходит с ним и с окружающим миром. Да поможет нам Господь спасительно провести дни Святой Четыредесятницы!

331

 

 

Я хотел бы в память о пребывании в этом святом храме преподнести икону Святой Живоначальной Троицы. Да поможет Господь Триединый, Господь, Который есть Любовь, всем членам прихода возрастать в любви и в радости о Господе. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.67 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.