Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 3.03.2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ

В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

3.03.2014

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста каждому христианину, сознательно относящемуся к своей вере, надлежит особым образом подвергать осмыслению, анализу свою внутреннюю жизнь. Святые отцы предлагают нам поместить это самоиспытание в центр нашей жизни, особенно в то время, когда и внешние обстоятельства способствуют такому самососредоточению.

Пост и является таким обстоятельством. Несомненно, подвергая себя внутреннему испытанию, задавая себе нелицеприятные вопросы, мы столкнемся со многими трудными сторонами нашей внутренней жизни. Об одной из таких сторон мне и хотелось бы сегодня сказать — не столько от себя, сколько от святых отцов.

Речь пойдет о стрессах, через которые современный человек проходит в той или иной мере практически каждый день своей жизни. У некоторых стрессы связаны с исполнением профессиональных обязанностей,

309

 

 

другие просто не выдерживают общего информационного фона, который давит на человека и несет очень большое количество негатива, воздействуя — вольно или невольно — на наше сознание.

Во времена святых отцов слово «стресс» не использовалось, но было другое слово, которое почему-то практически вышло из нашего обихода, — «печаль». Вот о печали в святоотеческой письменности сказано очень много. Святой Григорий Нисский говорит, что печаль иссушает человеческое сердце. А замечательный церковный писатель-аскет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин проводит такое сравнение: как моль вредна для одежды, как червь — для дерева, так печаль вредна для человеческого сердца.

Святые отцы ясно понимали, что печаль в большинстве случаев разрушает внутренний мир и покой человека, лишает его возможности сосредоточиться на вопросах духовной жизни. Когда человек испытывает сильный стресс, он не может ни о чем думать, он постоянно «прокручивает» в своем сознании те или иные обстоятельства, связанные с этим стрессом, он мучительно пытается найти выход из сложившегося положения, он реально страдает. И как часто стрессы приводят к необратимым физическим последствиям, разрушая человеческий организм и саму человеческую жизнь!

Такое состояние святые отцы именуют греховным. Печаль греховна, потому что она действительно иссушает человеческое сердце, и современный человек, переживая стресс, знает это на собственном опыте.

А может ли печаль быть спасительной? И на этот вопрос отвечают святые отцы. Тот же Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что только в двух случаях печаль спасительна: когда она происходит от искреннего раскаяния в грехах пред Богом и когда она посещает человека, неудовлетворенного своим духовным совершенствованием. Но печаль, проистекающая из этих двух важных обстоятельств, не иссушает сердца человека и не является стрессом. Это другая печаль: она мобилизует сознание и волю, помогает поставить перед собой важные задачи, связанные с духовным совершенствованием, с развитием личности. Такая печаль не убивает, а возвышает, являясь стимулом к внутреннему совершенствованию.

Что же делать, когда нас посещает стресс — та самая печаль, которая иссушает или разрушает человеческую природу? Святые отцы

310

 

 

дают очень простой совет. Так, Иоанн Лествичник говорит, что скорбь и печаль уничтожаются псалмопением и добродетелью.

Под псалмопением Преподобный имел в виду, конечно, молитву — искреннюю молитву к Богу. В моменты печали и скорби следует соотнести их причины с той системой духовных ценностей, которые Бог определил для жизни человека. И чаще всего, соотнося причины стресса и повседневной скорби с великими Божественными заповедями и предначертаниями, мы можем сказать, что эти причины — ничто пред Богом и пред вечной жизнью, ничто по отношению к спасению нашей души. Сила христианина заключается в том, что он может противопоставить печали, стрессу свое внутреннее убеждение, основанное на вере. Ведь именно так — нашими убеждениями — препобеждается скорбь по нашим усопшим ближним; нашими убеждениями, молитвой препобеждается печаль, с которой мы нередко сталкиваемся в жизни.

Иоанн Лествичник упоминает еще и добродетель. Почему добродетель? Потому что свершение добрых дел всегда несет в себе некий позитивный заряд, обогащая человека энергией. Даже посещение скорбящих людей вместо того, чтобы отнять у человека энергию, напротив, придает ему сил, помогает уяснить нечто важное для себя, определить приоритеты, отделить главное от второстепенного. Если мы творим добрые дела, то тем самым отвлекаемся от того, что стало причиной нашей печали. Именно поэтому, когда нас посещает печаль не по Боге, а обусловленная жизненными скорбями, нам не нужно замыкаться в себе, не нужно постоянно думать о причинах этой печали, не нужно противостоять тем, кто нас обидел, и выстраивать систему защиты, тем самым нанося еще больший урон своей душе. Очень важно переключить сознание и начать делать добрые дела, читать Священное Писание и, как учил Иоанн Лествичник, псалмопением преодолевать печаль.

Святоотеческая мудрость содержит замечательные указания, помогающие нам правильно устраивать жизнь. Не могу не привести дивные слова преподобного Нила Синайского, который ясно и просто сказал о том, что печаль человека преодолевается мужеством и благородством. Но у мужества и благородства должен быть источник, и этот источник всегда внутри человека, в его сердце, в его уме. Мужество и благородство вырастают из убеждений и реального духовного опыта, а иначе они остаются просто красивыми словами, не способными не только помочь человеку в печали, но и просто сопровождать его по жизни.

311

 

 

Наученные святоотеческой мудростью, будем с вниманием взирать внутрь себя, будем пытаться отвечать на те вопросы, которые сама совесть ставит перед нами, и будем, исходя из великой священной мудрости отцов и учителей Церкви, вооружаясь этой мудростью, преодолевать скорби и печали нашей жизни! Аминь.


Страница сгенерирована за 2.01 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.