Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 3.06.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СРЕТЕНСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ
г. МОСКВЫ
3.06.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем очень важное историческое событие, связанное с чудом, явленным от Владимирской иконы Божией Матери. В 1521 году над градом Москвой нависла смертельная опасность: крымский хан Махмет-Гирей возжелал захватить город и уничтожить его. У хана были основания для такого дерзновенного военного плана: армия его была сильна; продвигаясь по Руси, он разорял города и убивал людей, наводя ужас на народ православный. Войска хана подошли к Москве. Великий князь Василий, не располагая

273

 

 

достаточными военными силами и имея большие проблемы с формированием воинской дружины, стал спешно укреплять свои войска.

Все понимали, что такое спешное укрепление войск мало может помочь в отражении страшной опасности, которая нависла над Москвой. И тогда митрополит Варлаам призвал весь град горячо молиться о спасении. Хорошо известно, что одной благочестивой слепой инокине было явлено во сне дивное видение: она увидела, как из Кремля износится чудотворная Владимирская икона, как при выходе из Спасской башни икону встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и, упав на колени, молили святителей, износивших образ, не совершать сего. Молитва угодников Божиих была услышана — икону возвратили в Кремль. Подобное же видение было и у Христа ради юродивого Василия Блаженного. И когда горожанам стало известно об этих двух явлениях, то возникла надежда на спасение и еще более усилилась молитва людей.

Махмет-Гирей останавливает свои войска, а затем и поворачивает вспять, отказываясь от планов захватить столицу Русского государства. Существует предание, что ему также было видение Божией Матери, окруженной русским воинством, в великой силе пребывавшим. И потому убоялся хан идти на штурм Москвы.

Три праздника Владимирской иконы Божией Матери отмечаются в году, и все они посвящены воинским победам, избавлению града Москвы от нашествий ордынских ханов. С этим образом Царицы Небесной связывается вера в особое заступничество Матери Божией о граде Москве, о земле Русской и о Русской Церкви. Потому так почитается этот образ как святыня Москвы и всего Отечества нашего.

Чему же учит нас воспоминаемое сегодня историческое событие, так дивно преломленное в церковной памяти и выраженное литургическими средствами в сей святой праздник? Оно учит нас очень многому. Горожане, когда узнали о видении, поняли, что Господь заступлением Пречистой простил им их грехи. Нашествие хана в сознании наших благочестивых предков крепко связывалось с их грехами и воспринималось как наказание за грех. Так всегда воспринимались военные поражения, гражданские смуты, потрясения, которые происходили в истории нашего народа.

Люди жили глубокой религиозной жизнью, вера была не на периферии, а в центре этой жизни. У большинства наших людей был

274

 

 

яркий, глубокий личный религиозный опыт — опыт переживания Божественного присутствия в их жизни. А потому и страх Божий был силен, и, когда происходили невзгоды, никому и в голову не приходило объяснять эти катаклизмы политическими, экономическими, социальными или прочими причинами, находя вину где-то там вдалеке и таким образом как бы защищая самих себя от суда Божия — мол, не мы виноваты, а стечение обстоятельств, законы истории и многое другое.

Каждый имеет право на собственное толкование истории, и ученые объясняют ее по-своему. У Церкви же есть право духовно прозревать исторические пути народа; у верующего человека есть право и возможность видеть руку Божию в своей жизни, в истории Отечества своего и понимать, что есть Божие наказание. Если мы будем придерживаться такого взгляда на историю, то нам многое из прошлого станет ясно и от многого иного мы сможем уберечься в будущем.

Некоторые недоумевают: «Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война? Почему так много народа погибло? Откуда это ни с чем не сравнимое страдание людей?» Но если мы и на эту военную катастрофу посмотрим с тех позиций, с которых взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказанием за грех — страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой. Разве могло быть пройдено с легкостью, без суда такое страшное явление в жизни народной, как уничтожение верующей части общества, уничтожение Церкви, обречение людей на страдания, мученичество и исповедничество? Но если бы вместо страшного наказания последовали материальное процветание и победа атеистической идеологии, то невольно каждый здравомыслящий верующий человек спросил бы: «А где же суд Божий, неужели только в вечности? Неужели Он не простирает Своей длани над историей?»

История нашего Отечества, как, может быть, никакая другая, учит тому, что суд Божий происходит не только в вечности — он происходит и в истории. И Господь, являя Свою справедливость, наказывает людей. Иногда наказания эти очень страшные. Примерами их

275

 

 

наполнено Священное Писание Ветхого Завета. И наша история свидетельствует о том, что Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7).

Однако наказание Божие — это не проявление некоего деспотизма и жестокости, о чем порой с удовольствием рассуждают люди неверующие, подвергая сомнению сам факт бытия Божия. Наказание Божие — это явление Его правды, это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира; это установление баланса, без которого всякая человеческая система рухнет. Наказание Божие есть в том числе и проявление любви Божией к людям во имя их исправления.

Сей день, как и многие другие праздники, связанные с историей России и Церкви нашей, помогает многое понять, многое прочувствовать и, устремляясь вперед, помнить, что Господь наказывает нас не только в нашей личной жизни. Не только личности, но и человеческие сообщества подвергаются наказанию — так было начиная со Вселенского потопа до последней страшной мировой войны.

В руках каждого из нас — наша судьба и судьба Отечества. Вот почему мы должны хранить веру, иметь страх Божий и всегда помнить не только о любви Божественной, но и о Божием наказании, о том, что правда Божия всегда будет явлена, какие бы ни предпринимались попытки вычеркнуть и исторгнуть эту правду из человеческой жизни. А если присутствует Божия правда — есть и надежда на вечное торжество Божественной справедливости, на победу добра над злом.

Сегодня все мы как народ, устремляясь вперед по тому пути, который открывается перед Отечеством нашим, должны помнить уроки истории и, храня веру православную, жить по правде Божией, дабы не карающая Божественная десница наказывала нас, но десница любящего Отца поддерживала нас в жизни.

Сегодня мы отмечаем также еще одно важное событие: пятнадцать лет назад был вновь открыт этот святой монастырь, основанный в ознаменование спасения столицы по молитвам верующего народа предстательством Божией Матери через чудо, явленное от иконы Владимирской в годину нашествия хана Тамерлана на нашу землю. Сия обитель особым образом связана с иконой Пресвятой Богородицы, и замечательно, что именно в день празднования святому образу мы отмечаем пятнадцатилетие открытия обители, которая стала одним из очень важных духовных центров столицы, куда стекается

276

 

 

много людей, где совершается активная духовная, образовательная и культурная деятельность.

Я хотел бы сердечно поблагодарить наместника обители отца архимандрита Тихона1 за труды, которые он предпринял, возрождая сию обитель вместе с братией своей, с благочестивыми мирянами, оказывавшими и оказывающими большую поддержку этому святому месту. Воистину, за пятнадцать лет пройден славный путь, и мы сегодня с благодарением Господу можем свидетельствовать, что в сем святом месте действительно вспыхнул и разгорается очаг духовной монастырской жизни, который согревает души людей и привлекает к себе тех, кто, может быть, пока еще не видит отчетливо присутствия Божия в своей жизни и в жизни нашего народа.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с этими двумя событиями. Покров Царицы Небесной, который неоднократно в годины испытаний ограждал страну и народ наш от скорбей и даже гибели, и ныне ограждает нас от всякого зла, помогая нам с верой и надеждой, с упованием на помощь Божию и предстательство Царицы Небесной идти по тому пути, который указывает нам Господь. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.