Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Из слова по окончании Божественной литургии в субботу второй седмицы по Пасхе в Спасо-Преображенском соборе г. Донецка 7.05.2011

ИЗ СЛОВА ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В СУББОТУ ВТОРОЙ СЕДМИЦЫ ПО ПАСХЕ
В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ г. ДОНЕЦКА

7.05.2011

 

Ваше Блаженство, Блаженнейший владыка митрополит Владимир2! Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Иларион3! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства4! Дорогие отцы, братья и сестры!

Христос Воскресе!

Благодарю Вас, дорогой Блаженнейший владыка, за слова, которые Вы только что сказали. Действительно, молитва нас объединяет и вера в Воскресшего поддерживает нашу жизнь, как фундамент.

Вот и сегодняшнее евангельское чтение помогает нам многое понять: почему один человек достигает Христа, а другой — нет, почему один находит веру, а другой не находит. Обратимся к такому, казалось бы, простому повествованию: Господь пятью хлебами накормил пять тысяч человек (Ин. 6, 5-11)... Нынешнее чтение — из 6-й главы Евангелия от Иоанна — начинается с описания того, что произошло после насыщения людей. Они бросились ко Христу, чтобы провозгласить Его царем, но Он, как пишет евангелист Иоанн, удалился от

1 Пасхальный канон, песнь 9.

2 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины.

3 Митр. Донецкий и Мариупольский.

4 Митр. Волоколамский Иларион, митр. Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митр. Одесский и Измаильский Агафангел, митр. Луганский и Алчевский Иоанникий (ныне на покое), митр. Вышгородский и Чернобыльский Павел; архиеп. Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь).

223

 

 

них на гору (Ин. 6, 14, 15). Христос не захотел стать царем, не захотел, чтобы люди стремились к Нему лишь для того, чтобы Он, обретя власть, словно в благодарность за нее, помог им.

Господь остается на горе, и народ теряет Его из виду. Ученики устремляются к Спасителю, зная, что Он живет постоянно в городе Капернауме. Они плывут на лодке, как рассказывает апостол и евангелист Иоанн Богослов, 25 или 30 стадий — это пять или шесть километров — на веслах, на утлой лодочке, ночью. И вдруг начинается сильный ветер. Пять-шесть километров даже в хорошую погоду на плохой лодке проплыть тяжело, а ночью, когда ветер, когда темно... Но они гребут изо всех сил, чтобы приплыть в Капернаум. И что же происходит? Господь приходит к ним по водам, и тотчас лодка чудесным образом пристает к берегу (Ин. 6,16-21).

А что же остальные люди? Они также стремятся в Капернаум, чтобы встретиться с Тем, Кто ушел от них, не пожелав быть царем. Они видели, что лодка была только одна, и уж точно знали, что при отплытии в ней были только апостолы — Христа в лодке не было. В поисках Того, Кто накормил пятью хлебами пять тысяч, люди приплывают на лодках из Тивериады и вдруг видят, что Господь там, и спрашивают: «Как же Ты здесь оказался, ведь Ты же не был в лодке со Своими учениками?» Казалось бы, Господь должен был возрадоваться, что люди пришли к Нему. Но это были те самые люди, которые хотели провозгласить Его царем, и потому Он говорит им суровые слова: Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6, 22-26).

Это повествование из Евангелия от Иоанна помогает нам понять, в каком случае мы находим Господа. Апостолам и искать было не нужно: они просто шли навстречу Ему сквозь бурю, сквозь ветер, рискуя, может быть, жизнью, потому что лодка могла опрокинуться, — и тогда Он Сам к ним пришел. Они не хотели чудес, они не хотели хлеба, они не хотели, чтобы Он стал царем, — они просто хотели быть с Ним, и Господь Сам пришел к ним.

Если мы ожидаем от Бога чудес, желая получить помощь и поддержку в обретении власти, силы, денег, могущества, то не нужно зря тратить время. Ни власть, ни сила, ни могущество в ответ на подобное стремление Богом не посылаются, потому что ни власть, ни деньги, ни могущество не спасают человека. Они не являются

224

 

 

ценностями в очах Божиих; на Страшном суде Он не спросит, сколько у тебя было на счету денег, какую ты должность занимал, на каких машинах ездил, в каких домах жил. Он спросит: а накормил ли ты голодного? напоил ли жаждущего? принял ли странника? посетил ли того, кто в темнице или в больнице? Иными словами, совершил ли ты милость во имя Божие?

Не встретятся с Господом те, кто желал бы привлечь Его чудодейственную силу, чтобы накормить себя, причем как можно лучше, и не только накормить, но и иметь как можно больше материальных ценностей. Господь не ответит ни на одну молитву с просьбой сделать нас богаче, — не тратьте на это время! Господь также не ответит на молитвы, в которых мы просили бы Его: «Сделай меня архиепископом или митрополитом, генералом, губернатором или президентом!» Господь глух к таким молитвам. Но Он открыт к тем, кто с искренней верой идет к Нему. А чтобы идти к Нему, нужно видеть цель человеческой жизни, нужно уметь отличать добро от зла, подлинные ценности от мишуры современной жизни.

Это совсем не значит, что все люди должны быть бедными, что они не должны стремиться к развитию своего потенциала и в том числе к продвижению по служебной лестнице. Все это заложено Богом в человеческую природу — человек должен развиваться, но вот просить Бога: «Дай мне, накорми, дай больше власти, денег, одежды!» невозможно, потому что Бог такую молитву не слышит...

Господь явился ученикам в тяжелый для них момент, когда они искали Его — своего Учителя. Они поплыли в тот город, где Он жил, и увидели Господа, идущего по морю и приближающегося к лодке (Ин. 6, 19). Какой прекрасный образ! Вот и наша Церковь как лодка — лодка, которую раскачивает бурное житейское море, которую хотят перевернуть и пустить ко дну враги внешние и внутренние. Но мы плывем! Несмотря на бури, несмотря на измены, несмотря на разделения и скорби, мы плывем навстречу Господу! И сегодня это почувствовал каждый, кто искренне молился в храме, кто причащался Святых Христовых Таин: мы — корабль Божий и в этом корабле обретаем спасение.

[...]

225


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.