Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Вознесенском соборе г. Новочеркасска 14.10.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В ВОЗНЕСЕНСКОМ СОБОРЕ г. НОВОЧЕРКАССКА

14.10.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров — символ защиты, символ помощи, которую Царица Небесная дает каждому, кто обращается к Ней с верой, в ответ на его труды и молитвы.

Этот праздник любим в нашем народе, но особенно в казачестве, потому что с праздником Покрова связано одно из самых чудесных событий в истории казачества. В далеком 1641 году донские

187

 

 

и запорожские казаки совместно — как один народ, как одно казачье братство — держали оборону Азова от турок. Почти четыре года длилась эта оборона. Силы врага в пятнадцать раз превышали силы казаков. Но это не надломило воли к победе, не породило страха перед смертью. Мужественно оборонялись казаки, защищая город и Отечество свое, и крепко молились, потому что знали, что по человеческому рассуждению один не может победить пятнадцати. И в канун праздника Покрова им было явлено видение прекрасной Жены, в багряницу одетой, и уверовали казаки в то, что Покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на их мужество, на их волю к победе, на их горячую молитву простирается над ними. И стали без боя отступать турецкие войска от Азова, прекратив его четырехлетнюю блокаду.

В истории казачества было много чудес. Чудо — это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю соединяет с человеческой. Тогда умножаются силы людей и совершаются великие деяния.

Я хотел бы поздравить с великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы Всевеликое казачье войско Донское, а также всех казаков. Слово «казак» означает «вольный человек, человек, любящий свободу». Собственно, так и возникло казачество, когда на эти южные земли стали переселяться те, кто любил свободу, кто любил волю. Поскольку земли были богатыми, то их надо было защищать. А потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто становились разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые жили по своему разумению, по своему хотению и произволению, нередко употребляя ту же силу оружия на то, чтобы творить беззакония.

А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, также вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те, и другие любили волю, имели оружие. Почему одни стали называться казаками, а другие — разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, то человек становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззакония и приносить зло.

188

 

 

Казак — это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божиему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в древности, так дело обстоит и сейчас. Если поставляет казак свою волю под волю Божию, если живет по закону, то тогда исполняет великие Божии заповеди.

Господь сказал, что Его учеником является тот, кто соблюдает Его слово. И именно таким ученикам открывается истина. И говорит Господь: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Не низменное, греховное понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе — свобода, подчиненная нравственному закону. Тогда свобода соединяется с ответственностью, тогда любящий волю человек становится казаком, а не разбойником. А тот, кто поставляет себя под закон Божий, начинает жить этим законом. И возникает любовь в сердце к людям, к своим ближним, родным, к своему Отечеству. Вот почему казаки всегда служили Отечеству — они свою свободу соединяли с нравственным Божиим законом, они жили по совести. А как же жить по совести и не любить народ свой? Как же жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда нависала опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, неколебимость его рубежей.

За верность Богу, Православной Церкви, за жизнь по совести, за верность присяге и Отечеству казачество пострадало так, как, может быть, никто иной на земле нашей. И многим казалось, что память о них погибе... с шумом (Пс. 9, 7), и никогда больше не наполнится этот казачий Новочеркасский собор народом, и никогда сотни и сотни облаченных в казацкую форму людей не преклонят здесь больше колен пред Господом и не обратят свою молитву к Царице Небесной. Но совершилось и это чудо! И сегодня мы как народ, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но поворачиваем лицо свое к Богу, начинаем понимать, что жизнь человека может быть счастливой и радостной только тогда, когда свою свободу, дарованную ему Богом, он соединит с верностью Божиему закону и будет любить свое Отечество и своих ближних.

Пробуждается и возрождается казачество наше. Много еще предстоит испытаний, наверное, много и проблем, которые нужно решить,

189

 

 

но самое главное — должны помнить и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и неколебимым, будет мощной опорой Российского государства, поддержкой Церкви, примером для народа.

С большой радостью я прибыл к вам, мои дорогие, чтобы впервые в истории совершить в этом величественном соборе Всевеликого войска Донского Божественную литургию и в день Покрова вместе с вами горячо помолиться о нашем Отечестве, нашем народе, казачестве, о Церкви нашей. Верим, что, как и в прошлом, Царица Небесная приклонит к нам Свою милость и явит нам великую победу — победу над грехом и злом, преодоление проблем и трудностей, встречающихся на нашем жизненном пути.

Да покрывает Царица Небесная Своим омофором наше казачество, храня его от всякого зла! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.