Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Казанском соборе г. Санкт-Петербурга 21.09.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

21.09.2011

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Владимир1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Дорогие отцы, матушки игумении! Ваше Превосходительство, уважаемый Георгий Сергеевич, губернатор Северной столицы3! Дорогие мои братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы!

Неслучайно именно сегодня мы празднуем 200-летие Казанского собора, ведь первоначально на этом месте стоял небольшой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и когда государь император Павел I возжелал, чтобы на Невском проспекте — главном проспекте Петербурга — воссиял величественный собор, он повелел заложить его именно здесь. Кроме того, император повелел, чтобы на сем святом месте в Петербурге постоянно пребывал список чудотворного Казанского образа, который хранился в царском доме начиная со времен Иоанна Грозного и был особо почитаем; а потому помещение этого образа в соборе на Невском проспекте, на берегах Невы

1 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский.

2 Митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; архиеп. Брюссельский и Бельгийский Симон, архиеп. Симбирский и Мелекесский (ныне митр. Симбирский и Новоспасский) Прокл, архиеп. (ныне митр.) Тверской и Кашинский Виктор, архиеп. (ныне митр.) Петрозаводский и Карельский Мануил; еп. Гатчинский (ныне Петергофский) Амвросий, еп. Петергофский (ныне Царскосельский) Маркелл, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Выборгский (ныне Кронштадтский) Назарий, еп. Единецкий и Бричанский Никодим.

3 Полтавченко Г. С., губернатор г. Санкт-Петербурга.

177

 

 

придавало особое значение Петербургу — новой столице — как преемнице Москвы и хранительнице веры православной. Когда собор был построен, ему было усвоено именование в честь Казанской иконы Божией Матери, но один из пределов в память о первоначальном храме, что находился на этом месте, был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы.

Вот почему, празднуя 200-летие освящения сего святого храма, мы отмечаем и его престольный праздник — первый двунадесятый праздник церковного года, который, как вы знаете, начинается 1 сентября по старому стилю, то есть 14 сентября. Неслучайно память Рождества Пресвятой Богородицы празднуется в начале церковного года. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней»1 — именно с этого события и началась новая эпоха в истории человеческого рода.

Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего — Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого. С Него началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви. Это было так странно и непонятно в те языческие времена, когда философы — стоики и эпикурейцы — предлагали в качестве высочайших совершенно иные ценности. И когда Господь провозглашает новую парадигму человеческой жизни, когда Он призывает жить не по законам, проповеданным языческой мудростью, а по иному закону — закону любви, которая предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру (ибо любовь характеризуется прежде всего способностью жертвовать), то тем самым Господь не только переворачивает общественное сознание того времени, но и изменяет вектор развития всей человеческой цивилизации.

Мы знаем, что и после Христа многие не усвоили этой великой истины — того, что главным законом жизни является закон любви. А потому и после Христа люди творили беззакония, грабили и убивали, наступали на горло ближнему, чтобы добиться своей цели; и множество войн и других проявлений человеческой неправды легли отметинами на историческом пути человечества. Кто-то может спросить:

1 Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

178

 

 

«А как же пришествие в мир Спасителя? Было ли оно напрасным? Не напрасно ли Господь сказал всему миру, что основа жизни — это любовь?» — Нет. И чем больше творится беззаконий, тем ярче свидетельство о Божественной истине, тем притягательнее она становится, тем больше людей желают принять ее умом и сердцем, потому что видят, что жизнь вне Божественного закона ведет к погибели и личности, и общества, и всего человеческого рода.

Действительно, как сказал владыка митрополит, история Казанского собора очень поучительна. В ней словно сосредоточена вся история рода человеческого — с его вдохновениями, необычайными прорывами, с его жертвенностью, ибо храм сей был памятником мужественного, жертвенного служения Отечеству народа нашего в грозное время Отечественной войны 1812 года. Но он явился также памятником злобы, цинизма, пошлости, давления злых человеческих идей, которые порабощали сознание так, что люди теряли свободу, причем не по принуждению, а добровольно отдавая себя в руки лжеучителей. Наверное, никто из читавших историю Казанского собора не может без слез и внутреннего содрогания вспоминать историю ограбления этого собора в 1922 году, когда на глазах священников с величественного иконостаса, построенного в память о победе нашего народа, срывались серебряные пластины, когда выламывались иконы и все осквернялось — якобы во имя человеческого счастья. Затем оскверненный собор был отдан в руки раскольников, которые присягнули на верность разграбившим его. Гонители надеялись через раскольников расправиться с Русской Церковью, направить ее по ложному пути, но народ, даже утратив способность к сопротивлению, в глубине души своей не принял ни этого раскола, ни богоборчества. Наконец, словно символизируя полную победу над Христом и Церковью, здесь, в сердце нашей Северной столицы, в ее главном храме, был создан атеистический музей.

Казалось бы, в истории были расставлены все точки над «i» — нет никакого будущего у Церкви, нет никакого будущего у цивилизации любви, открытой словом Христа Спасителя. Но непреходящий смысл имеют слова, сказанные Господом: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). И ныне в величественном кафедральном соборе Санкт-Петербурга при множестве народа, при участии властей мы прославляем дивное событие — 200-летие

179

 

 

освящения этого замечательного храма, вспоминаем имя Пресвятой Богородицы и возносим горячие молитвы пред Ее чудотворным образом о стране нашей, о Санкт-Петербурге — Северной столице, о народе и о Церкви нашей.

Мы должны помнить историю, мы должны стараться, напрягая свои ум и сердце, проникать в слово Божие, чтобы в сознании своем замкнуть времена, связать концы и начала. Именно в этом обретается полнота ведения смысла человеческой истории, и без этого ведения невозможно движение в будущее. Иначе мы, как и много раз в прошлом, будем вновь спотыкаться из-за стремления объявить временные, тактические цели целями стратегическими и направить на их достижение все силы народа, тем самым истощая их. Только ви́дение перспективы так, как предначертал Бог, может открыть и государственным мужам, и градоначальникам, и правителям, и народу нашему, как следует устроять основы жизни, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы не бороться с Богом, чтобы не поддаваться на искушения диавола, но действительно строить свою жизнь в соответствии с волей Божией. И стены поруганного, а ныне торжествующего Казанского собора должны многому научить — даже тех, кто и сегодня не желает слышать слово Божие.

Да сохранит Царица Небесная под Своим Покровом всех нас — и сей святой храм, и град святого Петра!


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.