Поиск авторов по алфавиту

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Обращение к читателям газеты «Коммерсантъ» 7.04.2000

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ

«РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ! ГОСПОДЬ С ТОБОЮ»
Обращение к читателям газеты «Коммерсантъ»
1
7.04.2000

 

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы назывался у древних христиан «Зачатие Христа» и «Начало искупления», праздновался за девять месяцев до Рождества Христова и понимался как «спасения нашего главизна»2, день великого мира и покоя.

Событие праздника, как о нем повествует евангелист Лука, представляет собой диалог «служителя чудес» Архангела Гавриила и Неискусобрачной Девы Марии.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1, 28-38).

Последние слова Богоизбранной Отроковицы вместили в себя полноту всецелого послушания и доверия человека воле Божией, без чего наше спасение оказывается невозможным: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Таким образом Матерь Божия от имени рода человеческого свидетельствует готовность всем сердцем принять замысел Божий о Своей судьбе и добровольно следовать Господней

1 «Коммерсантъ». № 60 (1945) от 07.04.2000 г.

2 Тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

132

 

 

воле. Здесь — ключ к пониманию природы взаимодействия Творца и Его творения, Божественного предопределения и человеческой свободы выбора. Ибо, по слову святителя Григория Паламы, воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как и без творческой воли Божией1.

Афанасий Великий числил Благовещение первым в ряду христианских праздников, видя в бессемейном зачатии Господа Иисуса Христа начало домостроительства нашего спасения. В день Благовещения род человеческий в лице Приснодевы Марии приносит Богу великий дар кротости и послушания, а Бог в ответ посылает миру Спасителя, Которому предстоит принести Себя в жертву за грехи людей.

Следование воле Божией сопряжено не только с послушанием, но и с подвигом, с жертвой, с самоотвержением, порой до смерти. И потому отзвук смиренных слов Богородицы в день Благовещения мы различаем в молении Спасителя в Гефсиманском саду, перед взятием Господа под стражу: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42)

Мы редко задумываемся о том, что чем огромнее и непостижимее дар Божий человеку, тем большие испытания уготованы ему в нашем мире, тем драматичнее в нем его судьба. Ибо Дева, превыше всех отмеченная благодатью Божией, избранная зачать Господа и Спасителя всех людей, — и безутешная Мать, скорбящая у подножия Креста, на котором добровольно и безвинно умирает Ее Сын, — одно и то же Лицо.

При этом воля Всевышнего всегда спасительна — как для отдельного индивидуума, так и для всего рода человеческого, ибо она движима Божественной любовью к человеку и заботой о его благе. Одно из самых волнующих проявлений этого небесного попечения о человечестве — ныне празднуемое Благовещение Пресвятой Богородицы, которое мы, современные христиане, имеем возможность воспринимать в контексте евангельской истории и последующих событий. Ибо мы ведаем и исповедуем, что после Благовещения, после крестных страданий Спасителя, после Его смерти и погребения свершится и пребудет вовеки Светлое Христово Воскресение!

1 Григорий Палама, свт. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы. 5.

133


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.