Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Преображения Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 19.08.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

19.08.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие всечестные отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Преображения Господня! Это день, который учит нас тому, что Бог, вечный и непостижимый, пребывающий там, где мы по своему физическому естеству находиться не можем, — всегда рядом с нами. Господь дал это ви́дение Своей близости людям на горе Фавор. Не случайно преобразился Спаситель, явив ученикам Свою Божественную славу, указывая им в преддверии Своих страданий на то, что Он Сын Божий, — но для того, чтобы они почувствовали близость к ним Самого Бога, чтобы в тот момент позора и поражения, когда Учитель их будет распят на Кресте, посрамлен, поруган, когда в глазах всего иудейского народа будет растоптана и уничижена Его миссия, в умершем человеке, в мертвом теле они продолжали видеть Бога, осознавать Его таинственное и спасительное присутствие в их жизни.

Сегодняшний день помогает нам понять еще нечто невероятно важное для современного человека, а именно: как много людей не могут поверить в Бога! Они не могут поверить, потому что всё окружающее их не говорит им о Боге. Взгляд современного человека обращен туда, где являет себя сила человеческая. Мы восторгаемся результатами человеческого разума, удивляемся достижениям технического прогресса. Все то, что поражает сегодня наш ум, связано с деятельностью человека. Люди перестают видеть Бога в окружающем их мире, потому что современная безбожная цивилизация

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; архиеп. Истринский Арсений, архиеп. (ныне митр.) Владимирский и Суздальский Евлогий, архиеп. Рязанский и Касимовский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Павел, архиеп. Верейский Евгений, архиеп. (ныне митр.) Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; еп. Солнечногорский Сергий.

97

 

 

закрывает перед ними эту возможность, — закрывает мнимой человеческой силой и мнимым человеческим господством.

На чем же основывается вера современных людей? Чаще всего — на чуде. Большинство людей в своей жизни сталкивались с чудом. Ктото получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, ясно видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на окружающий мир Божий, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем сильнее человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше он готов к тому, чтобы в этом чуде увидеть Бога.

Но Бог не потрясает наше сознание чудесами, которые с неодолимой силой привлекали бы нас к Нему. Если бы Он использовал такие чудеса, то лишил бы нас свободы самим выбирать между верой в Него и неверием. А Господь оставляет эту свободу человеку. И потому, чтобы поверить, нужно не ждать ошеломляющего сознание чуда, а видеть Бога в окружающем мире.

Удивительные слова находим мы в Третьей книге Царств — ветхозаветное повествование о пророке Илии, представшем пред очами грозного, жестокого и неправедного царя Ахава. Илия произнес слова, которые, наверное, повергли в недоумение и царя, и всех, кто стоял рядом: жив Господь Саваоф, ибо я предстою пред Ним (3 Цар. 17, 1). Должно быть, люди обернулись назад, посмотрели вправо и влево, думая: «Где Господь Саваоф? О чем говорит Илия? Кому он предстоит? Он предстоит пред очами грозного царя, и нет здесь Бога Саваофа!» Однако пророк знал, что говорил, потому что видел Бога, — не физическим зрением, но он видел и чувствовал Его всей своей природой. Как замечательно сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Горячее и искреннее и постоянное памятование о Боге дает нам возможность видеть Бога»1! А святитель Димитрий Ростовский, размышляя над тем, что произошло с пророком Илией,

1 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетическая проповедь. Поучение в Неделю 25-ю. О любви к Богу.

98

 

 

говорил: «Он предстоял пред лицом царя, но умом своим, мыслью своею, сердцем своим видел Бога»1.

То, что произошло на горе Фавор, было Богоявлением апостолам. Им предстояла особая миссия, и они увидели прославленного Спасителя. Конечно, и того видения могло быть недостаточно для человека, неспособного видеть Бога, — кто-то мог сказать: привиделось, приснилось, галлюцинация, на солнце перегрелись или еще нечто подобное. Но апостолы сознавали, что им была явлена Божественная слава их Спасителя.

Сегодня мы нуждаемся в укреплении нашей веры. Никакие прочитанные книги, никакое образование не способны открыть человеку Бога — они могут лишь подготовить человека к этому открытию. Но если мы, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, постоянно и горячо памятуем о Боге, если Он становится центром нашей жизни, — тогда и совершается великое чудо Богоявления. И нам уже не нужно никаких громких чудес — мы будем видеть Бога в каждом шаге, каждом деянии, каждом мгновении своей жизни. Более того, мы будем видеть присутствие Божие в истории, — а значит, понимать знаки исторических событий. Мы не будем идти на поводу у тех, кто в угоду собственным идеям и политическим целям по-своему трактует эти события. Живя с Богом, мы будем прозревать духовный, сущностный, онтологический смысл истории, что даст нам великую силу и убережет от соблазна идолопоклонства, соблазна принять антихриста за Бога.

Может быть, современный человек нуждается в Богоявлении не меньше, чем апостолы на горе Фавор. Будем просить Господа в день Преображения, чтобы Он дал нам память о Нем. Не ту фрагментарную память, когда мы сначала думаем о Боге, а потом забываем и живем так, будто Бога нет, — но постоянное предстояние пред Ним, как сподобился того пламенный пророк Божий Илия, который, стоя на земле пред очами царя, видел Бога Саваофа, всемогущего Творца мира.

Опыт апостолов, святых, пророков — это не опыт небожителей, это опыт людей с их грехами и проблемами. Но всякий грех и всякая человеческая неправда испепеляются благодатью Божией,

1 Димитрий Ростовский, свт. Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Преображение Господне.

99

 

 

которая даруется нам тогда, когда мы со смирением и в простоте сердца предстаем пред Богом, имеющим власть оставлять грехи.

Пусть праздник Преображения поможет нам, мои дорогие, понять, как мы, живущие в мятущемся XXI веке, способны не просто сохранить, но и укрепить веру, которая вводит нас в живое соприкосновение со всемогущим Богом! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.