Поиск авторов по алфавиту

«Преображение Господне». Обращение к читателям журнала «Православная беседа» 08.2009

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ»

Обращение к читателям журнала «Православная беседа»1

 

О событии Преображения Господня повествуют три евангелиста: Матфей, Марк и Лука.

[...]

В кондаке праздника Церковь поясняет, что Господь преобразился перед учениками для того, чтобы они, когда увидят Его «распинаема, страдание... уразумеют вольное». Другими словами, преобразившийся Господь является перед Своими апостолами в особой, Божественной славе, дабы укрепить в них веру в Себя как Сына Божия.

Эта забота Господа об умножении веры в учениках была им действительно необходима. Ведь Спасителю предстояло пройти путем уничижения и скорби, претерпеть поношения и истязания и наконец принять крестные муку и смерть. Чтобы сохранить веру и присутствие духа, апостолы должны были помнить, что их Учитель не просто человек по имени Иисус из города Назарета, но истинный и возлюбленный Сын Божий.

Повествуя о событии чудесного Преображения Господня на глазах избранных учеников, евангелисты Матфей, Марк и Лука, за

1 «Православная беседа». 2009. № 4. С. 2-7.

82

 

 

неимением в человеческом языке подходящих слов для описания славы Божией, прибегают к сравнениям лика и одежд Господа с солнцем и светом (Мф. 17, 2), со снегом, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9, 3), с блистанием (Лк. 9, 29). И в самом деле, что может быть для человеческого глаза более сияющим и лучезарным, чем солнце, и более белым и сверкающим, чем блистание снега на вершинах гор?

Кроме того, вместе с Господом ученикам являются древние пророки: Моисей и Илия, беседующие со Спасителем (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Этот факт свидетельствует о том, что Иисус Христос принадлежит не только земному, физическому миру, но и миру Небесному, и природа Его не только человеческая, но и Божественная. Именно эту Божественную природу Спасителя и утверждает глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).

Над Иорданскими водами в момент Крещения Господня, как мы помним, был слышен тот же Божественный глас, и то событие Церковь именует Богоявлением. На горе Фаворской в сиянии Божественной славы и в утверждающем небесном гласе вновь открывается людям Божественная природа Иисуса Христа. Странствующий Учитель и Чудотворец из Назарета являет миру Свое природное естество Сына Божия. Великий учитель Церкви, византийский богослов и писатель, подвижник благочестия Григорий Палама (1296-1359), размышляя об особенности Фаворского сияния, облиставшего Иисуса Христа, утверждает, что это был не обычный физический свет нашего сотворенного мира, но свет нетварный, — видимое явление Божественной силы.

На древних иконах, изображающих Преображение Господне, мы видим Христа стоящим на вершине горы, а апостолов павшими ниц в благоговейном страхе перед великим чудом, явленным им Учителем. От фигуры Господа во все стороны исходят потоки ослепительного золотого света, пронизывающего весь мир Божий, всю вселенную.

Этот иконографический образ заключает в себе реальность нашего существования, выраженную замечательной по своей глубине богословской мыслью: Божественная благодать, имеющая своим неиссякаемым источником Бога и Творца, пронизывает весь мир

83

 

 

и преображает его. Спасительным действием благодати Божией поддерживается и жизнь самого человека. Это единственная в мире сила, способная преобразить нас, воззвав к свету из тьмы заблуждений и ошибок, падения и отчаяния.

Апостолы Петр, Иаков и Иоанн явились не только свидетелями, но и соучастниками великого события Фаворского Преображения, ибо благодать Божия проникла и в их сердца. Об особом духовном состоянии, которое пережил апостол Петр, свидетельствуют его горячие, от сердца идущие слова: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Гебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17,4), — дабы пребывать здесь как можно дольше, чтобы задержать этот миг чуда, продлить это блаженство полноты жизни и счастье общения с Богом. И, как замечает один из евангелистов о Петре, тот не знал, что говорил (Лк. 9, 33), ибо эти слова излились сами собой из души апостола, переполненной удивительным чувством вдохновения, мира и покоя, которое снизошло на него в момент Преображения Господня.

Эти слова Петр произнес, будучи озарен нетварным Божественным светом. В них — пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо «сделать кущи» — это значит создать на земле дом для святыни, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы свет Преображения разлился по всему миру и вся земная действительность просияла, как просияли на горе ризы Спасителя.

Бог и Творец вселенной распространяет исходящую из Него энергию жизни на весь космос, на всю нашу планету, даже самый дальний ее уголок, на общество людей и на каждого отдельного человека. И все, что активно не сопротивляется Богу, может быть изменено к лучшему силой Божественной благодати. Апостолы, восприняв Божественную благодать, пережили мгновения неизреченной духовной радости и всем сердцем желали продлить это счастье. Точно так же и мы призваны научиться с благоговением и доверием открывать свою душу навстречу изливаемой на нас Отцом Небесным благодати и, усваивая ее, преображать себя и окружающий мир.

Сущность христианского подвига всегда заключалась в преображении существующей действительности, в изменении нравственной атмосферы в обществе, в приведении ко Христу людей, не знаю-

84

 

 

щих Его. Подвигом апостолов, ставших свидетелями Преображения Господня, Евангелие было проповедано во многих странах. Примеру апостолов следовали многие поколения святых, во всех концах земли трудившихся над осуществлением явленного в Преображении идеала в непрерывно меняющихся исторических условиях. Этому примеру должны следовать и мы, современные христиане, ибо наш мир, претерпевший в минувшем столетии множество потрясений, забывший Христа, отвернувшийся от Него и лежащий во зле, должен преобразиться силой Божией и нашим подвигом, каким бы малым и скромным этот подвиг ни являлся и на каком бы месте ни судил нам Господь трудиться.

Целью всех наших трудов является возрождение веры, преображение людских душ и сердец, соединение человека с Творцом. Чтобы к этой цели приблизиться, необходима активность всех верующих людей, объединенных в церковную общину. В общине, на приходе должны осуществляться социальная, воспитательная, молодежная работа, а также попечение о пожилых и немощных. Священник обязательно должен находить время для внебогослужебных собраний, особенно молодежных. Мы должны связывать Евангелие с сегодняшней жизнью, сквозь призму Слова Божия взирать на политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь страны. Только в таком случае можно будет говорить о преображающем влиянии Церкви на все стороны нашего бытия.

Конечно, было бы дерзостью ожидать здесь, на земле, увидеть мир совершенным. Совершенство будет явлено лишь в будущем веке, в Царствии Божием. Но если каждый из нас в своей жизни будет во всем следовать Слову Божию, то и нынешняя наша действительность изменится, преобразится, причем не призрачно, а реально.

85


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.