Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день празднования перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в Спасо-Андрониковом монастыре 29.08.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ИЗ ЕДЕССЫ
В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРЕННОГО
ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
В СПАСО-АНДРОНИКОВОМ МОНАСТЫРЕ
29.08.2010

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня большой праздник, который совпадает с воскресеньем. В народе он именуется третьим Спасом. Праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь, которое состоялось в 944 году по инициативе византийского императора Константина Багрянородного.

Все присутствующие (или по крайней мере большинство) хорошо знают историю Нерукотворного Образа, но я все-таки напомню ее, потому что в этой истории обретаются некие символические совпадения с днем сегодняшним.

Едесский царь Авгарь болел проказой. Услышав о Чудотворце — Иисусе из Назарета, царь посылает к Нему своего архивария (он был художником), повелевая написать изображение Спасителя и пригласить Его в Едессу. Посланный не может даже подойти ко Господу, потому что Его окружают огромные толпы, и пытается издали, с холма, нарисовать Его портрет, но ничего не получается. Когда посланник уже отчаялся исполнить повеление, Господь Сам подозвал его и обещал вручить то, что было необходимо царю Едесскому. Умывшись, Господь вытер Свое лицо платом, на котором чудесным образом отобразился Его лик, и отправил это изображение месте с письмом царю Авгарю, который по вере своей исцелился. Позже в те места пришел апостол Фаддей, который проповедовал Христа и крестил народ; и по молитвам Фаддея оставшиеся следы проказы исчезли с лица царя Авгаря.

Правнук Авгаря был идолопоклонником, язычником — он отступил от христианской веры своего праотца и покушался на христианские святыни. И тогда епископ Едессы, опасаясь, что Нерукотворный Образ Спасителя, помещенный на крепостной башне над городскими воротами, может быть уничтожен, ночью тайно закрыл его штукатуркой. Так образ исчез. Только в 545 году, когда к Едессе

891

 

 

подступили персы и над городом нависла страшная угроза, епископ, получив откровение свыше о том, что чудотворный образ Спасителя по-прежнему находится на той самой башне, открыл его. С горячей молитвой жители Едессы обратились ко Господу, и враг не посмел войти в город.

Я напоминаю эту историю потому, что есть некое символическое совпадение того, что мы празднуем сегодня, с тем, что вчера произошло на Красной площади1. Вообще, сам факт совершения богослужения здесь, в Спасо-Андрониковом монастыре, 29 августа — это вроде бы случайность: из-за очень напряженного графика богослужений и прочих ответственных дел, связанных с Патриаршим служением, я никак не мог выбрать день, в который можно было бы совершить здесь богослужение в юбилейный год 650-летия монастыря. В конце концов оказалось, что единственная возможность совершить богослужение в теплое время года — это сегодняшний день. Тогда еще никто не знал, что на Спасской и Никольской башнях Кремля будут обретены иконы. Но получилось так, что эти два события оказались символически связанными, и история древней Едессы непостижимым образом стала для всех нас близкой и понятной.

Вероятно, были ученые, исследователи, которые всю историю про едесского царя, про Нерукотворный Образ воспринимали всего лишь как легенду. Но как же поразительно повторяет историю с Нерукотворным Образом все то, что произошло с иконой Спасителя на Спасской башне в городе Москве! Как и в древней Едессе, в нашей стране в годы лихолетия ко власти пришли язычники — люди, не верившие в Бога, которых сам вид иконы на главной башне Московского Кремля раздражал, не соответствуя их убеждениям. И тогда был отдан приказ уничтожить эти иконы, но по милости Божией с ними произошло то же, что произошло с Нерукотворным Образом, — они были закрыты от глаз гонителей, сохранены и ныне явлены нам.

Нерукотворный Образ был явлен, когда персидский царь Хосрой подступил к Едессе, чтобы разрушить город; а ныне образ Спасителя явился народу нашему и всему миру без видимой внешней угрозы.

1 28.08.2010 г., в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх освятил отреставрированную надвратную икону Спасителя на Спасской башне Московского Кремля.

892

 

 

Но разве только внешние опасности влекут за собой гибель людей? А сколько в жизни современного человека опасностей внутренних, сколько опасных мыслей, которые отторгают человеческое сердце от Бога! Сколько усилий предпринимается сегодня, чтобы сформировать у людей языческий образ жизни! И вопросы мировоззрения уходят на задний план — какая разница, кто в какого бога верит и верит ли вообще; главное, чтобы жил по закону плоти, языческому закону... Опасность, нависшая сегодня над духовной жизнью людей, — не меньшая, чем в прошлые времена, когда угроза чаще всего была физической, а не духовной.

Образ Спасителя явлен нам для того, чтобы мы, подобно жителям древней Едессы, спаслись — спаслись от нового языческого пленения, от безумия, которое захватило и продолжает захватывать сознание людей. Этот образ, явившийся нам так неожиданно, — разве не Божие чудо, являемое Москве, России и всему миру? И может быть, сегодня как-то особенно прозвучали слова из Послания апостола Павла к Колоссянам, которые мы только что слышали. Говоря об Иисусе Христе, апостол свидетельствует: Он есть образ Бога невидимого (Кол. 1,15), человеческий образ Бога, невероятная и непостижимая Божественная тайна. В человеческом облике Бог является людям. И возжелал Господь, чтобы Его изображение также вошло в историю рода человеческого.

Икона дает нам возможность видеть невидимого Бога, соприкасаться с невидимой Божественной реальностью. Если картины помогают нам увидеть прошлое, понять духовный мир художника и его эпохи, многому научиться и многое понять из прошлого, то икона помогает нам видеть вечное — и прошлое, и настоящее, и будущее — тот мир духовный, ту реальность, в которой пребывает Бог. Взирая на икону, мы своими человеческими очами всматриваемся в этот мир; более того — икона становится неким каналом, обеспечивающим связь человека с этим миром. Через эстетический образ Божественная реальность открывается и так воздействует на человека, что он обретает способность видеть иное бытие.

Вот почему мы называем икону святыней — есть нечто непостижимое в воздействии образа, Божественного образа, на человека. Это не просто эстетическое наслаждение, не просто эстетический восторг — это действительно обретение иного мира. И через огромное

893

 

 

по силе духовное воздействие человек приземленный, укорененный в исторической реальности, становится способным, поднявшись над этой реальностью, увидеть Бога и прикоснуться к вечности.

Вот почему Церковь так бережно сохраняла иконы, поклонялась им как великим святыням на протяжении столетий и тысячелетий. А разорение приходило на землю тогда, когда наследники царя Авгаря, становясь язычниками и безбожниками, разрушали эти святыни. Все совершается по воле Божией — за грехи свои человек лишается святынь, а возвращаются они тогда, когда люди становятся достойными и способными их принять.

То, что произошло вчера, помогает всем нам понять, что такое время наступило. И как с открытием Нерукотворного Образа враг отступил от Едессы, так и сегодня мы верим, что враг рода человеческого отступит от нашего народа по мере возвращения святынь, по мере обретения возможности прикасаться через эти святыни не только к земной красоте, но и к Божественной красоте иного бытия.

Сегодня в этом месте, где некогда нес свое служение преподобный Андрей Рублев, где доныне сохраняются иконы, которые по милости Божией не были уничтожены в годы лихолетья, мы молимся о том, чтобы наш народ, обращающийся к Богу, открыл свои разум и сердце к восприятию Божественного мира и чтобы великие святыни земли нашей — чудотворные иконы — помогали людям в условиях земного бытия обретать вечность. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.