Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в храме во имя новомучеников и исповедников Российских в г. Ванве (Франция) 11.02.2001

СЛОВА ПО РАЗНЫМ СЛУЧАЯМ

 

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ХРАМЕ ВО ИМЯ НОВОМУЧЕНИКОВ
И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
В г. ВАНВЕ (ФРАНЦИЯ)

11.02.2001

 

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иннокентий1, Ваше Высокопреосвященство владыка Анатолий2, дорогие отцы, братья и сестры!

Мне доставляет великую духовную радость и утешение сегодня — во дни, предшествующие празднованию 70-летия кафедрального храма нашей Церкви в Париже3, — совершить вместе с вами Божественную литургию, вдали от Родины молитвенно прославляя подвиг ее новомучеников и исповедников. Нынешний день является как будто вполне обыденным для Церкви, но в то же время он совершенно особенный, ибо согласно Православному церковному календарю память святых мучеников празднуется практически ежедневно, потому что верность Христу и Его Церкви во все времена и при любых обстоятельствах есть мученичество.

Господь говорил об иге Его, налагаемом на всякого, кто последует за Ним (Мф. 11, 29). Это означает, что быть христианином — значит нести иго. Правда, Господь добавил, что иго Его — благо, и бремя

1 Еп. Корсунский (ныне архиеп. Виленский и Литовский).

2 Архиеп. Керченский.

310-12 февраля 2001 г. в Париже проходили церковно-общественные торжества, посвященные 70-летию храма во имя Трех святителей — Подворья Русской Православной Церкви, кафедрального собора Корсунской епархии.

873

 

 

Его легко (Мф. 11, 30), однако иго есть иго, и бремя есть бремя. Но тогда возникают вопросы: зачем нужна такая вера и для чего необходима такая Церковь, которые призывают людей принять иго и бремя как благодать и радость? Ведь главная психологическая, мировоззренческая, ценностная установка современного человека состоит как раз в том, чтобы сбросить с себя всякое иго и освободиться от любого бремени, дабы обрести полную независимость от долга и обязательств, чтобы ничто не смущало его покоя, не лишало комфорта и не бередило душу, чтобы человеческое существование в мире было делом простым, легким и приятным. Это стремление человека освободиться от какого бы то ни было бремени, от долженствования и самоограничения есть ядро современной культуры и современной цивилизации, для которых призвание христианина — поистине бремена неудобоносимые (Лк. 11, 46). А между тем Церковь призывает брать крест свой и следовать за Христом, покоряясь Его спасительному игу и почитая его за награду и благо. Какая же великая тайна христианства сокрыта за этим видимым противоречием? Это — великая Божия истина о человеке.

Господь одарил нашу человеческую сущность подобием Своему Божественному образу, одновременно вложив в нашу природу и инстинкты, помогающие человеку поддерживать его телесную жизнь. В человеческом же сознании на правах истины укоренилась страшная ложь о том, что полнота удовлетворения потребностей инстинкта и есть мера освобождения, благополучия и счастья нашей жизни. С точки зрения большинства людей, стремящихся сегодня быть счастливыми, идеал существования — это ситуация, когда ничто не ограничивает, не сковывает, не полагает предел и границу человеческому хотению, но, напротив, когда все доступно, все дозволено и все достижимо. А Господь призывает человека к напряжению всех сил, чтобы плыть против течения, отвергая подобное понимание счастья, ибо невозможно оставаться человеком, сохраняя в себе неповрежденным образ Божий, живя по законам инстинкта и человеческой страсти. Потому что в этом случае человек добровольно низводит себя до уровня животного, а сообщество людей превращается в волчью стаю. Не то ли происходит ныне со всеми, кто во главу угла поставляет свободу во всем и ото всего, для кого главное — торжество раскрепощенного инстинкта и забвение в легкости жизни?

874

 

 

Быть христианином — значит всегда идти против господства общего заблуждения. Некоторые полагают, что религия — это удел слабых и робких. Среди людей, далеких от Церкви, принято считать: на Божию помощь уповают только те, кому недостает собственных сил для того, чтобы самоутвердиться, бороться и победить. И потому они надеются на поддержку и защиту силы Божией.

Нет, дорогие братья и сестры, вера Христова — это дело сильных людей, потому что Господь призывает нас быть иными, нежели большинство, идти особым путем, входить узкими вратами (Мф. 7, 14), видя соблазн и погибель в том, что для остальных составляет радость, счастье и полноту существования.

Вот почему мученичество — самый распространенный образ христианской святости. Каждый день мы совершаем память мучеников, и иначе не может быть, потому что диавол борется с теми, кто остается верен Христу даже до смерти (Откр. 12,11).

В великом сонме мучеников за Христа особое место принадлежит нашим, российским, новомученикам и исповедникам XX века. Большинство мучеников предшествующих эпох принимали лютые казни на глазах народа, — многие люди были очевидцами и свидетелями их подвига. История знает немало примеров того, как мучители и палачи, пораженные нечеловеческой стойкостью истязуемых ими угодников Божиих, пламенно обращались ко Христу, в свою очередь принимая мученические венцы.

Иное дело — новомученики Церкви Русской, совершавшие свои мученические подвиги и встречавшие последний час в безвестности, будучи сокрытыми от людских глаз. Никто не знал об их подвигах, никто не был их очевидцем, никто не свидетельствовал о них. Драгоценные крупицы сведений о том, где, когда и при каких обстоятельствах засвидетельствовал свою верность Христу тот или иной мученик, становятся известными спустя десятилетия после совершённого подвига. Казни мучеников скрывались от народа. А если что-то случайно и становилось известно, то непременно объявлялось, что никакое это не мученичество, что не за верность Христу был умерщвлен человек, но потому, что он — преступник, более того, — политический преступник, предатель и ненавистник своего народа, пытавшийся лишить остальных людей заслуженного ими счастья. Эта мысль целенаправленно утверждалась в массовом сознании. Таким образом,

875

 

 

подобный пример мученичества, сопряженного с поистине сатанинской клеветой и сатанинской же фальсификацией истории, является единственным в истории Церкви. В подтверждение и оправдание этой злобной клеветы, возведенной богоборческой властью на Христа и Его Церковь, были написаны книги, поставлены фильмы и спектакли, сочинены статьи, распространены лжесвидетельства. И это продолжалось из поколения в поколение.

С той поры минуло совсем немного времени. Страшно сказать, но еще живы некоторые из распинателей, а жертвы русской голгофы прославлены как новомученики. Так явила себя правда Божия на России, ее Церкви и народе, — та правда, которую никому не под силу оболгать и победить. Пример подвига веры, жизни и смерти, подаваемый нам новомучениками, созидает великую внутреннюю силу Церкви и народа Божия. Ведь сегодня нередко можно услышать о том, что христианское послание миру устарело или не оправдало надежд, что обетование его призрачно, что современный человек сам способен сделать себя счастливым, опираясь на науку, технический прогресс, экономическое развитие.

Но мы должны помнить: каким бы яростным ни было внутреннее противодействие современного общества Божию замыслу о мире и человеке, — это, по сути, та же ложь, какую некогда утверждали гонители и палачи русских новомучеников. Святость и мученичество принадлежат не истории и прошлому, но вечно питают и возгревают Церковь. И сегодня, как и во все времена христианства, каждый из нас делает выбор и встает либо в ряды последователей Христовых, либо в ряды Его ненавистников, предводительствуемых отцом лжи (Ин. 8, 44). Ибо мечом, принесенным Господом в мир, этот мир разделяется на тех, кто с Богом, и тех, кто против Бога. Нам же следует всегда памятовать о том, что в любой момент нашей жизни мы можем быть призваны к мученичеству и исповедничеству. Причем вовсе не обязательно через физическое мучение и насильственную смерть, но точно — через твердое стояние в вере против утверждаемой в этом мире ценности жизни вне Бога, пути вне Христа и правды вне Его истины.

День нынешнего праздника, который невидимо связывает историю с современностью, делает его совершенно особенным. Опыт мучеников Христовых XX века раскрывает нам смысл и значение исповедничества в целом.

876

 

 

Давайте же будем помнить обо всем сказанном и попросим Господа, чтобы Он укрепил наши немощные силы и сделал нас Своими достойными учениками, чтобы всегда, при любых обстоятельствах мы избирали путь Его правды и оставались во всем послушными и верными Ему, если потребуется — даже до смерти.

Сегодняшний день еще и потому особый, что мы начинаем празднование 70-летия нашего кафедрального храма в Париже. У нас еще будет возможность рассказать об удивительной истории русского Православия во Франции, но сегодня отмечу только одно: православные русские люди, будучи малым стадом Христовым во Франции и в Западной Европе, в свое время сделали очень многое для того, чтобы сохранить свою верность Господу и Его Церкви. Надеемся, что и сегодня, в новых обстоятельствах жизни, Православие в этой стране будет продолжать выполнять ту великую миссию, к которой оно оказалось призвано историей.

Я поздравляю Вас, дорогой владыка, а также духовенство и всех верующих с сегодняшним замечательным праздником. Пусть благословение Божие молитвами святых новомучеников и исповедников Церкви Русской пребывает со всеми нами. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.81 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.