Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю святых праотец и день памяти святителя Спиридона Тримифунтского в храме во имя великомученика Никиты в Старой Басманной слободе 25.12.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ И ДЕНЬ ПАМЯТИ
СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
В ХРАМЕ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ

В СТАРОЙ БАСМАННОЙ СЛОБОДЕ
25.12.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем, который именуется на языке церковного Устава Неделей праотцев. В этот день, вступая в подготовительный период к празднованию Рождества Христова, мы вспоминаем тех, кто предшествовали Спасителю, кто были Его праотцами по крови, — мы вспоминаем святых ветхозаветной Церкви.

Также в этот день, 25 декабря по новому стилю, мы празднуем память святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, известного своим особо сильным предстательством пред лицем Божиим. Как святитель Николай почитается на Руси, так Спиридон Тримифунтский — в Греции, и оба этих святителя близки русской душе.

К святителю Спиридону мы прибегаем в разных жизненных обстоятельствах. Буквально вчера вечером мне рассказали по телефону, как святой Спиридон Тримифунтский помог людям выйти из катастрофической ситуации: они лишались крова, но по горячей молитве к святителю получили возможность обрести свое жилье. Многие из тех, кто занимается коммерцией, кто связан с экономикой страны, также свидетельствуют о том, что святой Спиридон помогает им в решении вопросов экономического характера. Этот угодник Божий хорошо известен многим русским паломникам, которые, посещая Бари, на обратном пути нередко бывают на острове Корфу, где покоятся его нетленные мощи. Десница

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиеп. Верейский Евгений; еп. Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Краснослободский и Темниковский Климент, еп. Ардатовский и Атяшевский Вениамин.

865

 

 

великого святого побывала и в нашей стране1, и многие поклонились ей...

Могут возникнуть вопросы: что происходит с человеком, когда он вдруг становится отличным от других? Когда это отличие замечают те, кто с ним общается? Как обнаруживают, что обращение к нему с молитвой уже после его кончины приносит просимое? Почему кто-то из земнородных становится святым, как это происходит?

Несть человек, иже жив будет и не согрешит (2 Пар 6, 36), — говорится в дивной молитве, которую мы читаем на заупокойном богослужении. Это означает, что и святые согрешали, и нет ни одного безгрешного человека, кроме Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, — все остальные несут на себе печать греха и умножают его своими ошибками, своими собственными грехами.

Что же означает человеческая святость? Каким должен быть ориентир в жизни, чтобы достичь этой духовной высоты? Некоторые считают, что это непременно отречение от всего, что в мире: затвор, великие подвиги, истязание плоти... Но это совсем не так. Действительно, мы знаем много примеров того, как затворники, подвижники, преподобные отцы — те, кто обуздывал голос плоти жестким воздействием своей воли на инстинктивное человеческое начало, — достигали святости. Но ведь святости достигали и другие — великие князья и полководцы, святители и миряне.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки (Лк. 14, 16-24) помогает нам понять, как нужно жить, для того чтобы быть с Богом. А быть с Богом — это и означает идти по пути духовного совершенствования, вершиной которого является человеческая святость. Вы слышали сегодня замечательную притчу о званных на вечерю. Один не мог прийти, потому что женился, другой — потому что купил пять пар волов и нужно было их испытать, третий — потому что купил землю... И тогда господин, приглашавший на пир, повелевает своему рабу пойти на улицы и в переулки и пригласить первых встречных — увечных, нищих, хромых, слепых, — и наполнился дом...

1 Первое принесение десницы свт. Спиридона в Россию состоялось в 2007 г. В 2009 г. святыня побывала в Украине, а в 2010 г. была вновь принесена в Россию и посетила, кроме Москвы, еще восемь российских городов. В 2012 г. десница святителя находилась в Митрополичьем округе РПЦ в Республике Казахстан и на Кубани; в 2013 г. — в Беларуси.

866

 

 

Почему именно это евангельское чтение помогает понять, может быть, самое главное, что нужно иметь в виду тем, кто желает восходить по лестнице совершенства? Потому что в Евангелии очень ясно говорится о том, что Бог должен быть для человека основной доминантой жизни. Бога ни на что и никогда разменивать нельзя! Молитвенная связь с Ним, общение с Ним являются величайшей ценностью человеческого бытия, и большей ценности нет, потому что Бог — Источник жизни. Он — Промыслитель рода человеческого, человеческой истории и бытия всей вселенной, и нет более великого дела, чем иметь общение с Богом.

Иногда нам кажется, что самым важным делом является общение со светским начальником, от которого зависит наша судьба. Чего мы только ни делаем, чтобы угодить этому начальнику: и подарки дарим, и знаки внимания оказываем, и стараемся дисциплинированно исполнять его указания, и вытягиваемся в струнку, и глаза горят, когда на него смотрим! И если спросить такого человека, что для него является самым главным, он скажет: это и есть самое главное, ведь от начальника зависит мое будущее, мое личное благополучие, благополучие моей семьи, возможность продвигаться по служебной лестнице; поэтому я все делаю для того, чтобы угодить ему.

Но Господь притчей, которую мы сегодня слышали, убеждает нас, что самое главное дело в жизни — это стремление угодить Богу, откликнуться на Его призыв, построить свою жизнь по Его закону. Нет большей ценности — все остальное бесконечно ниже; и те, кто понимают это, кто таким образом выстраивают свою жизнь, и становятся святыми.

Не следует понимать эту притчу так, что Спаситель осуждает покупку земли, или пяти пар волов, или женитьбу. Господин пира не говорит, что, мол, плохо, что ты купил землю; не надо было покупать волов, да и жениться не следовало. Нет таких слов в Евангелии! Но Господь выстраивает приоритеты и говорит: приобретая землю, трудясь на ней, получая образование, воспитывая детей, строя дом, делая свою карьеру, не забывайте, что самое главное — это откликнуться на Божественное приглашение стать участниками Его пира, откликнуться на призыв Бога быть с Ним, верить в Него и этой вере подчинять свою жизнь.

867

 

 

Когда мы вступаем на этот путь, нам, конечно, не становится легче в преодолении своих личных слабостей, заблуждений, искушений. Предстоит борьба. Но верующий человек, отдающий свой ум и свое сердце Богу, доверяет Ему. Он слышит Божественное слово, он старается претворить в жизнь Божий закон, Божественные заповеди. А когда для воплощения Божественного предначертания не хватает сил, верующий человек обращается к Господу с покаянием, с мольбой о помощи, и в ответ на эти усилия Господь приклоняет Свою милость и помогает верующему обрести то, что без Бога обрести невозможно.

Стоит сказать и об очень простых и таких важных словах, которые мы слышали сегодня в Послании апостола Павла к Колоссянам: Отложите все: гнев, ярость, злобу... сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу (Кол. 3, 8-9). Если бы люди исполнили этот завет апостола, как изменилась бы наша жизнь! Разве говорили бы мы о коррупции, о бесчувствии чиновников? Разве говорили бы о потоках клеветы и лжи в общественном пространстве, в Интернете? Разве ужасались бы всему тому, что происходит сегодня с человеческой личностью, когда кощунственная злоба возводится едва ли не в идеал? Ничего этого не было бы, если бы мы оставили всю скверну, как предлагает апостол.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что человек, поклоняющийся многим своим потребностям и устремлениям, теряет свою свободу, потому что служит не одному, не двум, не трем господам, а бесконечному множеству господ, ведь каждая его потребность становится господином, оккупируя человеческое сознание и направляя волю ко злу1.

Святым становится тот, кто обретает свободу, — в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым — значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, имея, может быть, и землю, и волов, и семью, и автомобиль, и работу, и деньги на счету, остается свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а все остальное для него

1 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 58-я, 4.

868

 

 

вторично. И тогда самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья — только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни.

Вспоминая святых праотцов, святых ветхозаветной Церкви, вспоминая святого Спиридона Тримифунтского, мы прославляем сегодня святых угодников Божиих, которые откликнулись на Божий призыв, памятуя, что главной ценностью для человека является общение с Богом и жизнь с Ним. Пусть пример этих святых угодников, слова Евангелия и апостольского послания помогут и нам в наш мятущийся и часто так страшно заблуждающийся век не терять Божией правды, а вместе с ней и свободы, которая сопровождает человека на его пути к Богу! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.