Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 2.12.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

2.12.2010

 

Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Дамиан, архиепископ Синайский, Предстоятель Синайской Автономной Церкви и священноигумен самого древнего в мире действующего православного монастыря на Святой Синайской горе1, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Я всех вас сердечно приветствую с праздниками, один из которых — принесение во град Москву мощей святой великомученицы

1 Перед началом Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви, Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан, архиереи и духовенство встретили у врат храма ковчег с мощами св. вмц. Екатерины из монастыря св. Екатерины на Синае.

2 Митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Волоколамский Иларион, митр. Омский и Тарский Феодосий (ныне на покое), митр. Ижевский и Удмуртский Николай, митр. Черкасский и Каневский Софроний; архиеп. (ныне митр.) Тверской и Кашинский Виктор, архиеп. Истринский Арсений, архиеп. (ныне митр.) Петрозаводский и Карельский Мануил, архиеп. (ныне митр.) Новосибирский и Бердский Тихон, архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский (ныне митр. Ташкентский и Узбекистанский) Викентий, архиеп. Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиеп. Житомирский и Новоград-Волынский Гурий (ныне на покое), архиеп. Изюмский (ныне Харьковский и Богодуховский) Онуфрий, архиеп. Егорьевский Марк; еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Красногорский Иринарх, еп. Речицкий (ныне Туровский и Мозырский) Леонид.

813

 

 

Екатерины, которые пребывают на горе Синайской, как я уже сказал, в самом древнем из всех существующих православных монастырей в мире, в котором никогда не пресекалась монашеская жизнь и который несет в себе предания и традиции восточного монашества начиная с VI века. Там пред мощами святой великомученицы Екатерины молились многие и многие поколения людей, паломников, благочестивых монахов, прося у святой великомученицы предстательства пред лицем Божиим, ибо она жизнью своей, своими мученическими подвигами и доблестной во Христе кончиной стяжала особый венец славы в Царствии Небесном. И она слышит молитвы тех, кто припадает к ней.

Я сегодня, склонив главу пред ее мощами, молился о всех Екатеринах, о женщинах, которые носят это имя. С таким именем нельзя не верить в Бога, с таким именем нельзя не призывать молитвенного предстательства Екатерины великомученицы, потому что пример ее жизни, прикосновение к таинственному, но реальному опыту жизни со Христом, который имела святая, может и наших современных Екатерин, и не только их, обратить к Богу, дать им возможность почувствовать ту силу, которая помогла их Небесной покровительнице смело пойти навстречу мучениям и принять их, несмотря на весь ужас орудий мучения1.

Я благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за то, что Вы принесли эти великие дары для поклонения нашему народу во граде Москве, во граде Екатеринбурге, и верю, что тысячи и тысячи людей прикоснутся к этой святыне...

Сегодня мы также прославляем память святителя Филарета, митрополита Московского. Это особый день для города Москвы, для духовенства города Москвы, потому что мы прославляем память

1 Чтобы устрашить Екатерину один из вельмож предложил императору Максимину изготовить следующее орудие для пытки: «Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; посредине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колеса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, — то пусть примет мучительную смерть» (Димитрий Ростовский. Жития святых. 24 ноября). Эти колеса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба Ангелом.

814

 

 

московского святителя, являющегося наследником святоотеческой традиции. Как замечательно было сказано в словах молитвы, которая была только что прочитана перед его мощами, о том, что он является сродником, единомышленником, сотаинником, сотрудником великих святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В его личности ожила святоотеческая традиция в нашем Отечестве в XIX веке. Если кто-то думает, что то был век расцвета церковной жизни, то он упускает из виду, что именно тогда стали прорастать в народе и в обществе нашем губительные плевелы, которые, подобно терниям, погубили в конце концов живительные ростки нашей национальной жизни.

Мы знаем, что причины трагедий, которые постигли наше Отечество в XX веке, следует искать в прошлом. В том внешне благополучном XIX веке, когда создавался и этот величественный собор, сознание нашей интеллигенции, образованных людей стало отвращаться от Бога, и последствия этого мы видим и сейчас. Несмотря на все те тяжкие испытания, что выпали на нашу долю, еще очень многие люди умом и сердцем пребывают в прошлом — том богоборческом прошлом, которое стало прорастать в тело нашего народа подобно страшной и смертельной опухоли.

Как важен для нас сегодня пример святителя Филарета! Он свои слова основывал на слове Божием, он был человеком, как теперь говорят, энциклопедически образованным. Его знания поражали современников, с ним в уважительной переписке находился наш великий поэт А. С. Пушкин, перед ним склоняли свои головы непокорные бунтари духа, потому что его кроткий образ, сила его ума, его знания поражали современников. И как удивительно звучат сегодня слова апостола Павла в его Послании к Титу, которые мы только что слышали. Обращаясь к своему ученику, апостолу острова Крит, апостол Павел говорит: Говори то, что сообразно с здравым учением (Тит. 2, 1). Почему он такие удивительные слова сказал Титу? Потому что критяне были народом непростым: там жили люди разных взглядов и убеждений. Крит был местом пересечения дорог, пересечения торговых путей, остров занимал важное место в Восточном Средиземноморье. И чего только там не было! Оценивая духовную, интеллектуальную среду Крита, апостол Павел говорит: «Много там лжецов, пустословов, которым нужно заграждать уста, потому что

815

 

 

они разлагают добрые дома» (Тит. 1, 10-11). Люди несут разложение, распад, разрушение — личности, семье, домам, обществам своей ложью, своим пустословием, как говорит апостол Павел. И Тит был призван противостоять этому разложению учением и словами, которые были бы сообразны здравому учению, то есть тому, которое Бог дал нам через Свое откровение...

Сегодня вместе со мной Божественную литургию совершили много иерархов Русской Церкви, викариев Московской епархии, которые отмечают свои памятные даты. Я хотел бы, дорогие владыки, ко всем вам, наследникам апостолов, обратиться словами апостола Павла: «Учите сообразно здравому учению». А для того чтобы учить сообразно здравому учению (а призыв мой не только к моим собратьям, но и ко всему духовенству Церкви нашей), это учение нужно знать, в него нужно постоянно вникать умом, Слово Божие должно быть открытой книгой в нашей келии.

Мы не должны оставлять непонятных для себя слов в Слове Божием. Мы эти слова должны примерять к современной жизни. Разве сегодня мало пустословов и обманщиков, которые разлагают души человеческие? Разве сегодня наказ апостола Павла не звучит для нас актуальным призывом на основе здравого учения — не басен, не предрассудков, не суеверий, а здравого учения, которое вручено нам Самим Господом, — заграждать уста тех, кто пустословит или обманывает?

Я думаю, что пример святителя Филарета должен быть для всех нас яркой путеводной звездой. Как знания полагались им в основу его пастырского служения, как глубокое проникновение в Слово Божие полагалось им в основу его проповеди, так и постоянный аскетический труд над собой возвышал его душу и помогал стать подлинным духовным авторитетом для народа.

Склоняясь пред его святыми мощами, находящимися здесь, в Храме Христа Спасителя, мы просим святителя укрепить всех, кто сегодня призван осуществлять апостольский наказ, обращенный к апостолу Титу, в условиях нашей современной жизни. И верим, что, несмотря на то, что сегодня для пустословов и обманщиков существует гораздо больше возможностей «разлагать дома» людей, чем во времена апостола Павла, Церковь Божия, со смирением продолжая апостольское служение, будет заграждать уста невежеству безумных людей

816

 

 

(1 Пет. 2,15) и будет со смирением нести свое свидетельство о здравом учении для того, чтобы ни пустословы, ни обманщики не смогли покорить душу, ум и сердце нашего народа.

Я хочу в этот день вручить награды некоторым архипастырям, которые в этом году отмечают особые юбилейные даты в своей жизни.

[...]

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех владык, которые отмечены сегодня Патриаршими наградами, за их труды. Их успехи — это успехи всей Церкви. Ибо то, что достигается в епархиях, в Синодальных отделах, на местах их служения, связано со спасением человеческих душ, и там, где люди входят в Церковь и обретают спасение, — там наша радость и наша победа.

Я сердечно благодарю вас за ваши труды. Да укрепляет вас Господь молитвами святителя Филарета, митрополита Московского, и святой великомученицы Екатерины на всех путях вашей дальнейшей архипастырской жизни и служения святой Церкви!


Страница сгенерирована за 0.65 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.