Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании всенощного бдения в храме в честь Покрова Божией Матери г. Калининграда 9.11.2002

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
г. КАЛИНИНГРАДА

9.11.2002

 

Сегодня в евангельском чтении мы слышали замечательные слова о явлении воскресшего Христа ученикам (Ин. 20, 19-31). О том, как, передавая благодать Святого Духа, Господь сказал им, что вместе с этой благодатью они получают способность прощать грехи и либо освобождать человека силой Святого Духа от грехов, либо оставлять в человеке грех: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). Когда во время земной жизни Господь исцелил одного больного, то сказал ему: Прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2; Лк. 5, 20; Мк. 2, 5), и слышавшие то фарисеи возмутились и сказали: Кто же может прощать грехи, кроме... Бога? Господь ответил им, что Сын Человеческий, Сын Божий имеет это право. А покидая землю, завершая Свое служение, Он эту силу Божественную и власть передал Своим ученикам.

Действительно, власть прощать грехи — не ошибки и даже не преступления, а грехи пред Богом — Господь вручает людям —

776

 

 

святым апостолам. И затем эта власть вместе с последовательным рукоположением передается преемникам апостолов — епископам и бережно хранится в Церкви Божией.

Церковь с самого первого дня своего существования стала общиной исцеления. Ибо что такое грех? — Это болезнь, отклонение от нормы духовной жизни человека. И именно в Церкви силой благодати Божией эта болезнь исцеляется, люди освобождаются от греха. Представьте себе, если существовала бы такая больница, в которой люди получали бы исцеление от всех физических недугов, — какой бы, наверное, знаменитой была бы эта лечебница, как много о ней говорили бы и какая масса людей туда приходила! Церковь Божия является такой лечебницей, где человек освобождается от всех греховных болезней, от всех грехов. Есть только одно непременное условие, которое, впрочем, существует и при исцелении от физических недугов, — сам человек должен желать такого исцеления. Невозможно исцелиться от болезни, если не хочешь этого, если не принимаешь лекарств, не следуешь советам врачей.

Вот так же и в духовной жизни непременным условием духовного исцеления, освобождения от грехов является желание самого человека. А для того чтобы возжелать освобождения от греха, нужно этот грех сознавать. Но чаще всего мы свои грехи не сознаем — приходим на исповедь и путаемся в словах, не зная что сказать священнику. Повторяем за ним, что грешны, даже не вкладывая в это признание соответствующего движения своего сердца. Многие люди напрочь не видят своего греха. И даже когда им указываешь на него, удивляются: а разве это грех? я вроде ничего плохого не сделал...

Ви́дение своего собственного греха — это уже большая победа в духовной жизни. Видеть свой грех, может, уже полдела. А если ты видишь, если сознаешь безобразие греха, если страдаешь от его присутствия в своей жизни, если надрываешься совестью, то остается уже один шаг до действенного покаяния. И как результат его — великий дар освобождения человека от греха, от греховной болезни, от скверны.

Наверное, все наши житейские скорби в конце концов и происходят от греха, потому что его последствия многоразличны. Мы иногда поражаемся неустройству нашей общественной жизни, росту преступности. Нас пугает то, что происходит с нашей молодежью. Нам

777

 

 

становится страшно от того, что происходит в жизни нашего народа, общества и государства. Но если все «разложить по полочкам» и внимательно проанализировать, то станет ясно, что все то, что надрывает нашу жизнь, омрачает ее, имеет источником человеческое сердце, человеческий разум, внутреннюю жизнь человека. Не рождаются люди преступниками, не рождаются убийцами, насильниками или просто мерзкими и отвратительными в общении. Все это произрастает из внутреннего состояния человека — и только потому, что такой человек никогда не исповедовал своих грехов, тяги своего сердца ко злу, никогда не поверял Господу свои сокровенные мысли и не очищался от греха силой Святого Духа, которую Господь передал Церкви через святых апостолов.

Мы с вами знаем об этом и потому, как люди верующие, должны бодрствовать духовно, наблюдать за своей внутренней жизнью, за мыслями, за словами, за делами, за тайными желаниями, иногда даже еще ясно не выраженными и не понятыми разумом, а дремлющими где-то в глубине нашего подсознания. Мы должны стараться вычленять все то плохое, что в нас есть, предавать это своему собственному суду, а вслед за этим подвергать покаянию. Из этого, собственно говоря, и складывается духовная жизнь человека. Так он становится духовно здоровым. А если человек духовно здоров, — у него обретается духовная зоркость, способность понимать внутреннюю причину всего того, что происходит в нашей жизни.

Освобождение человека от греха делает его сильным, мудрым, способным понимать суть происходящих вокруг него событий. Вот мы иногда сетуем на самих себя, на наше общество, на народ и спрашиваем: ну почему с нами происходит так много неприятностей? В первую очередь все происходит потому, что нет духовной зоркости, нет способности видеть причинно-следственную связь, объединяющую события; мы часто неспособны «зреть в корень» и осознавать причину происходящих с нами плохих событий и дурных обстоятельств.

Да поможет нам Господь, освобождаясь от греха, исцелять и очищать самих себя и этим воздействовать на тех, кто рядом с нами, потому что только таким образом, через Церковь Божию — общину веры, общину исцеления — способен исцелиться наш народ!

778


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.