Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге 13.07.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК СОБОРА СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ
ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ В ИОАННОВСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
НА КАРПОВКЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
13.07.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь вспоминает имена святых апостолов — тех, кого Господь послал на проповедь, чтобы они по всему миру распространяли Его учение и устроили общины верующих в Него людей. Апостол Павел в Послании к Коринфянам, которое мы только что слышали, говорит слова, которые отражают всю его боль; а боль была сильной. Послушайте, как страшно звучат эти слова: нам... Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира (1 Кор. 4, 9); мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый (1 Кор. 4, 13). Такие слова не могли быть сказаны без слез, без горечи. Это не слова радости, но констатация того факта, что апостол Павел и другие апостолы были действительно как бы приговорены к смерти, потому что Богу было угодно послать их по пути, который не был путем мира. Бог послал их идти против основного потока жизни. А кто же может выдержать этот встречный могучий и враждебный поток?

И ведь слова апостола были пророческими: все апостолы, кроме Иоанна Богослова, закончили свою жизнь мученически. В их жизни почти не было того, что мы называем человеческой радостью. У них не было того, чем так дорожат люди, — дома. Они перемещались с места на место. Некоторые из них имели семью, но фактически жили как одинокие люди, потому что их жизнь предполагала постоянное движение, часто связанное с опасностями. Говоря о себе, Павел упоминает о страшных обстоятельствах своей жизни: это и тюрьмы, и избиение палками, и побитие камнями, это предательство, это опасности от людей — и от язычников, и от иудеев, и от лжебратьев, как он говорит (2 Кор. 11, 23-32). Несколько раз он был на волосок от смерти по причине кораблекрушений. Вот такую участь Господь благословил подъять Своим ближайшим ученикам, которых Он любил,

580

 

 

с которыми проводил Свою земную жизнь, с которыми делился тайнами Царства Божия. Кто-то может спросить: а почему же Господь не пожалел Своих учеников? Ведь Он — всемогущий. Одного Его слова было бы достаточно, чтобы апостолы жили мирно, благополучно, спокойно, обеспеченно, тем более что они с самого начала были окружены тысячами тех, кто преклонял свои главы пред ними, кто слушал их слово. И наверное, нашлись бы среди окружающих и люди богатые, как говорят теперь, «спонсоры», чтобы поддержать ближайших учеников Спасителя.

Господь уготовил им иной путь, и совсем не по жестокости Своей. Все дело в том, что Бог не связывает нашей свободы, пока мы не захотим этого сами. Когда мы молимся Господу, мы просим Его в первую очередь ограничить нашу свободу, войти в нашу жизнь, помочь нам, особенно там, где сами сделать ничего не можем. А все остальное происходит с нами вследствие той самой свободы, которую Бог нам дал. И потому тайна соединения Божественного и человеческого в истории так и не может быть понята даже самыми проницательными людьми. Где же граница между Божиим всемогуществом и человеческой свободой?

Господь предоставил апостолам идти по жизни в соответствии с логикой внутренней жизни существовавшего тогда мира. Ну разве мог мир спокойно встретить такое радикальное свидетельство о ценностях человеческой жизни, которое принесли апостолы? Разве могли патриции, утопавшие в роскоши на своих виллах, в теплых банях, услаждаемые грехом, понять, что им говорят апостолы? А философы, обладавшие надменным знанием и считавшие, что они достигли вершин мудрости? Кто их мог оспорить? Несчастные рыбаки с окраин империи?.. Да и израильский народ смущался от слов апостолов, от их проповеди о Воскресении, о любви ко всему миру, о том, что каждый человек вне зависимости от своей национальности, в том числе и принадлежности к народу избранному, является чадом Божиим и наследником обетований. Вот почему в другом месте апостол Павел и говорит, что проповедь, которую они несли миру, для одних — иудеев — была соблазном, а для других — эллинов — безумием (1 Кор. 1, 23).

Мир на этот соблазн и на это безумие сначала отвечал тем, что просто игнорировал все, что говорили апостолы, а когда

581

 

 

игнорировать уже было невозможно, применил силу — расправился с теми, кто продолжал служение Спасителя.

Мы называем Церковь Апостольской потому, что она продолжает дело святых апостолов. По-человечески иногда бывает очень тяжело, когда Церковь сталкивается с несправедливостью, когда не слышат ее голоса; но особенно тяжело приходилось в годины испытаний и гонений, когда насильно уничтожалась вера, притеснялось священство, закрывались храмы. И наверное, в тот момент каждый мог сказать словами апостолов: Бог судил быть нам как бы приговоренными к смерти. Причем слова «как бы» по отношению к нашей истории явно неуместны. Бог судил отцам нашим быть... приговоренными к смерти. И они, подобно апостолам, приняли эту смерть. Они были прахом, мусором для общества. Те, кто растирал этот прах, считали, что делают великое дело: помогают народу освободиться от предрассудков, стать образованными, счастливыми. Мы знаем, чем все закончилось. Мы почитаем останки тех, кто был прахом для мира. Мы склоняемся перед их святыми мощами. Мы помним имена бесчисленных мучеников, исповедников, светильников, всех тех, кто имел мужество по слову Божию продолжать Его дело. Ни одно имя не забыто!

Сегодня мы живем, конечно, не в то время, когда кто-то может физически прекратить нашу жизнь, будучи несогласным с нашими убеждениями. Сегодня нет прямых, видимых опасностей. Но это не значит, что изменилась природа апостольства, — она всегда неизменна. Над этим апостольским служением — всегда слова апостола Павла: Бог судил нам быть как бы приговоренными к смерти. Почему это происходит? Потому что Слово Божие, по слову того же апостола Павла, как меч обоюдоострый (Евр. 4,12). Оно разделяет человека на душу и дух, как бы расчленяет человека. Этот образ рассекающего меча является очень сильным. Он дает понимание того, что несет миру Слово Божие. Оно никого не оставляет безразличным. И если одни это Слово принимают с радостью и готовы встать рядом с апостолами, стать продолжателями их дела, готовыми отождествить себя с прахом и мусором человеческого общества ради того, чтобы Слово Божие в мире торжествовало, то другие встречают его с сопротивлением и злобой.

А что же служение апостольское? Каждый апостол, как и каждый его последователь, глубоко проник в суть Божественного Слова, принесенного Господом. Потому не может апостол, не может его про-

582

 

 

должатель, не может Церковь на действия и слова гонителей отвечать хулой, на силу отвечать силой. Призвание Церкви — с любовью обращаться к тем, кто готов топтать этот прах и кто не готов слышать тех, кого считает сором.

Слово Церкви всегда исполнено любви, потому что Сам Господь принес нам любовь. Именно поэтому Церковь стала исцеляющей общиной — в прямом смысле этого слова, ибо в Церкви продолжается служение Спасителя, в частности и по физическому исцелению людей. Но Церковь именуется исцеляющей общиной еще и потому, что призвана исцелять душевные раны людей и раны общества. Единственное средство их исцеления — любовь, Церковь с любовью несет миру слово о Христе, даже если мир неспособен это слово воспринимать с любовью. У Церкви нет другого оружия. У нее нет права употреблять силу и, собственно, самой силы нет. Какая же сила у праха земного? У Церкви нет никаких иных способов воздействовать на сознание людей, как только словом, исполненным любви и правды. Но как важна эта миссия Церкви для всего рода человеческого! Даже если ее слово противоречит общему потоку жизни с его ложными и опасными ценностями, как важно, чтобы это слово звучало! Потому что, пока оно звучит, люди могут его слышать и вставать в ряды тех, кто идет против общего потока жизни. И чем больше таких людей, тем сильнее встречный поток идущих к Царствию Божиему.

Церкви не дана окончательная победа в столкновении с миром, который ее не принимает. Из Слова Божия мы знаем, что такая победа связана не с историческим служением Церкви, а с парусией, таинственным явлением Господа и Спасителя в день Его Страшного суда. Мы знаем, что такая победа заложена в саму миссию Спасителя, ибо Воскресением Своим Он разрушил дело диавола.

А как же Церковь? Как же продолжатели дела апостолов? Должны ли они отступать, сознавая, что у праха нет силы? Должны ли они замкнуться в себе, живя только узкой группой единомышленников, собираясь на богослужения, молясь и поддерживая друг друга? Некоторые так и думают: «Ну что же, Бог с ним, с этим миром. Мир во грехе лежит (1 Ин. 5,19). Спасайся, малое стадо!»

Сам пример святых апостолов опровергает такой подход Церкви к своему общественному служению. Апостолы не остались в Галилее, в окружении единомышленников, жен-мироносиц. Они отказались

583

 

 

от сравнительно комфортной и спокойной жизни и пошли навстречу тому мощнейшему потоку, который противодействовал их миссии. Они пошли по дорогам Галилеи, Иудеи, Малой Азии, Европы, Азии. Они шли для того, чтобы мир услышал Слово Божие. И мир услышал их слово, исполненное силы и любви. И Церковь, которая продолжает дело апостолов, призвана сегодня делать то же. Накапливая духовную силу в своих общинах, через совершение Божественной службы, через молитву и взаимное общение, выходя в мир, мы должны нести этому миру апостольское послание с верой и надеждой на то, что Бог будет прилагать спасаемых к Церкви, как совершал Он это во дни святых апостолов.

Сознание принадлежности к Апостольской Церкви всем нам должно открывать правильную перспективу отношений Церкви и мира. Церковь не смешивается с миром, но она призвана воцерковлять мир. Она призвана нести в мир то величайшее свидетельство, которое получила от святых апостолов, с мужеством, со смелостью, с дерзновением, с любовью. И верим, что это апостольское служение Церкви, в которое вовлекаются иерархи, священнослужители и миряне, не пресечется до скончания века! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.