Поиск авторов по алфавиту

«Христос — надежда наша»

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

«ХРИСТОС - НАДЕЖДА НАША»2

Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением (2 Кор. 3,12)

По слову апостола, Христос — надежда наша (1 Тим. 1, 1). Но, утверждая эту истину, мы должны знать, что она означает для нас, для нашей жизни сегодня.

Господь именуется в апостольском Послании надеждой неслучайно. В Нем, обещанном Мессии, исполнились все обетования Божии (2 Кор. 1, 20). Он есть все, что Бог даровал людям: Истина (Еф. 4, 21), Жизнь (Ин. 14, 6), Хлеб (Ин. 6, 35), Вода Живая (Ин. 4, 14), Свет (Ин. 9, 5), Воскресение (Мк. 5, 21-42; Лк. 7, 11-17; Ин. 11, 38-44; Лк. 24, 36-40; Ин. 20,19-22), Слава Божия (Евр. 1, 3; 2 Кор. 4, 6).

Эти обещания уже осуществились во Иисусе Христе, и как исполненное обетование Он есть дар людям, роду человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,15).

Но во Христе было дано и новое обетование — о ниспослании Святого Духа (Лк. 24, 49; Деян. 1, 4). Это обетование также осуществилось через дело, совершенное Христом на земле (Ин. 17, 4), через жертвенную любовь Его, явленную в этом деле (Ин. 13, 1), через страшные страдания, Голгофский Крест и Воскресение.

Через Крещение люди получают прощение грехов и дар Святого Духа (Деян. 2, 38), который делает их сопричастниками обетования во Христе (Еф. 3, 6). Другими словами, через Крещение человек обретает возможность соединиться со Христом, войти в общение с Ним,

1 Из чина хиротонии.

2 Журнал Московской Патриархии. 1989. № 2. С. 12-13.

7

 

 

воспринять Его дары, стать участником Его жизни, осуществить через Него свою надежду.

Но было бы ошибкой полагать, что крещение без всяких условий, автоматически делает человека наследником обетований, участником полноты жизни во Христе. Крещение действительно дарует благодатную силу и делает возможным начать путь, ведущий ко Христу, к подлинно счастливой жизни в общении с Ним. Но условием достижения такой жизни является вера. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Вера есть великая сила, реально соединяющая людей с Богом, делающая их наследниками осуществленных во Христе обетований. Иначе говоря, вера претворяет в жизнь человеческую надежду. Важно помнить, что когда мы говорим о вере, то имеем в виду не только наше доверие к Богу и особое состояние и действие ума, помогающие постигать невидимое (Евр. 11, 1), но и добрые дела, без которых эта вера мертва (Иак. 2, 20). Творить добро означает претворять в жизнь нашу веру, делать ее живой и действенной. Именно поэтому каждый крещаемый самостоятельно, а в случае крещения детей — через восприемников, то есть крестных отца и мать, перед принятием Крещения дает обещание Богу: отвращаться в своей жизни от зла. Это неприятие зла означает для христианина полную преданность добру. Творить добро есть призвание крещеного человека. Не должно быть пределов, замыкающих или ограничивающих это призвание. Все сферы жизни: и личная, и семейная, и общественная — должны быть местом применения наших сил в совершении добра. Именно такая вера соединяет нас с Богом, наполняет смыслом нашу жизнь, делает эту жизнь подлинно прекрасной, — а значит, и осуществляет самую замечательную надежду, данную нам во Христе.

Но всегда ли осуществляется эта надежда? Всегда ли крещеные живут в единстве со Христом и становятся наследниками данных в Нем обетований? Опыт жизни свидетельствует, что далеко не всегда. Нередко Крещение, принятое по традиции, по обычаю, без живой веры, остается лишь внешним знаком принадлежности к Церкви, никак не влияя на последующую жизнь человека. Бывает и так, что сознательно принятое Крещение не приносит должного результата и в жизни крещеного присутствует слишком мало добрых дел, порождаемых живой верой. И в том, и в другом случае крещеный далек от

8

 

 

Христа, — а значит, от осуществления в своей жизни христианской надежды. И виной тому не Христос, Который Своей жизнью и смертью утвердил высочайшие идеалы человеческой жизни, став нашей надеждой (1 Тим. 1, 1), а мы сами, сознательно или бессознательно отказавшиеся от претворения этих идеалов в жизнь, от осуществления этой надежды.

Родившийся Христос, надежда наша, остается с нами даже тогда, когда мы отворачиваемся от Него и забываем обещания, данные в Крещении. Свою любовь к людям, явленную в Крестной жертве, Он не перестает сообщать нам в каждый момент нашей жизни. Каким должен быть ответ христианина на эту любовь? Единственно достойным ответом может быть благодарение и покаяние. В благодарении мы исповедуем нашу веру в безмерную милость Божию, в покаянии сознаем свое несовершенство и готовность ответить на любовь Бога своей верой, исполненной совершением добра. Благодарение и покаяние являются важнейшей частью христианской молитвы: они содержатся и в чине богослужений, совершаемых в храме, и в последовании молитв, творимых православным христианином в течение дня. И благодарение, и покаяние являют собой особое состояние человеческого духа, способное укрепить ослабевающую веру и дать силы для совершения добра.

1988 год стал особым годом в истории нашей Церкви и Отечества. Тысячу лет назад в Киеве при правлении святого равноапостольного князя Владимира произошло Крещение народа, положившее начало Русской Православной Церкви и последующей христианизации нашего Отечества. Это событие вошло в историю как Крещение Руси. Через святое Крещение наш народ обрел благодатную силу и возможность начать путь духовно-нравственного возрастания, ведущий к полноте жизни, к осуществлению надежды, данной нам во Христе. На этом пути были достигнуты великие результаты. Святость для большинства наших соотечественников являлась идеалом жизни, и этот идеал осуществляли многие. Великий сонм русских святых: иерархов, князей, полководцев, духовных писателей, художников, простых людей, воинов, монахов — есть свидетельство осуществления идеала святости в нашем народе. Эти люди жили в разное время, принадлежали к разным слоям русского общества, но имели одно общее — горячую веру, превращавшую их жизнь

9

 

 

в жертвенное служение людям. Усвоенное нашим народом христианство с его высочайшим идеалом любви к ближнему оказало глубокое влияние на становление общественных и семейных отношений, на воспитание подлинного патриотизма. Не случайно и то, что в первых рядах защитников нашего Отечества часто были те, кого Церковь потом причислила к лику святых. Святость есть вершина духовной жизни, и если столь высокий идеал для множества наших соотечественников являлся жизненной целью, то понятно, что достижение этой цели возвышало всю духовную жизнь народа. Празднуя 1000-летие Крещения Руси, мы благодарим Господа за те обильные плоды, которые взрастила наша земля, озаренная светом Христовой истины. Благодарение Богу было в центре наших молитв и в минувший юбилейный год.

Однако как в личной жизни Крещение само по себе не вводит человека в полноту жизни со Христом, но только при содействии веры и добрых дел, так и в жизни народа Крещение в Киеве не означало, что в одночасье все переменилось и вчерашние язычники стали благочестивыми христианами. Усвоение спасительных плодов Крещения сопровождалось духовной борьбой, в которой были не только победы, но и поражения. Не всегда и не везде идеал святости достигался в жизни наших соотечественников, и минувшие 1000 лет являют множество примеров забвения этого идеала, ослабления веры и упадка добродетели. А потому празднование юбилея наполняется не только торжеством при воспоминании о духовных победах, но и смиренным осознанием вины за многие поражения. И наравне с благодарением Богу в наших молитвах должно быть и искреннее покаяние. Покаяние есть не только осознание и преодоление вины, но и непременное условие подлинного обновления. Само слово «покаяние» в точном переводе с греческого языка означает «перемена». Эта перемена предполагает осознание неправды и ее отрицание, перемену старого порядка жизни и духовного строя. Покаяние есть перестройка в самом глубинном смысле этого слова.

Но в покаянии присутствует не только отрицание, но и утверждение. Покаяние есть подлинное обновление, осуществление правды, воссоздание красоты и истины, обретение надежды. В нем не только смирение, но и дерзновение. Покаяние — это духовный подвиг, совершаемый во имя обновления жизни.

10

 

 

С высоты тысячелетнего опыта Церковь может утверждать, что без духовной борьбы, без подвига, без обращения к высочайшим нравственным идеалам не может быть подлинного обновления. Те перемены, которые происходят сегодня в жизни нашего народа, являются знаками надежды. Стремление перестроить жизнь общества сопровождается не только положительными изменениями в подходах к решению политических, социальных и экономических проблем, но и ясно выраженным желанием отказаться от неправды как в прошлом, так и в настоящем, утвердить значение духовно-нравственных ценностей в жизни личности, общества и в межгосударственных отношениях. И, несмотря на трудности, уже появились первые признаки обновления, которые укрепляют надежду на будущее.

Христос — надежда наша — с нами, как Он Сам сказал о том Своим ученикам (Мф. 28, 20). Он с нами в наших радостях и скорбях, Он со Своей Церковью, которая идет по Его нелегкому пути. И на пороге второго тысячелетия христианства на нашей земле Господь обращает к нам через апостола Павла Свои слова: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою (Рим. 15,13).


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.