Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в день празднования памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в храме в честь святых апостолов Петра и Павла г. Смоленска 12.07.2008

СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАМЯТИ СЛАВНЫХ
И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА г. СМОЛЕНСКА

12.07.2008

 

Сегодня мы с вами празднуем память первоверховных апостолов Петра и Павла. Пример их жизни глубоко и ярко раскрывает перед нами смысл евангельской проповеди. Апостол Петр, призванный Самим Господом и ставший первым из учеников, позже, после смерти Спасителя, Его воскресения и вознесения, возглавил первую христианскую общину Иерусалима, а затем отправился в Великую Антиохию, столицу Востока, где основал общину христиан. Именно там, в Антиохии, недалеко от Средиземного моря, последователи Господа и Спасителя впервые стали именоваться христианами. Затем Петр переехал в Рим, столицу Римской империи, где стал первым Римским епископом и пострадал во время гонений при императоре Нероне. Он был схвачен как глава христианской общины (а христиане подозревались в том, что подожгли Рим) и жестоко распят — вниз головой. Вслед за ним и вместе с ним погибло множество христиан, оставшихся верными Господу и кровью своей утвердивших веру в Риме, и не только в нем.

Апостол Павел принадлежал к элите израильского общества. Он был ученым мужем, римским гражданином, можно сказать, аристократом, который верно хранил предание своей веры и воспринял появление христиан как некой враждебной по отношению к иудеям силы. Вместе с фарисеями, книжниками, первосвященниками он включился в борьбу с христианской Церковью, но чудесным образом был обращен в веру Христову Самим Господом, Который явился ему во время путешествия в Дамаск, куда Павел направлялся для того, чтобы там преследовать христиан. Будучи обращенным Самим Господом, Павел стал на путь особого служения Ему, неся свет истины Христовой за пределы иудейской общины — язычникам, обращая тех, кто не знал Единого Бога и находился во мраке идолопоклонства.

Апостолы Петр и Павел действительно более других потрудились в благовествовании Христовом. Они ничего не сочиняли от себя, не

560

 

 

создавали новой веры, они передавали людям только то, что получили от Самого Господа. И Церковь, основанная святыми апостолами, явилась Церковью Христовой, потому что всегда исповедовала ту веру, которую Сам Господь передал Своим ученикам и в которой Он их наставил. Мы именуем нашу Церковь, Церковь Божию, Церковь Христову, Церковь Духа Святого, вместе с тем и Церковью святых апостолов, потому что они, приняв веру от Своего Учителя, не только сами насладились даром этой веры, не только сохранили ее, но и передали ее другим людям.

Однако благовествование Христовой истины, веры спасительной всегда сопровождалось огромным риском. И наверное, самым убедительным свидетельством того, что проповедь о Спасителе была делом крайне опасным, является тот факт, что все апостолы, кроме одного — Иоанна Богослова, — жизнь свою закончили мученически. Возникает вопрос: почему? Почему их убили? Они что, проповедовали что-то плохое, греховное, опасное для людей? Нет, они проповедовали людям то, что открывало им двери в Царствие Божие. Они проповедовали людям великие духовные и нравственные ценности, без которых не может существовать человек. Они проповедовали людям истины, которые помогали и помогают обретать полноту жизни. За что же их убили? Ответ на этот вопрос лежит вне всякой человеческой логики. Если представить себе, что все в мире должно развиваться логически, в соответствии с разумом, то смерть апостолов представляется неким безумием. Но это безумие объясняется злой волей, в первую очередь волей диавольской. Диавол — противник Бога, он возводит всяческие препятствия и препоны тому, чтобы спасительная вера во Христа распространялась. Это он принудил людей не принимать слова апостолов, отвергать спасительную веру, преследовать всех тех, кто эту веру принял в сердце, и даже умерщвлять их, если нужно. Но мы знаем великие слова Господа: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). И как ни могущественны были силы зла, они не смогли остановить апостольской проповеди.

Апостолы основали общины, давшие начало бытия вселенской Христовой Церкви. Апостолы разнесли по тогдашнему греко-римскому миру весть о Спасителе. И эту весть подхватили их ученики, их последователи и преемники, которые стали называться епископами — архиереями, священниками — иереями и благочестивыми

561

 

 

мирянами. Слово Христовой истины было сохранено, несмотря на гибель святых апостолов, несмотря на мученичество тысяч и тысяч верных, несмотря на угрозы и жестокость, которую применяли по отношению к христианам власть и тогдашнее общество.

Почему мы называем нашу Церковь Апостольской? Да именно потому, что в основе ее бытия — подвиг апостолов, их вера, их проповедь, их учение. До сих пор веру, которую мы исповедуем, мы называем также апостольской верой, потому что от них, через их последователей и преемников мы научены тому, чему Сам Господь научил Своих учеников. Церковь называется Апостольской еще и потому, что проповедует Слово Божие, до сих пор несет его миру. И если взглянуть внимательно на 2000-летнюю историю Церкви, то можно увидеть, что, наверное, не было такого времени, когда бы диавол не восставал на Церковь, не пытался уничтожить или разделить наследие Христово.

Апостол Павел относился к элите, аристократии израильского общества. Но, бросая вызов окружающему его миру, он встает на путь служения Спасителю. И что же? Его умерщвляют, потому что его слово было словом правды Божией, которая слепила глаза тем, кто жил во грехе, и тем, кто боролся с Богом по наущению диавола. И Петр, великий мученик и основатель Церкви в Риме, также принес себя в жертву, пойдя вместе со своей общиной против общего течения. А «общим течением» того времени была комфортабельная и благоустроенная жизнь Римской империи. Великая цивилизация, великая языческая культура, римское право, могучее войско, прекрасные дороги, обустроенный быт, богатая жизнь... Римляне были очень богатыми людьми и наслаждались всем, что давало богатство. Наслаждение было в центре жизни людей — им хотелось как можно больше иметь, больше потреблять, тешить свои страсти; и делали они это изысканно, со вкусом. Вся эта жизнь римского общества, все его пороки превозносились поэтами, писателями, философами, учеными. Святые апостолы бросают вызов всему этому могуществу, говоря о том, что правда жизни совсем не там, где ее искали римляне. Правда жизни не в силе денег, не в силе власти, не в наслаждениях, не в богатстве. Правда жизни только там, где Бог, и эту Божию правду можно обрести только через общение с Господом. Петр и Павел пошли против общего течения и принесли себя в жертву.

562

 

 

А сколько таких жертв было принесено на протяжении двух тысяч лет! Еще совсем недавно в нашей стране быть верующим человеком также означало идти на огромный риск. И те, кто жил в тяжелейшие 20-е и 30-е годы, за одно только слово о Христе и имя «христианин» нередко подвергались и заключениям в тюрьмы, и даже уничтожению. И в последующие годы, как мы знаем, верующим людям приходилось тоже трудно. Но давайте спросим себя: а разве сегодня быть верующим человеком просто? Разве сегодня Церковь не бросает вызов всем тем ценностям, которые становятся господствующими ценностями современного общества? К чему сегодня устремляются люди? В первую очередь к деньгам и власти — вот ради чего живет большинство людей: чтобы больше иметь и большим наслаждаться. Разницы с той, римской, цивилизацией никакой нет: то же самое языческое и безбожное восприятие мира. И кто сегодня говорит людям, что так жить нельзя? Кто свидетельствует о том, что жизнь вне Бога и правды Его — это страшная жизнь, это бессмысленная жизнь, это жизнь во власти диавола? Об этом свидетельствует Церковь Божия. И как и в апостольское время она идет против течения. Ибо именно это движение Сам Господь назвал узким путем, ведущим в Царствие Божие (Мф. 7, 13-14). Очень важно, чтобы этим узким путем шло как можно больше людей. Особенно важно, чтобы сегодня в нашем многострадальном народе вера апостольская укрепилась так, чтобы уже никогда невозможно было ее поколебать, чтобы правда Божия стала великой истиной и абсолютной ценностью для людей и чтобы в соответствии с этой правдой строилась наша жизнь.

Апостольская Церковь — это Церковь, хранящая веру святых апостолов и провозглашающая ее всему миру. И провозглашают эту веру не только преемники апостолов — епископы, не только рукополагаемые епископами священнослужители, но и весь народ Божий, который через крещение и миропомазание вступает также в священство, которое апостол Петр именует царским. Обращаясь ко всем верующим, первоверховный апостол говорит такие дивные слова: «Вы — род избранный, царственное священство... люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9). Вы призваны для того, чтобы провозглашать Божию правду». Потому служение апостольское есть наше общее служение. Мы все как единая христианская община призваны хранить

563

 

 

апостольскую веру и провозглашать ее, несмотря ни на какие трудности, с которыми Церковь постоянно сталкивается на своем историческом пути.

Знаем, что за нами победа, потому что Христос воскрес и Воскресением Своим победил диавола, потому что, пройдя через пытки и саму смерть, апостолы посеяли такие семена веры, которые никакие диавольские плевелы не способны погубить. Верим, что Слово Божие до конца будет проповедоваться миру, потому что без этого Слова мир не может существовать. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.