Поиск авторов по алфавиту

Слово после молебна у раки с честными мощами преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в нижнем храме Спасо- Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря 9.07.2009

СЛОВО ПОСЛЕ МОЛЕБНА У РАКИ С ЧЕСТНЫМИ
МОЩАМИ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА,
ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ, В НИЖНЕМ ХРАМЕ

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА ВАЛААМСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

9.07.2009

 

Ваше Преосвященство, владыка наместник1, досточтимые отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и выражаю глубочайшую радость в связи с моим первым в Патриаршем сане посещением Валаамской обители. С этой обителью меня связывают очень трогательные воспоминания о моей юности, о годах обучения в семинарии, о первых годах священнического служения, когда я имел возможность посещать Валаам в те годы, когда здесь была мерзость запустения (Дан. 9, 27). И всякий раз, когда теплоход приближался к Никоновой пустыни, к Никоновой гавани, возникало двоякое чувство: с одной стороны, радость видеть эту святыню, прикасаться к истории русского монашества на Валааме, а с другой — скорбь, потому что невозможно было войти в этот святой храм; оскверненными и порушенными стояли скиты, а люди, которые жили здесь, были далеки от Церкви и не всегда доброжелательно встречали паломников.

Я уже имел возможность рассказывать владыке Панкратию о том, что было в далеком 1969 году: я имел возможность посетить Валаам вместе со своим духовным отцом и наставником, владыкой митрополитом Никодимом. Собираясь в эту поездку, владыка дал мне совершенно непонятное для меня распоряжение. Он сказал, что мы едем на Валаам для того, чтобы совершить там первую Литургию после закрытия обители. Я собрал все необходимое: евхаристические сосуды, малое облачение, и мы отправились на Валаам. Когда теплоход

1 Еп. Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря.

543

 

 

пристал и мы вышли на палубу, погода была такая, как сегодня. Надо было идти пешком, и дорога была непростая. Но мы добрались до обители и стали искать место, где можно было бы совершить богослужение. К этому храму было невозможно подойти, потому что велись какие-то работы, двери были заперты и на нашу настойчивую просьбу пустить нас посмотреть нам ответили отказом. Тогда мы вышли за пределы монастырского каре и стали искать подобающее место для совершения Литургии. Мы направили свои стопы к братскому кладбищу. И когда мы вошли в закрытый, поруганный кладбищенский храм, то владыка сказал, что именно здесь мы и совершим Божественную службу. Я держал дощечку, на которой владыка совершал Святую Евхаристию. В самом конце службы, когда мы причастились, потребили Святые Дары, владыка разоблачился и все было упаковано, в храм вошла группа экскурсантов. Мы вышли и, к нашему величайшему удивлению, обнаружили, что облака расступились и узкий солнечный луч падает прямо на храм, в котором только что была совершена первая после закрытия обители Божественная Евхаристия.

Этот солнечный луч был воспринят нами как знак надежды. И в самые трудные годы мы верили в то, что просияет слава Валаама — так же, как просияют и другие обители Руси. Господь не посрамил наших надежд, нашего упования и молитв того поколения, которое жило в труднейших условиях страны, начертавшей на своих знаменах лозунг построения общества без веры в Бога.

И сегодня я с особым чувством ступаю на Валаамскую землю. В сознании как бы сопрягается прошлое и настоящее, и видишь, как много сделано за последние годы, какая огромная работа проведена по восстановлению этой святыни. Я имел возможность посетить Валаамский монастырь в одну из поездок вместе с покойным Святейшим Патриархом Алексием. В то время верхний храм еще не был отреставрирован, мы совершали Божественную службу здесь, в нижнем храме, но уже тогда появилась возможность приложиться к раке святых преподобных Сергия и Германа. И даже с того последнего посещения произошли огромные перемены в жизни монастыря.

Когда мы возрождаем святыни, то главной побудительной причиной этого является не только забота об их внешнем облике, хотя и это важно, потому что внешний облик наших национальных святынь несет в себе частицу духовной, культурной традиции нашего

544

 

 

народа. Но в первую очередь святыни восстанавливаются для того, чтобы стать местом духовного возрождения людей, потому что опыт переживания святыни как ничто другое влияет на состояние человеческого сердца.

Почему приходят в монастыри паломники? Почему притекают они к ракам мощей святых угодников, поклоняются чудотворным иконам? Потому что по благодати Божией соприкосновение со святыней производит большое внутреннее движение сердца человеческого. И потому возрождение святынь есть непременное условие духовного возрождения нашего народа. Очень важно, чтобы и в обителях наших монашествующие, на плечи которых выпала великая и трудная миссия восстановления этих святынь, ясно понимали главное предназначение своей жизни — совершать духовный подвиг, приближать себя к Богу, очищать свою душу от скверны, дабы затем разделять с теми, кто будет приходить к ним, тот опыт, который Господь дает каждому, кто, вступив на путь духовного делания, взявшись за этот плуг, не оборачивается назад (Лк. 9, 62).

Монастыри нашей Святой Церкви должны быть средоточием подлинной, реальной, а не мнимой духовной жизни. А в области духовной жизни есть много мнимых ценностей. Людям кажется, что они достигают чего-то возвышенного и важного, а на самом деле — второстепенного. Самое главное достижение духовной жизни — это изменение сердца, изменение ума. А все остальное вторично, потому что только через измененный и благодатью Божией преображенный ум и преображенное сердце мы и входим в общение с Богом. Этим велик и славен подвиг монашествующих. А богатая внутренняя духовная жизнь, реальная молитва, соприкосновение сердца и ума с невидимым духовным миром дают силы и для достойного свершения всего иного.

Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, владыка наместник, и всей братии трудиться не покладая рук, дабы достигнуть этих важных духовных целей и на пути к ним увлекать в это благодатное паломничество те души, которые вверяются вашему духовническому и пастырскому попечению.

Дай Бог всем нам со смирением, в простоте сердца, с упованием на помощь Божию, с сознанием своей греховности, слабости и несовершенства восходить от силы в силу (Пс. 83, 8), уповая на милость

545

 

 

Божию, которая даже из камней сих способна соделать детей Аврааму (Мф. 3, 9; Лк. 3, 8), уповая на милостивого Бога, Который видит даже самые незначительные с нашей стороны усилия и, отвечая на них, помогает нам преодолевать грех и неправду, устрояя Царствие Божие в наших сердцах.

Молитвами святых преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа Валаамских да хранит Господь Валаамскую обитель, да хранит Господь Святую Русь!

Приветствую вас сердечно. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.48 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.