Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 28.06.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,
ЧУДОТВОРЦА, В ПАТРИАРШЕМ УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
28.06.2010

 

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство1! Досточтимые братья! Дорогие отцы, братья и сестры!

1 Архиеп. (ныне митр.) Владимирский и Суздальский Евлогий; еп. Солнечногорский Сергий.

511

 

 

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником для города Москвы и для всей нашей Церкви! Мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Он был первым митрополитом, поставленным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, с чего и началась автокефальная история нашей Русской Церкви.

Поставлению митрополита Ионы предшествовали очень печальные обстоятельства, связанные с нестроениями в семье Православных Церквей. То было тяжелое время испытаний для Церкви Константинопольской, потому что велика была опасность оккупации Константинополя, его захвата турками; и естественно, что христиане Константинополя возлагали надежду на своих братьев-христиан. Чтобы защитить город и православную Византийскую империю, они взывали к христианской солидарности. Но в ответ им были предъявлены определенные условия. Помощь могла быть оказана только на тех условиях, которые предлагала Римская Церковь: требовалось принятие особенностей этой Церкви, ее вероучительных и канонических принципов. Мы знаем, что именно с этим был связан так называемый Флорентийский собор, на котором православные подписали унию с Римом. Подписал ее и Московский митрополит Исидор.

Но наша Церковь не приняла унии, потому что люди ясно понимали, что дело это — не Божие, что за всем этим скрывается большой обман и политические факторы довлеют над церковным сознанием. И когда после подписания унии митрополит Исидор захотел вернуться в Москву и войти в сей кафедральный собор, Церковь его не приняла — он был изгнан из Москвы, а Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран митрополит Иона.

Мы знаем, что святитель Иона был человеком святой жизни и знаком его святости являются нетленные мощи, которые пребывают в этом соборе. Только что мы совершили перед ними молитву, призвав митрополита Иону, святителя и чудотворца, в помощь всем нам на путях христианской жизни, и верим, что по его молитвам Господь будет хранить и Церковь Русскую, и народ наш.

Но что есть путь христианской жизни? Сегодня мы слышали замечательные слова Спасителя из Евангелия от Иоанна: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10, 9). Что означает этот образ? В каком смысле Господь говорит о Себе как о двери? Дверь —

512

 

 

это некий символ начала пути. И Господь есть дверь для всей нашей жизни. Мы должны входить через Него. Но куда входить? Что это за пространство, куда Господь предлагает нам войти? Этим пространством является сотворенный Им мир, и Господь предлагает нам войти в этот мир через Него. Он предлагает нам начать путь — путь нашей жизни — через Него.

Что же это все означает для нас, современных людей? В каком смысле Христос может быть для нас дверью? В каком смысле Он может быть для нас началом пути? Его слово — истина, Им провозглашенная, — должно быть критерием, по которому каждый из нас в любых жизненных обстоятельствах будет относиться к тем проблемам, с которыми приходится сталкиваться.

Мы знаем, что в современном обществе существует множество критериев. Люди отказываются от самого понятия истины, заменяя его плюрализмом человеческих взглядов и мнений. Нас убеждают в том, что истины вообще не существует, что универсального критерия различения добра и зла нет, а есть множество человеческих «истин». Но если существует множество истин, значит, истины нет вообще. И для того, чтобы мы не соблазнялись — ни вчера, ни сегодня, ни завтра — нам и говорит Господь: Я есмь дверь. Не та дверь, что справа или слева, а единственная Божественная дверь, и только тот, кто войдет в эту дверь, спасется.

Эти слова поражают сознание своей удивительной силой и бескомпромиссностью. Вопреки всем лжеучителям, которые сегодня говорят нам о существовании многих истин, Господь утверждает, что только Он есть дверь ко спасению. Но мало войти в дверь, мало встать на путь — по этому пути нужно идти, а ведь на каждом пути встречается много трудностей. И здесь нужно не только памятовать о двери, через которую ты вошел, не только хранить истину, — нужно уметь прилагать эту истину ко всем обстоятельствам жизни. Поэтому Господь не только сказал: Я есмъ дверь, но и добавил: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11). На этом жизненном пути Он как пастырь ведет нас, помогает применять истину в качестве универсального критерия, способного помочь каждому отличать добро от зла.

В этом Евангелии содержатся еще удивительные слова о том, что у Пастыря — Спасителя — есть много овец. Эти овцы принадлежат

513

 

 

к разным дворам, но всех их нужно привести в Царство Небесное. И Господь говорит, что есть только один пастырь — Он, и у Него будет едино стадо (Ин. 10,16).

Когда мы сегодня задумываемся о множественности различных традиций, существующих в христианстве, о разделениях, которые присутствуют в христианской среде, мы, конечно, оплакиваем все эти разделения, ослабляющие единое стадо Христово. Но вместе с тем мы возлагаем надежду на то, что слова Спасителя осуществятся в истории. Мы еще не знаем, как это произойдет: у нас нет ви́дения, нет опыта жизни в едином стаде; но мы верим, что Господь таинственно, но реально ведет людей к этой цели, — чтобы вокруг Него было собрано едино стадо — то самое, что будет хранить истину, без которой не может существовать род человеческий. Все это требует от каждого христианина мудрости, мужества, глубокой веры. И сегодня мы молились святителю Ионе, чтобы он укреплял нашу веру, укреплял наше мужество, помогал идти тем путем, началом которого является Христос.

Я радуюсь возможности совершить сегодня Божественную литургию вместе с духовенством Владимирской епархии. Стало уже доброй традицией, что всякий раз, когда Патриарх служит в главном храме нашей Церкви — Успенском соборе Московского Кремля, ему сослужат представители различных епархий. Сегодня я хотел бы сердечно приветствовать владыку Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, вместе с представителями духовенства и мирян этой епархии.

Сегодня вместе с нами в храме находится также наш высокий гость пастор Олаф Твейт, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей. Радуюсь возможности встретиться с Вами, с Вашими спутниками. Сразу после богослужения у нас состоятся переговоры. Замечательно, что они пройдут здесь, на этой древней земле, овеянной всей историей Русской Православной Церкви. Да поможет Господь Вам в Ваших трудах!

Я хотел бы также сердечно приветствовать представителей Владимирской области, губернатора Николая Владимировича Виноградова, представителя Президента во Владимирской области, мэра города Владимира и пожелать помощи Божией и процветания Владимирской области и всем ее жителям. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами! Аминь.

514


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.