Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю святых отцов I Вселенского Собора в Успенском храме г. Новороссийска 5.06.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ОТЦОВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
В УСПЕНСКОМ ХРАМЕ г. НОВОРОССИЙСКА

5.06.2011

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка Исидор1! Уважаемый Александр Николаевич2! Ваше Высокопреподобие, отец Георгий3! Дорогие отцы, братья и сестры!

Радуюсь возможности впервые в жизни вступить на землю Новороссийска. Много раз бывал в Краснодарском крае, но побывать в Новороссийске до сих пор не удавалось. Когда подъезжаешь к этому городу, то, конечно, удивляешься красоте этого места. Но, с другой стороны, вспоминаешь и о великих скорбях, великом мужестве, великой силе духа, которые были явлены здесь защитниками Отече-

1 Митр. Екатеринодарский и Кубанский.

2 Ткачев А. Н., губернатор Краснодарского края.

3 Прот. Георгий Федоренко, настоятель Успенского храма г. Новороссийска.

496

 

 

ства Российского. Мы должны всегда помнить подвиг тех, кто отстоял не только эту землю, но и всю Россию, потому что если бы тогда, во время Великой Отечественной войны, здесь не стояли насмерть воины1, то вряд ли выдержали бы наша страна и наша армия натиск врага, замыслившего окружить Москву, — и не так, как они пытались это сделать в 1941 году, а широким кольцом, оторвав ее от всей страны и задушив в этой мертвой хватке. Не удалось врагу сделать этого! И те, кто умер здесь, на этой земле, всегда будут в нашей благодарной памяти.

Ваше Высокопреосвященство! Я радуюсь тому, что вижу в Екатеринодарской епархии. Вижу активное духовенство, в том числе молодое, вижу большой энтузиазм людей, который, конечно, подогревается южным характером — эмоциональным, сильным, динамичным. Здесь всегда была сильная вера. Здесь был один из центров нашего казачества, и я рад видеть казаков за каждым богослужением, потому что именно с сохранением казачества мы во многом связываем сохранение и развитие самобытности Юга России — земли, политой кровью, мужественной и героической земли, на которой всегда трудились православные люди, преданные Церкви Божией и Отечеству, способные и защищать страну нашу, и приумножать ее могущество.

Сегодня во время Литургии мы читали отрывок из 17-й главы Евангелия от Иоанна (Ин. 17, 1-13). В этой главе Господь так ясно открывает нам то, ради чего Он отдал Свою жизнь, будучи Сыном Человеческим! Одновременно Он раскрывает нам и тайну Своего Божества. В одной только фразе, которая была сегодня обращена к нам, содержится вся наша вера. Слова эти удивительны: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

Что это означает? Это означает, что жизнь вечная открывается человеку тогда, когда он познаёт Бога через Иисуса Христа. Все остальное — как бы вторично, в центре же — эти Божественные слова: Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Все философии мира отступают, разрушаются и превращаются в прах и пепел пред силой этих слов. И даже если человек ничего не знает о Боге, если он никогда не читал

1 Речь идет о битве за Новороссийск в сентябре 1943 г.

497

 

 

Евангелия, если он не знает истории Церкви, не знает жизни ни одного святого, но знает эти слова, то у него есть надежда на спасение.

Как же можно знать Бога? Через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда (Ин. 1,18), — говорит тот же апостол Иоанн Богослов. Мы не можем даже представить себе, что есть Бог. Конечно, художники иногда рисуют Его неким старцем, — в какой-то момент Церковь даже запретила изображать Бога так, потому что никто не знает лица Бога, никто не знает, что есть Бог. Мы только можем чувствовать Его силу, Его ответы на наши молитвы. Мы можем представить себе, что вся красота космоса, вся многосложность существующего мира является Его творением. Что же тогда означает Бог? Бесконечный Разум? Бесконечная Сила? Бесконечное Могущество? Это Он «запустил» все физические законы, всю эту расширяющуюся Вселенную, которая когда-то была по Его воле в одной точке, и вдруг произошел некий таинственный взрыв, — как говорят ученые, а мы говорим: акт Божественного творения. Частицы, заряженные энергией, стали разноситься на миллионы и миллионы световых лет, и стал возникать мир. Из совершенно неживого, мертвого вдруг стала развиваться жизнь — от простого к сложному, от неживого к живому и, наконец, к сознательному, разумному. Мы не можем до конца понять слов о творении мира — мы только знаем, что под этими образами скрывается некая Божественная тайна творения, над которой — вечный, неизменный и всемогущий Бог.

Но как же человеку узнать Бога? Человек и Бог — в разных мирах. Даже представить себе образ Божий невозможно! Язычники, идолопоклонники пытались это делать: они поклонялись грозе, молнии, грому, ветру, морю, небу, животным, обожествленным людям; они создавали такие изображения богов, какие им подсказывала их фантазия, — но как это все было неправильно и далеко от истины!

И когда Богу было угодно понятным для человека образом явить Свою суть, Он посылает Сына Своего Единородного — «печать равнообразную», как говорит литургическая молитва1, то есть отпечаток Божества в человеческой личности. Вся полнота Божества является телесно в Иисусе Христе, у Которого есть человеческое лицо. Мы знаем, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8, 16), доброта, милость,

1 Начало Евхаристического канона в Литургии Василия Великого.

498

 

 

Бог есть радость. В Иисусе Христе Бог обретает зримые очертания, так что мы можем изображать Его, — икона стала возможной только потому, что Сын Божий воплотился, и мы запечатлеваем Его человеческий и одновременно Божественный лик и поклоняемся Ему. Теперь мы можем знать, что есть Бог, — конечно, в усеченном, бесконечно уменьшенном масштабе, применительно к нашим познавательным способностям и возможностям, но через Иисуса Христа мы познаём Бога.

Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа... И Бога Единого мы познаём через Иисуса Христа, и нам открывается жизнь вечная, потому что в Слове Спасителя — Его Евангелии — сказано все, что должен знать человек, чтобы счастливо и благополучно построить свою жизнь на земле, исполнив Божий закон, и чтобы войти в вечность Его Небесного Царства.

Мы знаем, что в истории люди очень часто пытались применить свои ограниченные знания к тайнам космоса, тайнам бытия. Пытаясь их объяснить, одни говорили, что мир всегда существовал параллельно с Богом, другие — что Бога вообще нет, третьи говорили, что материальный мир — это и есть Бог. Каждый пытался объяснять мир по-своему, но так ничего и никому не объяснил, и в первую очередь — самому себе. Мы же можем многое понять и многое прозреть именно потому, что воля Божия, закон Божий открывается нам в Иисусе Христе.

Вера есть величайшая сила — духовная и интеллектуальная, способная так устроить человеческую душу, что человек становится счастливым и достигает той цели бытия, к которой, собственно, и призывают его все философии, все мировоззрения, а если говорить применительно к нашему времени, — все политические программы. Все говорят, что человек будет жить лучше, жить счастливо, если он сделает то-то и то-то. Мы знаем, что во всем этом может быть лишь какая-то крупица правды, вся же правда — только в Слове Божием.

Вот почему так важно именно со Словом Божиим соотносить свои мысли, свою внутреннюю жизнь — семейную, общественную, жизнь народа и государства. А когда этого соотнесения нет, мы уподобляемся белке, бегущей в колесе: нам кажется, что мы бежим вперед, но на самом деле мы стоим на месте, тратя колоссальные ресурсы и силы и не двигаясь вперед. Потому что движение вперед — это движение

499

 

 

к человеческому счастью, а счастье человека познаётся через сердце; и никакая политическая схема или экономическая целесообразность не могут открыть человеку этой радости в сердце, этого Божиего Царства. Но когда мы нашу жизнь соотносим с нашей верой, то у нас все спорится. И экономическое устроение, и политическое устроение, и социальная жизнь — все начинает вставать на свои места, вписываясь в Богом предначертанную картину человеческой жизни. Вот почему нам всем так важно хранить веру в сердце и помнить слова, которым сегодня научены: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Будем хранить эти слова в сердцах своих и мы — и великие мира сего, и самые простые, и могущественные, и бессильные, потому что есть только одна дорога к спасению, а значит, и к счастью — дорога, которую указывает Иисус Христос.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.