Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день престольного праздника в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке 6.11.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА В ХРАМЕ
В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

НА БОЛЬШОЙ ОРДЫНКЕ
6.11.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Дорогой владыка Иларион3!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас за добрые слова, которые Вы сказали, и за прекрасный дар — икону святителя Алексия, митрополита Московского, и облачение, которое пошито в соответствии с тем, что изображено на этой иконе.

Церковь призвана сохранять традицию по одной простой причине — потому что именно в Церкви человек преодолевает время. У нас есть разные способы окунуться в прошлое. Например, мы можем читать книги или смотреть исторические фильмы, но это делает нас лишь зрителем прошлого. В Церкви же человек силой Святого Духа становится не зрителем, а соучастником всего, что совершил Господь ради спасения, и даже того, что еще произойдет, — Его рождения, жизни, проповеди, страдания, смерти и Воскресения, Вознесения, одесную Бога Отца седения, второго и славного паки пришествия4.

1 В память о совершённом богослужении митр. Иларион преподнес Его Святейшеству набор из двух панагий и креста.

2 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Владивостокский и Приморский Вениамин; еп. Солнечногорский Сергий.

3 Митр. Волоколамский, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке.

4 Слова евхаристической молитвы перед возгласом «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся».

339

 

 

Именно в Церкви силой Святого Духа мы — ограниченные, слабые люди — через святые Таинства приобщаемся вечности, приобщаемся тому, что было, что есть и что будет. Именно в Церкви силой Святого Духа открывается нам Божие Царство. И неслучайно в начале совершения главного Таинства Церкви — таинства Святой Евхаристии — мы провозглашаем громогласно великие слова: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!», потому что силой Святого Духа по молитве верующих в Церкви, общине веры, нам является это Божие Царство.

Однако мы лишь прикасаемся к этому Царству, а живем в грешном мире, и живем не всегда по Божиему закону, но нередко и по закону страстей, по закону греха. И так часто это мимолетное прикосновение к Царствию Божию в Божественной литургии, которое отзывается в сердце нашем радостью, миром и покоем, быстро проходит, улетучивается, — и мы снова лицом к лицу с грехом, со страстями, со скорбями...

Но Господь дает нам великую возможность постоянно прикасаться к вечному Небесному Его Царству, и этой возможностью является наша молитва. Молитва имеет великую силу, но есть некое условие, при котором молитва реально соединяет нас с Господом и которое необходимо соблюсти, чтобы Бог ответил на нашу молитву.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки нам предлагается притча Спасителя о богаче и Лазаре (Лк. 16,19-31). Это одно из тех мест в Священном Писании, где нам приоткрывается тайна загробной жизни. Наверное, никакими человеческими словами, никакими человеческими знаниями, категориями мысли невозможно выразить, что есть мир после физической смерти человека. Потому Господь говорит об этом мире на понятном для своих слушателей языке. Он рассказывает притчу о богатом человеке, который жил в свое удовольствие, и о несчастном голодном Лазаре, который лежал, покрытый струпьями, у входа в дом богача. А после смерти Лазарь — тот, что был в струпьях, уничиженный, безвластный — оказался на лоне Авраама, в Царстве Небесном; а богатый, преуспевающий человек оказался в аду.

Размышляя на тему этой притчи, священномученик Киприан Карфагенский произнес слова, которые позднее, цитируя его, повторил и святитель Василий Великий. Слова эти помогают нам понять, что является условием слышания Богом нашей молитвы: «Если мы

340

 

 

не слышим моления бедных, то не заслуживаем и того, чтобы Бог услышал нашу молитву»1. Какие дивные, поразительные слова! Они перекликаются с основным, «золотым» правилом жизни, сформулированным в Евангелии: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Эти слова можно перефразировать и сказать: «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступил Господь, так и ты поступай с людьми», — потому что именно в образе ближнего нам является Господь. И если мы безразличны к скорбям других людей, если сердце наше глухо и неотзывчиво на человеческую скорбь, на человеческую нужду, то напрасно мы будем молиться, напрасно будем плакать, — то будут крокодиловы слезы, то будут слезы о самих себе, слезы, которые Богу неугодны. Наша молитва должна сопровождаться помощью ближним, любовью к ним. Вот тогда и мы будем вместе с Лазарем на лоне Авраамовом, тогда и услышит Господь наше воздыхание.

На этой зависимости, так прекрасно выраженной священномучеником Киприаном, основывается вся тайна духовной жизни человека. Не может быть молитвы без добрых дел, не может быть надежды на спасение без добрых дел, потому что без добрых дел вера мертва (Иак. 2,17, 20).

И когда вы приходите в этот храм со своими бедами, когда преклоняете колена пред образом «Всех скорбящих Радость» и просите Царицу Небесную помочь вам в скорбях, вспомните в этот момент: а сами вы всегда помогали скорбящим? Не прошли ли холодно и бездушно мимо тех, кто просил помощи? А может быть, еще и оправдали себя: мол, нечего им помогать, они такие-сякие, а значит, не нужно тратить на них силы души и время... Тогда почему же Божия Матерь должна помочь нам? Только потому, что от боли, нанесенной нашему сердцу жизненными обстоятельствами, мы плачем перед иконой? Достаточно ли этого? Священномученик Киприан учит нас: нет, недостаточно.

Вот почему православный приход, православная община, совершающая Святую Евхаристию, соприкасающаяся с Царствием Божиим силой Святого Духа, должна быть местом милосердия, благотворительности, реальной любви, и в первую очередь к нуждающимся

1 Киприан Карфагенский, свт. Книга о молитве Господней.

341

 

 

прихожанам — тем, кто рядом с нами. Тем, кто, может быть, не поест сегодня после Божественной литургии, кто будет ежиться от холода, потому что одежда плохая. Тем, кто неизвестно в каких обстоятельствах живет. А ведь очень часто люди, которые приходят в храм, одиноки, не имеют того, что имеют другие, и ищут здесь помощи. И Господь может послать им эту помощь через нас, нашими руками. Вот тогда, милосердно откликнувшись на боль и страдания другого человека, мы обретем возможность быть услышанными Богом, Его Пречистой Матерью и получить по молитвам нашим.

Всему этому учит нас сегодняшний праздник иконы «Всех скорбящих Радость». Учит этому и дивное евангельское чтение, открывающее тайну загробной жизни; учит и великий святитель и священномученик Киприан Карфагенский, который в III веке утверждал Православие в тяжких условиях гонений на веру. Услышим эти слова, услышим этот призыв и осознаем связь между спасением и доброделанием! А когда мы вступим на путь совершения добрых дел, будем молиться, чтобы Господь дал нам радость почувствовать Его реальное присутствие в нашей жизни. И пусть это чувство укрепит в нас веру и решимость творить добро во славу Его святого имени! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.