Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю Православия

156

56. Слово в неделю Православия

Да будут все едино! (Ин. 17. 21). Так молится Христос Отцу Своему о всем человечестве, молится в конце Своего земного подвига, который весь заключался в создании этого единства, этого тесного единения и любви всех людей.

Люди, созданные любовью божественной и предназначенные для любви взаимной, отошли от Бога. И чем дальше они отходили от Бога, тем все дальше становились друг от друга, вместо любви, добра и правды вражда, злоба и неправда наполняют сердца людей; вместо мира и радости слезы и кровь омывают землю.

И вот пришел Сын Божий, чтобы в растленную природу людей, себялюбивую, обособляющуюся, враждующую внести совершенно новую, совсем иную жизнь — жизнь без неправды и зла, без слез и горя, жизнь, где во всей красе сияла бы любовь, — полная, всеобъемлющая, всепрощающая, самоотверженная, —так, чтобы все люди, все человечество стало едино между собой.

Едино… Но ведь это значит: надо совершенно переродиться человечеству, надо стать совсем, совсем иным, чем оно было и есть! Надо совершенно переродиться. Христос так и говорит, что для этого надо родиться свыше, от Духа (Ин. 3. 3—5).

Где же и как возможно это духовное рождение? Где та вторая утроба матери, в которой человек мог бы так родиться духовно? Это, братие, Церковь Христова, — Церковь, Им выстраданная, Его крестной смертью созданная, Им возглавляемая, Церковь, куда Он зовет всех верующих, куда Он призывает всех людей, все человечество.

 

 

157

«Когда Победитель греха и смерти Спаситель всех удалил от людей свое видимое присутствие, Он завещал им не скорби и слезы, а оставил им утешительное обетование, что пребудет с ними до скончания века. И обещание исполнилось. На главы учеников, собравшихся в единодушии молитвы, снисшел Дух Божий и возвратил им присутствие Господа, не осязаемое чувствами, невидимое, но духовное, внутреннее» (Хомяков). И с того дня Дух Святой живет в верующих во Христа и каждому из них дает благодатные силы для жизни новой, жизни в единении и любви, дает им духовно переродиться и стать совершенно новым творением.

Но такая истинная, настоящая жизнь, жизнь без злобы и лукавства, жизнь в любви и единении друг с другом невозможна иначе, как только в тесном единении со Христом, как ветки дерева живут только до тех пор, пока они на дереве, тесно срослись с ним и питаются одними и теми же соками, так и эта новая жизнь, данная Христом. Он сказал: Я лоза, а вы ветви. Таинственное приобщение Тела и Крови Христовых в таинстве Причащения единит нас со Христом и соединяет друг с другом в единое Тело Христово. Молитва, слово Божие, богослужение, таинства несут нам Духом Святым те жизненные соки, которыми питаются души верующих и получают силы для жизни по Христу.

И посмотрите на первоначальную христианскую общину: она жила в таком единении, в такой любви друг с другом, как если бы у всех верующих было одно сердце и одна душа (Деян. 4. 32). Это была истинная, настоящая жизнь по Христу, жизнь, так ярко отличавшаяся от жизни прочего мира, что, как говорит евангелист Лука из посторонних никто не мог пристать к ним (Деян. 5. 13). Вот эта-то жизнь, полная единения, любви, питаемая Духом Божиим, и есть та Церковь Христова, то царствие Божие, ради

 

 

158

создания которого приходил Христос.

И можно ли пребывать и возрастать в вере, любви, не принадлежа к Церкви Христовой, не получая благодатного воздействия Духа Божия?! Как во всяком организме члены его могут расти и развиваться только в неразрывной связи с организмом, так и тут: только в Церкви возможна та новая жизнь, ради которой приходил на грешную землю Сын Божий, — только в Церкви можно приходить в меру полного возраста Христова, только в Церкви, в тесном взаимном общении, оживотворяемом Духом Божиим, можно жить и развиваться духовно и спасаться, а вне Церкви, и без Церкви невозможно истинно-христианскую жизнь, как невозможно единение и разъединение.

Но эта указанная Христом высота жизни для многих оказалась и оказывается слишком высокой: ведь обновление жизни совершается не без труда, а люди так полюбили грех и не хотят с ним расстаться. И вот, то самолюбие и самомнение, то гордость ума и самомнение, то фанатизм и суеверия отводят то тех, то других от этого общего единения всех и единой церковной жизни.

Как невозможна христианская жизнь — жизнь, полная единения и любви вне Церкви Христовой, как общения любви, так невозможны и раздельные друг от друга от взаимного друг с другом общения одинаково спасающие Церкви: только едина может быть истинная Церковь, как единое тело Христово, как един Дух Божий, животворящий Церковь, как едина глава — Христос: нет Церкви там, где нет духа любви, проникающего всех, всех обнимающего, всех объединяющего со Христом и во Христе.

 

 

159

Истинная Церковь там, где единение и любовь, где нет самолюбивого отъединения и обособленности, где это единение охватывает всю минувшую жизнь Церкви и стоит на твердо хранимом предании святых апостол и святых отец, где это единение простирается до Церкви торжествующей в небесах и видит в отшедших праведных своих молитвенников; истинная Церковь там, где это единение выливается в единение жизни по Христу. Это-то единство жизни, единство всех в духе любви и должно быть предметом наших усердных забот, целью всех наших стремлений, как членов Церкви Христовой, ибо об этом-то единении молился Христос: Да все едино будут.

Вот почему и святая Церковь, как матерь наша, рождающая нас в духовную жизнь и руководящая нас в этой духовной жизни, в жизни любви и единения, вот почему она сегодня, в день выявления своего православия, особенно молится о всех заблудших чадах Божиих, отошедших от нее, обособленно идущих вне общего единения и общей любви.

Как Господь всем хощет спастися а в разум истины приити, так и святая Церковь всех хочет обнять, всех хочет спасти в общем единении, в общей взаимной любви, в одной всецело проникнутой любовью жизни. И верит она, крепко верит, что настанет пора, и вернется на землю любовь, а в этой вере она еще усерднее молит своего Пастыреначальника, чтобы растаял лед сердец людских, чтобы пали созданные враждой всякие вероисповедные перегородки, разделяющие чад Божиих, чтобы Свет Истины Христовой осиял всех ищущих ее,

 

 

160

чтобы явил себя Господь и всем неищущим Его, чтобы всех соединил и всех сплотил во едино царство любви, да вси едиными усты и единым сердцем будем воспевать Единого в Троице славимого Бога во веки. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.