Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю о блудном сыне

137

50. Слово в неделю мытаря и фарисея [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии 10 февраля 1957 года.]]

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!

Жизнь налагает на каждого из нас свои обязательства, и мы обыкновенно уделяем нашим заботам все наше внимание, все наше сердце. И вот, зная это, святая Церковь как попечительная мать назначает в течение года особое время, когда старается сосредоточить наше внимание, увлечь наше сердце от земли и от земного к Богу. Это время святой четыредесятницы — дорогое, спасительное, очистительное для душ время, а вчера раздалась первая весть о наступлении этого времени: за всенощным бдением пелась умилительная песнь о покаянии: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Святая Церковь заблагоговременно приготовляет нас ко времени усиленного поста и молитвы, заблаговременно приглашает нас оглянуться на свою жизнь, рассмотреть ее, осознать ее греховность и осудить ее. Церковь делает это заблаговременно, чтобы мы постепенно подошли к этому важному, и при должном отношении, трудному подвигу. И вот прежде всего для нашего назидания Церковь представляет нашему вниманию в сегодяшнем евангельском чтении пример двоякого отношения человека к собственной жизни — пример отношения фарисея и мытаря.

Фарисей — пример нашего обычного отношения к своей жизни. Самодовольство своим духовным состоянием, упоение своими достоин

 

138

ствами, сознание ничтожности своих проступков по сравнению с проступками других, окружающих нас лиц, вот как, подобно евангельскому фарисею, смотрит большинство на себя. И понятно, может ли кто, при таком сознании, почувствовать необходимость самоисправления, если нет самоосуждения.

А между тем все эти наши «добродетели» чаще всего мнимые. Мы не чувствуем, может быть, сильных и открытых припадков зла, живущего в сердце, не имеем, может быть, несчастье переступать ногой пределов правды и добра, и только. А что было бы с самыми честнейшими из нас, если бы благодать Божия оставила нас и вполне предоставила силе зла, в нас скрытно живущего?

Вот почему неизмеримо больше прав мытарь, который, придя в храм, не смел и глаз поднять на небо от сознания своей греховности пред Святейшим и Честнейшим Богом, но, бия себя в грудь, сокрушенно восклицал: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18. 13). В лице мытаря им видим пример не нашего обычного отношения к себе, а пример того, как действительно нам нужно относиться к своей жизни, к своему внутреннему состоянию.

Фарисей свои небольшие добродетели сравнивал с пороками других людей, и потому его добродетели показались ему великими и совершенно успокаивали его. Мытарь же думал только о своих собственных пороках, справедливо полагал, что добродетели надо сравнивать не с пороками других, а с добродетелями же. Едва ли фарисей стал бы превозносить себя за свое благочестие, если бы вместо мытаря взял для сравнения великих и святых мужей народа Божия. Что значил бы его пост, сравнительно с постом, например, Иоанна Крестителя, его вера — с верой Авраама, его чистота — с

 

 

139

целомудрием Иосифа. Мытарь же, стоя в храме, видел пред собой высочайшую святость и высоту Господа и, сравнивая себя с ней, только вопиял сокрушенно о своей нечистоте и греховности.

И вот, это его смирение, его исповедание своего недостоинства были самыми верными шагами к исправлению; сознав свою греховность, осудив ее, устрашившись ее, он, конечно, тем усерднее, тем горячее пошел потом по пути исправления, по пути нравственного совершенствования.

Так же и мы, если хотим исправить нашу жизнь, должны не успокаиваться на своих мнимых добрых качествах, а, поставив пред своим мысленным взором евангельские примеры чистоты, сознавать свою удаленность от них и смиренно просить Божие милосердие об очищении нас.

«Не помолимся фарисейски, братие; ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя» (Стихира на Господи воззвах). Аминь.


Страница сгенерирована за 2.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.