Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю 22-ю

82

31. Слово в неделю 22‑ю [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии 25 ноября 1956 года.]]

В апостольском чтении мы слышали сегодня, что о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но новая тварь (Гал. 6. 15). Новую тварь, по словам святителя Иоанна Златоуста, апостол называет нашу душу. Душа наша через Крещение обновилась, как бы создалась вновь и потому от нас требуется новый образ жизни [[Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 10, стр. 814.]].

Для Господа не нужны наши внешние преимущества, ни даже наши внешние качества. Ему нужна единственно наша обновленная, возрожденная, освобожденная от всяких связывающих и принижающих ее к земле пут душа, живущая Богом. Ему нужна душа, не привязанная ко временному благополучию, не пристрастная к земле, а душа, утешающая себя мыслью о небе. У людей с такой душой направление мыслей возвышенное, стремящееся ко всему высокому, чистоту, святому. В противоположность им есть люди с совершенно другим направлением мыслей, люди, ставящие в центре всего только себя, свои интересы, живущие только окружающим земным, и этим земным все оканчивающие.

Сегодня евангельская притча представляет нам примеры людей того и другого направления: вот, с одной стороны евангельский богач, живущий только для себя, для своего удовольствия, не помышляющий ни о чем возвышенном, сузивший свои интересы только землей и земными наслаждениями, веселяся на вся дни светло (Лк. 16. 19). И вот с другой стороны бедняк Лазарь, в терпении проводящий свои скорбные дни, живущий лишь

 

 

83

Богом и надеждой на Бога, смиренный и кроткий.

Богачу некогда подумать о делах милосердия, потому что время его слишком занято праздной деятельностью, строгим исполнением требований современной роскоши в одежде, пиршествами, увеселениями, и чем больше он был занят земными наслаждениями, тем более он погружался в духовный сон и потому некогда ему было приметить, что у ворот его лежит нищий и болящий Лазарь.

Евангельская притча называет бедняка по имени и умалчивает о имени богача, ограничиваясь только словами: …человек некий. Такое умалчивание вполне естественно, потому что имя человека помнится или забывается в зависимости от образа его жизни. Предметами жизни и деятельности богатого были вещи тленные, удовольствия скоропреходящие, слава земная, — все это поглощено суетой, временем, тлением; имя его постоянно упоминается друзьями, знакомыми и почитателями на веселых пирах; с прекращением их — исчезло и предалось забвению. Имя же Лазаря известно Аврааму, оно произносится на небесах.

Евангельская притча приподнимает завесу будущих судеб этих двух людей и говорит, что тот, кто жил в Боге, водворится в крове Бога небесного, умер и отнесен был на лоно Авраама, а тот, кто жил здесь только в себя, а не в Бога богател, оказался «наг и сир пред Господом», и так скорбел и страдал, что просил помощи и тут только спохватился, чтобы предупредить своих братьев, да не и тии приидут на место сие мучения (Лк. 16. 28).

Евангельская притча указывает два рода людей, указывает вместе с тем и способ духовного обогащения, это жизнь в Боге. Что значит «жить в Боге»? Это значит: среди житейских

 

 

84

интересов и забот не заглушать в себе искры Света Божия, помнить Бога и Им освещать все пути жизни, крепко верить во всеблагой Промысл Божий, как верил евангельский нищий, спокойно перенося испытания, очевидно нужные для очищения духа; твердо верить и надеяться на праведное мздовоздаяние каждому по делам его, а соответственно этому и жизнь свою строить не по примеру евангельского богача бессердечного, думающего только о себе, забывавшего других — бедных, скорбящих, несчастных.

Евангельской притчей Господь устрашает нас примером богача. Господь напоминает нам, чтобы мы осмотрелись и сравнили: на кого мы похожи, к кому приближаемся, за кем идем; за живущим в Боге бедняком или за евангельская богачом, себялюбивым, бездушным к горю ближнего.

Ведь рано или поздно каждый из нас очнется, как евангельский богач; мысли его придут к каждому из нас, но поздно; они придут в последний страшный смертный час, и вот тогда мы одумаемся, тогда придем в отчаяние: почему жизнь была проведена так, а не иначе, но будет поздно. А потому еще здесь, на земле, постоянной мыслью о небесном, верой в небесное, любовью к небесному и надеждой на него превозможем земные пристрастия, чтобы и мы, обновленные и возрожденные, стали новой тварью, потому что во Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но новая тварь (Гал. 6. 15). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.