Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю 21-ю

78

30. Слово в неделю 21‑ю [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии 30 октября 1955 года.]]

Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос
(Гал. 2. 19—20).

Такого состояния достиг святой апостол Павел, потрудившись над очищением нивы своего сердца.

После падения первозданных грех отделил человека от Бога. Но Божественная любовь взыскивает способ спасения греховного человечества. Само Божественное Слово становится плотью и обитает с людьми. Оно приходит в мир, чтобы спасти мир. Оно приносит на землю, утопавшую в беззакониях, новую жизнь. Семя этой жизни есть Слово Божие, потому что из Слова Божия узнает человек о Господе Иисусе Христе и о новой жизни, принесенной Им в мир.

В предложенной сегодняшним евангельским чтением притче под семенем Господь Иисус Христос подразумевает Свое учение; под нивой — души человеческие, под Сеятелем же — Себя Самого, нисшедшего на землю, возвестить людям глаголы Живота вечного. Насколько велико значение этой притчи для каждого верующего, видно из слов Спасителя, заканчивавшего ее призывом: Кто имеет уши слышать, да слышит (Лк. 8. 15).

Слово Божие живо и действенно (Евр. 4. 12). Однако от посеянного Великим Сеятелем уродилась лишь только часть семян, причина этому не в Слове Божием, а в той почве, на которую оно падает. В притче о сеятеле Господь Иисус Христос проводит ана-

 

 

79

логию между произрастанием семени вещественного и семени Слова Божия, и указывает причины, по которым Его Божественное Слово, живое к действенное, не всеми воспринимается: в одних душах оно приносит обильный плод, а в других, и это в большинстве, оно остается совершенно бесплодным.

Не может семя естественное, упавшее при дороге, дать ростков, так как либо прохожие растаптывают его или затаптывают в землю, и оно погибает, либо птицы уносят его.

То же самое происходит и с семенем Слова Божия, попавшим в душу, подобную дороге, наводненную бурно движущимся потоком всевозможных впечатлений, которые как быстро текущая река уносит своим течением все, что ни попадает в душу, не давая ничему закрепиться в ней, и попавшее в нее Слово Божие также уносится все новыми и новыми впечатлениями, которые совершенно вытесняют его. Чтобы Слово Божие могло принести плод в душе, душа должна быть закрыта для проникновения в нее всего того, что рассеивает и мешает воспринять Слово Божие.

Гибнет зерно естественное, когда оно падает на каменистую почву, едва прикрытую землею. Правда, оно произрастает, дает жизнь, но из-за отсутствия влаги и недостаточности земли для углубления корня, оно постепенно погибает. Такова бывает участь и семени Слова Божия. Как семена естественные лишены возможности пустить корни в землю каменистую, так и Слово Божие, не проникает в глубину грубого, жестокого и твердого сердца. Такие люди, услышав Слово Божие, с радостью принимают его, но, не имея корня, временем

 

 

80

веруют, а во время искушений отпадают (Лк. 8. 12). Это те люди, у которых огонь искушений сушит корни слова Божия, вселяет в них ропот, скорбь и отвержение Святого Промысла.

Плохо произрастает естественное семя на земле тернистой, так и в деле посева слова Божия — на засоренных местах не появится всходов. «Осуетившееся в человеческих похотех сердце», в котором дикая поросль всяких страстей и житейских забот глушит истинные чувства, будет не «землею благою», а могилой для семени Слова Божия.

В то время как растения плодоносящие требуют ухода, растительный сор непобедим в своем распространении. То же самое наблюдается и в борьбе нравственных сил. В то время, как зло моральное, подобно сорнякам, с легкостью разрастается, потому что его росту все благоприятствует, добро встречает на своем пути всегда препятствия, преодоление которых становятся подвигом, равносильным мученичеству. Нужна большая работа над самим собой. Нужна культура духа, тщательная разработка всех его сил. И тогда в недрах его семя Слова Божия найдет для себя благоприятную почву и принесет «плод сторичный». Принесет обильный плод то Семя Слова Божия, которое упало в душу тех, кто услышавши Слово, хранит его в добром и чистом сердце и приносит плод в терпении (Лк. 8. 15).

Все это оправдалось в жизни великих подвижников. Тяжким трудом над своим внутренним человеком, постом и молитвой, при помощи Божией они отвалили от своего сердца окамененное нечувствие, оградили его именем Иисуса Христа от вторжения в него

 

 

81

сопротивных сил и с корнем вырвали терние страстей и земных забот, препятствовавших произрастанию семени Слова Божия.

Слово Божие, попав на обрабатываемую почву, дало таких подвижников, как преподобный Сергий Радонежский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Серафим Саровский и многих других, оставивших нам неумирающие заветы, как то жить и трудиться над собой, чтобы живое и действенное семя Слова Божия, посеянное Великим Сеятелем, принесло «плод сторичный».

Мы слабы и немощны. И если мы не можем брать на себя великих подвигов и трудиться по-подвижнически над очищением нивы сердца своего, то по крайней мере во время искушений, будем подвижнически разумно терпеть, чтоб уподобиться тем, которые, по слову Великого Сеятеля услышавши Слово… приносят плод в терпении (Лк. 8. 12). Тогда и в нас Слово Божие будет ростком новой жизни, принесенной в мир Господом Иисусом Христом. И когда появится в нас росток новой жизни, принесенный в мир Господом Иисусом Христом, тогда каждый из нас начнет в терпении трудиться над очищением нивы своего сердца, вместе с апостолом Павлом сможет сказать: я сораспялся Христу, и уже не я живу, во живет во мне Христос (Гал. 2. 19—20). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.