Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю 11-ю по Пятидесятнице

61

23. Слово в неделю 11‑ю по Пятидесятнице [[Произнесено в храме Московской Духовной Академии 25 августа 1957 года.]]

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Господь Иисус Христос, научая народ всепрощению, сказал притчу о том, как одному человеку царь простил громадный долг его — 10 тысяч талантов (около 3 млн. руб.). Проявление такого милосердия, по-видимому, должно было бы исполнить сердце должника глубокой благодарностью и вместе размягчить его: сделать его добрее, любвеобильнее по отношению к другим. А между тем этот человек, получив такую милость от царя, встретил своего должника, который должен был ему самую незначительную сумму — 100 динариев (около 80 рублей) и не только стал требовать немедленного возвращения этого ничтожного долга, но ем его давляше, невзирая на мольбы того об отсрочке. Разгневался царь, когда узнал о таком жестоком поступке своего должника, и приказал посадить его в темницу, пока не отдает всего долга… Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, прибавил Господь Иисус Христос, — если не простите каждый из вас от сердца своего брату согрешений его (Мф. 18. 35).

Эта притча Господа имеет самое близкое отношение ко всем нам. Царь, готовый простить долг человеку, это Господь Иисус Христос. Должники — это все мы. Велики, истинно велики долги наши перед Богом, и как тяжко должно было бы быть для нас сознание этой неоплатности, если бы только серьезно вдумывались в это.

 

 

62

Ведь посмотрите: Господь дал нам жизнь, чтобы каждый момент, каждое дыхание этой жизни были посвящены Богу, и в этом мы должны были бы находить свое счастье. А такова ли на самом деле наша жизнь? Светится ли свет наш пред людьми так, что другие, видя добрые дела, прославляют Отца нашего Небесного? Нет! Мы неоплатные должники пред Господом в этом отношении.

Господь дал нам различные способности: разум, чтобы всюду видеть Его, сердце, чтобы жить любовью к Нему и людям, волю, чтобы свободно идти к добру. А таково ли в действительности направление наших способностей? Истины ли, правды божественной всегда ищет нам ум? Любовью ли живет наше сердце? В законе ли Господнем поучается день и ночь наша воля? Становимся ли мы с каждым годом, с каждым днем лучше и лучше, или все глубже и глубже погрязаем во зле? Приходится сознаться, что много зла скопилось в наших душах в течение жизни, и неоплатны долги наши пред Богом и в этом отношении.

Наделяя нас душевными дарованиями, Господь заповедует нам и известные обязанности по отношению к семье, к обществу в целом, а друг другу в отдельности, ставя нашей задачей содействовать общему благу, помочь каждому во благое к созиданию. Так ли на самом деле проходим мы эти свои обязанности? Вместо общего блага не ищем ли, наоборот, только своих выгод ко вреду для общей бальзы? Бережем ли ближнего от соблазна, содействуем ли его спасению? О, как нерадивы мы вообще в исполнении наших обязанностей, и как велики и неоплатны и в этом отношении наши долги пред Богом. Дарует Господь нам житейские блага, чтобы пользо-

 

 

63

вались мы ими для помощи нуждающимся, для созидания себе через них Царствия Божия. Так ли принимаем мы эти блага от Господа? Чувствуем ли, сознаем ли, что это от Господа, что это проявление Его милости, Его промышления о мне? Не забываем ли мы часто этой промышляющей о нас руки Божией и не надеемся ли больше на себя, на сыны человеческия, а не на Бога? Создаем ли себе этими благами, этими милостями Царствие Божие, помогая нашим ближним? О, как и в этом отношении далеки наши поступки от намерений Божиих, и как неоплатны наши долги пред Господом!

А если вспомним, что Господь дает нам «вся божественные силы, яже к животу и благочестию», что Он искупил нас Своею драгоценной Кровью, что Он через Святые Таинства дает нам благодатные силы, очищающие, укрепляющие и возрождающие нас к жизни духовной, новой, чистой и святой. И если спросим себя по совести: жива ли в нас и действенна ли эта благодать Божия? Храним ли мы душевную чистоту после таинства Крещения и Покаяния? Долго ли находимся в единении с Господом после Таинства причащения? Пользуемся ли в жизни благодатными дарами Божиими для одухотворения, для очищения этой нашей жизни? О, как велики и необъятны наши долги пред Господом, так нас благодеющим!

И наряду с этим когда мы так невнимательны к долгам, которое должны Господу Богу, посмотрим, как мы до крайности щепетильны ко всему, что касается отношений к нам наших ближних. Точь-в-точь как тот евангельский должник, который за ничтожный долг давляше ближнего своего. Как негодуем мы, когда нам окажут мало внимания. Как мы выходим из себя, если мы не видим усердного исполнения нашего

 

 

64

желания. Как ожидаем мы всякой благодарности, если что-либо кому сделаем. И надо ли говорить, какое возмущение охватывает нас, если затронуть наше имя, нашу честь!

Да! Как мы внимательны и чувствительны к долгам наших ближних в отношении нас, и как нерадивы о долгах наших собственных по отношению к Господу Богу! А время между тем идет; срок уплаты за эти долги приближается. И думаем ли мы об этом приближении срока, об этой расплате? Господь предупреждает нас об этом обстоятельствами нашей жизни. Обстоятельства жизни каждого из нас — это напоминание Господа об обращении к Нему.

Вдумаемся в эту ведущую нас ко благу руку Божию и пока не поздно обратимся ко Господу, растворим сердца любовью к нашим братиям и будем усердно молить Господа, чтобы он оставил нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.