Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ефрем Сирин, преподобный

Ефрем Сирин, прп. 24. На слова: вонми себе (Втор. 4:9), двенадцать глав

Двенадцать глав 1)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обязаны мы, возлюбленные, по словам апостола, увещевать и упрашивать друг друга (1Фес.5:11). В другом же месте сказано: Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак.4:17). Но послушай, что и пророк говорит:  я не возбранял устам моим (Пс.39:10). Итак, умоляю вас, - примите совет и моей худости. И если погрешил я в слове, извините меня, человека неученого и грешного. Если же слова сказаны правильно, то это - дело благодати. А так как благодать подает нам слово, не должно возбранять устнам. Ибо Господь и леность поставил в одном ряду с лукавством, сказав: лукавый раб и ленивый ...  надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью (Мф.25:26-27).

Да подаст Господь нам, приявшим Слово, сотворить и принести Господу плоды благоприятные. Ему слава во веки веков! Аминь.

____

Глава 1

Слушай, возлюбленный! Придя с тем, чтобы стать монахом, решился ты отречься от мира. Если совершишь сие законно, то возрадуются о тебе не только люди, но и Ангелы Божии, как написано: радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк.15:7). Итак, если законно ты начал, законно и соверши. Прежде, нежели облекся в образ, знай, что идешь на подвиг. С кем у тебя брань? Слушай того, кто

1)      По славянскому переводу, часть II. Слово 24

286

 

 

говорит: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый (Еф.6:12-13). Итак, не изнемогай в своем течении (пути), пока не получишь награды. Возненавидел ты мир? Питай ненависть и к кичливости его. Отверг временное богатство? Отвергни и гордыню богатства. Стал чужд родителям по плоти? Пребывай в отречении, мужественно перенося труды добродетелей. Ибо отречением называется не то, которое на один день сделано, но которое продолжается до смерти. Если хочешь действительно стать победоносцем, то учись переносить труды добродетелей мужественно, с мудрой кротостью. Скажу для примера: обиженный низшими - не гневайся, уничижаемый - переноси, заушаемый - терпи, оклеветанный - будь великодушен, лишенный принадлежащего тебе - благодари. Посмотри на согражданина своего (разумею нищего Лазаря): в какой скудности и в каком труде терпел он для Господа? - ибо он взирал на воздаяние (Евр.11:26). Написано: недостойны нынешние временные страдания... в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18). И ты, возлюбленный, возжелав сподобиться ублажения от Господа, иди путем смиренномудрия; и Господь даст тебе венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Ему слава во веки! Аминь.

____

Глава 2.

Притча.

Два человека пошли в город, отстоявший на тридцать стадий. Когда же совершили стадии две или три, встретилось им на дороге место, где стояли рощи, и там росли тенистые дерева, текли ручьи вод, и было много приятных местоположений. Когда путники увидели это, то один, поспешив видеть город, прошел то место

287

 

 

скоро, а другой остановился посмотреть и отстал. Потом ему захотелось выйти из-под древесной тени, но он побоялся зноя. Пока же медлил на месте, наслаждаясь приятностью его, вышел зверь, живущий в том лесу, схватил путника и увлек в свое логовище. Между тем другой, который не был нерадив и не развлекался красотой дерев и места, достиг города.

Брат говорит: «Желаю слышать объяснение, потому что не понимаю, что это значит». Слушай, при содействующей нам благодати. Два человека - это вступившие на путь благочестия и начавшие подвизаться. Враг же, намереваясь остановить их шествие, привносит бесовские пожелания: тщеславие, любоначалие, гордость и все тому подобное. И кто поспешил достигнуть почести вышнего звания Божия во Христе (Флп.3:14), тот не задерживается этим. А развлекшийся красотой дерев и места означает человека, который от невидимого склонил ум свой к видимому. Зной - это труд добродетелей. А что человек замедляется на месте и делается добычей зверя, значит - он остановил помысел на вожделении земного, а из этого вожделения, подобно лютому зверю, выходит грех и овладевает человеком, как написано: похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак.1:15).

Потому, возлюбленные, будем бегать мирских похотей, чтобы снова не соделаться нам рабами греха. Ибо Спаситель говорит: истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин.8:34). Будем служить благоугодно Богу, нас освободившему; не станем обольщаться тлетворными страстями и обращать внимание на благолепие одеяния, или куколя (головное покрывало), или пояса, или аналава (часть нижнего облачения монахов), но устремимся к тому, что смиренно и нетщеславно, что прилично святым. Ибо тем, которые подчинили себе важнейшее, неприлично уступать победу над собой самому маловажному. Всегдашним же у нас попечением да будет то, чтобы внутренний наш

288

 

 

человек благоугождал Испытующему сердца и утробы (Пс.7:10), а бесполезным пренебрежем. Ибо, по слову Владычному, никто не может служить двум господам (Мф.6:24). Кто, учась плотницкому делу, вместо скобели (скребка), добывает себе копье? Или кто, желая успеть в смиренномудрии, домогается суетной славы? Или кто, вожделея небесного, не пренебрежет земным?

Господь же да даст нам и делать, и мыслить угодное Ему! Ему подобает слава во веки! Аминь.

____

Глава 3

О плотской брани.

Если востанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом, чтобы не придать врагу смелости против тебя. Тогда он посеет в тебе какие-нибудь свои мысли и будет говорить: «Невозможно прекратиться в тебе разжжению, если не удовлетворишь своей похоти», - чтобы, уязвив, встать ему против тебя и посмеяться над твоей слабостью. Но, твердо уповай на Господа, с плачем излей молитву свою пред благостью Его, и Он  приклонится, и извлечет  тебя из рва страстей, то есть нечистых помыслов, и из тинистого болота, то есть гнусных мечтаний, и поставит ноги твои на камне святости (Пс.39:1-3), и ты узришь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не ослабевай помыслом, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи, потому что пристань жизни близко. Воззовешь, и Господь услышит (Ис.58: 9), - но выжидает, чтобы увидеть твой подвиг: точно ли даже до смерти противоборствуешь греху? Итак, не малодушествуй - Бог не оставил тебя. Он взирает на твой подвиг, смотрит на него и лик святых Ангелов, и толпа бесов. Ангелы подают венец побеждающему, бесы покрывают стыдом побежденного. Много борения у Ангелов за тебя, возлюбленный; много усердия у бесов против тебя,

289

 

 

христолюбец. Итак, будь внимателен к себе, не опечаль своих и не обрадуй чужих. Своими же называю святых Ангелов, а чужими - нечистых бесов.

Для очей Божиих нет скрытного места, возлюбленный, нет тьмы в очах Господних, брат. Да не обольщает тебя противник, - близ ног Божиих стоишь ты. Не пренебрегай этим. Ибо написано: Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих (Деян.7:49). Не ослабевай помыслом, но мужайся, ибо Помощник близко. Послушай, что говорит пророк: Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь - сила моя и песнь; Он соделался моим спасением (Пс.117:10-14).

Итак, терпи, подвижник, потому что, быв испытан, примешь венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Быть боримым страстями и противоборствовать им, - это делает нас искусными к отражению брани. А если не борют нас страсти, то станем, может быть, осуждать боримых ими, потому что сами не испытали борения, - и впадем в высокоумие. Ибо не то опасно, что борют нас страсти, и мы боремся с ними; но бедственно то, если по лености падем перед сопротивниками. Итак, противостань палящей тебя похоти, чтобы избежать никогда не угасающего пламени. А если победят нас страсти, то не отступятся от нас, но еще смелее будут нападать на нас. Послушай того, кто говорит: ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый (Притч.5:3-4). Будь внимателен к себе самому, чтобы не лишиться тебе славы лица Божия, ибо написано: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит

290

 

 

Господа (Евр.12:14). Ему подобает слава во веки веков. Аминь.

____

Глава 4

Не принимай мнения людей зломудренных, которые говорят: «После того, как умру, чего мне ждать?» - и говорят так, чтобы прогневать Господа Бога, Который будет судить живых и мертвых. Горе душе, которая слушается такой мысли! Горе человеку, который так думает! Это мнение убежденных в нем низведет их и других в затворы смерти. Это мнение удаляет от Бога и преклоняет к диаволу.

Но ты, верующий, беги от злого совета, и не будь неверующим, но верующим (Ин.20:27). Ибо веруем, что будут по смерти суд и воздаяние: ибо верен Обещавший (Евр.10:23). Не неправеден Бог, чтобы забыть о награде служившим Ему истиной, как и писано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Хочешь ли, возлюбленный, разуметь силу слова? Рассуди, какую славу приобретают святые уже на земле. Память праведника, как написано, пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет (Притч.10:7). Ты же, возлюбленный, верь писанному в Божественных Писаниях, но бегай того, что говорят неверующие, у них превратны и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит.1:15-16). Посмотри на Ирода: он имел на себе царскую одежду и говорил речь народу, но за то, что он не воздал славы Богу, Ангел Господень поразил его и он, быв изъеден червями, умер (Деян.12:21:23).

Если ты соделался сильным в добродетели, а ненавистник добра возбуждает некоторых людей к притеснению тебя, то не приходи в робость и не изменяй благочестию из страха человеческого, ибо страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31). Слушай, что гово-

291

 

 

рит Спаситель: если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).

Потому надобно бегать растленной беседы людей зломудренных, и обращать внимание не на внешний один вид или на седины, - но на образ мыслей человека. Ибо это те самые, о которых говорит апостол: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2Тим.3:5). Если согласишься на лживые их речи и оставишь путь узкий и тесный, то бойся, чтобы тебе, горя в неугасимом огне, не услышать тот горький и неумолимый, исполненный плача и горьких слез приговор: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь(Лк.16:25). Напротив того, к Богу только устремляй взор свой и, по скончании доблестной жизни, душа твоя в будущем веке возрадуется с праведными: и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.16:22). Богу подобает слава во веки веков! Аминь.

____

Глава 5

Ныне два есть рода скорбей, которыми окружен всякий человек под солнцем: скорбь по Богу и скорбь мирская. Невозможно перейти настоящую жизнь без какой-нибудь из них: или без скорби по Богу, или без скорби мирской. Скорбь мирская тяжела и невознаградима (безнадежна), а скорбь по Богу имеет надежду вечной жизни. Потому ты как мудрый склонись на ту скорбь, которую сам избрал, потому что не против твоей воли постигает тебя. Не следуй своим помыслам, но как скоро встревожен ты ими, сперва призови Господа, а потом прими и совет всякого человека, боящегося Господа. Если не потерпишь вразумления людей, боящихся Господа, то душа твоя будет, как город, не огражденный стенами: варвар, когда захочет, войдет и возьмет его. Написано: спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор.32:7). Мудрый совет примет.

292

 

 

 

Будем же бегать пьянства, будем, сколько можно, бегать встреч с женщинами, ибо слово женщины, как тенета в сердце (Притч.7:21), и выслушавшего оно влечет к скверному смешению.

Если постигнет тебя телесная болезнь, - не малодушествуй, но переноси с благодарностью. Апостол говорит: когда я немощен, тогда силен (2Кор.12:10), - а в другом месте сказано: Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим (Пс.93:12). Итак, возлюбленный, возвергнем заботы свои на Господа, ибо Он печется о нас (1Пет.5:7).

Что касается до пропитания себя самих, то сильные - будем работать, а когда постигнет нас немощь, тогда, если наши настоятели (чего да не будет!) оставят нас без призора, Сам Бог неожиданно пошлет нам Свою помощь. Ибо написано: ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня (Пс.26:10). Только в чистой совести будем служить Ему, тогда и сердца начальников наших к нам расположит, и нас сподобит блаженства Своего. Потому не скорби о труде, - многие, и ничего не делая, тяготились самой беззаботностью. Учись работать, чтобы не учиться просить милостыню. Не будь небрежен в работе, потому что написано: Господь близко (Флп.4:5), - и трудящимся по Богу воздаст великую награду. Не заботьтесь ни о чем. (Флп.4:6). Но потерпи Господа, чтобы сподобиться тебе упокоения праведных. В том упокоении нет ни труда, ни уныния, ни заботы, ни печали, ни немощи, ни злого вожделения, ни чего-либо подобного, - а есть радость и мир, и радование о Духе Святом. Ибо по ввержении в огненную геенну противника со всеми аггелами его и сосудами прекратятся все действия врага. Господь же да сподобит всех нас той неизглаголанной радости. Ему слава во веки веков! Аминь.

____

293

 

 

Глава 6

Послушай, возлюбленный, - неудобоизлечимые болезни искореняются только жгучими и вяжущими лекарствами. Потому и ты, возлюбленный, не гневайся, слыша правду. Если же негодуешь на предлагающего тебе врачество, то явно о себе показываешь, что не хочешь исцелиться и освободиться от болезни, но тебе еще и приятно лежать в нечистотах. Если будем скрывать истину и подавать советы, угодные сластолюбию, не будет в нас ни малого различия с лжепророками, которые вводили в обман народ, говоря каждому, что ему приятно. Божии же пророки проповедовали истину, за то их ненавидели и умерщвляли. Но это не значит, что вписываю я себя в число пророков. Скорее уподобляюсь псу, который сопровождает овец господина своего, и когда видит, что приближается волк, не остается в покое, но тотчас встает и кидается на него; пастухи же, услышав лающего пса, также встают, гонят губителя и спасают овец.

Итак, почему же, возлюбленные, не радеем о своем спасении? Для чего предаемся похотям ветхого человека, внешнего человека украшаем своей наружностью, а внутреннего растлеваем делами? Не будем жестокосердыми, как фараон, чтобы не подпасть его участи. Не будем жестоковыйными, как некоторые из сынов Израиля, чтобы не лишиться земли обетованной. Возненавидим образ жизни людей несведущих, потому что небезопасен путь их, как написано: Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла (Втор.32:28). Потому и пророк сказал: Господи, Боже Саваоф. Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования(Иер.15:16-17). И в другом месте пророк оплакивает род наш: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь;

294

 

 

каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло (Мих.7:2- 3). Возлюбим благоговение! Пусть ругаются над нами, пусть наносят нам удары, - мы не оставим его, ибо это сокровище, исполненное благ, исполненое добродетелей. Оно преклоняет Бога воззреть на добрые качества того, кто приобрел его по написанному: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис.66:2). И блажен, кто все презрит ради благоговения. Итак, будь внимателен к себе, возлюбленный, не предавайся нерадению о своем спасении, обращай внимание не на нерадивых, - но на трезвящихся, не на терпящих крушение, - но на спасаемых. Надолго ли станет у тебя терпения раболепствовать принуждающим тебя к неблагопристойному? Не будь рабом страстей, но сделайся лучше свободным. Тебе нужно много иметь трезвенности, ибо стоишь ты на месте подвига, - не пренебрегай этим. Сопротивник перед тобой, по написанному: противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8). Смотри, какова ненасытность, какова жестокость соперника! Не поразить только хочет и оставить чуть живым, но всего внезапно поглощает, если кто не трезвится. Дано тебе время, - подвизайся, пока оно не прошло. А если погубим это время в нерадении о себе, то не найдем уже другого.

Сколько было людей от Адама до нас и где они? Или кто знает число их? Один Господь Бог, создавший нас, по множеству могущества и великой силе (Ис.40:26) исчисляет количество звезд; всех их называет именами их (Пс.146:4). Он знает каждого и дело каждого. Он один премудр, благ и могуществен, страшен, непамятозлобив, многомилостив, взыскует погибших, милует обращающихся, ущедряет кающихся. Тебе поклоняемся, Господи, создавшему нас Богу. Тебе приносим славу и честь. Ты терпишь, чтобы и я - мерзость, песнословил Тебя. Ибо в том, Господи, Твое ве-

296

 

 

ликое милосердие и человеколюбие, что и недостойных призываешь, грешников кающихся не отвращаешься, утесненных не презираешь, малодушных не оставляешь. Блаженна и троекратно блаженна душа, Тебя единого вожделевшая. Ибо душа, которая вожделеет Тебя, хранит и заповеди Твои.

Итак, для чего, возлюбленные, небрежем о своем спасении? Будем по-временному судить о вечном. В какой озабоченности бывает иной, когда идет пересказывать учителю заданный урок, или показать набольшему конченное рукоделие? Почему ж не заботимся мы о том часе, когда потребуют у нас отчета о целой жизни? Также, если кто зимой в вечернее время, замедлив в чужой келье, спешит добраться до собственной, в какой бывает озабоченности, видя темноту и ненастье? Как же небрежем мы о неизбежном пути?! Что встретится с нами по нашем разлучении с телом?

Будем внимательны к себе, возлюбленные, чтобы возвеселиться нам весельем праведных. Кто даст себя обмануть, тот много потерпит сокрушений еще и в этой жизни. Сегодня он ест, пьет и, веселясь о вреде души своей, выполняет волю свою, сколь может, но не сколь хочет, а на следующий день, если нет у него возможности пресытиться тем же, испытает различные огорчения. Но кто внимателен к себе и воспринял добрый навык, у того веселие не уменьшится и не ослабеет; его веселит надежда будущих благ, по написанному: Помянух Бога, и возвеселихся (Пс.76:4). Прошу вас и о мне, бедном, помолитесь Господу. Ему подобает слава во веки веков! Аминь.

______

Глава 7

Не желай вести себя худо и иметь о себе недобрую славу, не повинуйся греху, чтобы не сделал

296

 

 

он из тебя предмет отвращения. Лучше же повинуйся правде, чтобы сделала она тебя человеком достославным. Не желай быть соблазном для душ, но будь внимателен к себе, чтобы и для других стать полезным. Да, избранник Божий, будь внимателен к себе, дабы назидать тебе и других. Не желай быть злым, да не будешь сокрушаться в последние дни своей жизни. Не слышишь разве, что говорит Писание? Раны от побоев - врачевство против зла (Притч.20:30), - и не получат они более награды за свои страдания. Ты же мужественно для Господа переноси труды добродетелей и получишь венец. Господь зовет тебя на брак, - не будь непризнателен, но облекись в брачное одеяние, чтобы возвеселиться в чертоге Его, а не услышать, как небрежному:  друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде (Мф.22:12). Тогда связан будешь по рукам и ногам и ввергнут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Слыша же о брачном одеянии, разумей, возлюбленный, не одежды, но добрые дела.

И ты, возлюбленный, сподобившись быть призванным в чин монахов, старайся показывать в себе добродетель своего обета, да не будешь отвержен. Не будь груб, сластолюбив, раздражителен, гневлив, сварлив, невоздержен и бесстыден. Напротив того, будь кроток, благоговеен, смирен, воздержан, целомудрен, безмолвен, мирен, благоразумен, сохраняй чистоту тела своего, в чем дал ты обет Христу, чтобы, когда скажет нам в тот день: «Для чего не посещали вы сирот и вдов в их скорбях (Иак.1:27)», - могли мы оправдаться пред Ним, говоря: «Для того, Господи, чтобы без развлечения служить Тебе в безмолвии». Но если скажет нам: «Для чего не соблюли себя неоскверненными от мира?» - что тогда ответим Ему, если осквернились мы в мире? Это еще не добродетель, если человек удерживается от постыдного дела, но принимает на себя такую наружность, которая в другом возбуждает страсть.

297

 

 

Ибо написано: возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя (Мф.22:37,39).

Избегай бесполезных речей, и не впадешь в срамные помыслы. Как добрые слова полезны душе, так недобрые речи развращают ее, по сказанному апостолом: худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33). И еще говорит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф.4:29-30). Берегись, да не назовут тебя непослушным, грубым, легкомысленным, шепотником, двоязычным, злоречивым, немилосердым, братоненавистником, врагом добродетели. Лучше старайся, чтобы именовали тебя послушным, правдивым, целомудренным, молчаливым, неленивым, милосердым, трезвенным, братолюбивым, страннолюбцем, другом добродетели, утешителем, благоговейным. Это хорошо и полезно людям. Потому не будем превозноситься, а станем лучше смирять себя.

Да и что у нас за сила, чтобы превозноситься нам? Ведь и малый труд не повергает ли нас на землю? Возлюбим смирение, и Господь возвысит нас. Будь внимателен к себе, да не возобладает над тобой вспыльчивость, раздражительность, памятозлобие, отчего будешь вести жизнь тревожную и неустроенную. Но приобрети себе великодушие, кротость, незлобие и все, что прилично христианам, чтобы вести жизнь покойную и безмолвную. Высоки горы араратские, широки равнины пустынные, но жестока стужа на земле северной и зной солнечный на юге; всех больше из птиц небесных - орел, из зверей земных - лев, а из сынов же человеческих - боящийся Господа. Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего (Пс.47:1), все сотворивший и возносящий боящихся Его. Ему подобает слава во веки! Аминь.

_____

298

 

 

Глава 8

Если, делая дело Господне в смиренномудрии и благоговении, противник вооружит против тебя людей нерадивых с намерением препнуть тебя в правом житии, не бойся, не приходи в робость и не уклоняйся с прямого пути. Ибо апостол говорит: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2Кор.4:8-11). Надейся на Господа (Пс.26:14), избранник Божий, и оскорбляющие тебя ныне удивятся славному твоему спасению, как написано: А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю старость неправедного; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и па-

299

 

 

мять их погибнет; в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их.

Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его — со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути, но легкий воздух, ударяемый крыльями и рассекаемый быстротою движения, пройден движущимися крыльями, и после того не осталось никакого знака прохождения по нему; или как от стрелы, пущенной в цель, разделенный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где прошла она; так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем". Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. А праведники живут вовеки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею  (Прем.4; 7-20. 5:1-16).

Потому ни к кому не имей ненависти в сердце своем и не воздавай злом за зло, но приобрети себе любовь, которую Божественное Писание поставило выше всякой добродетели, уподо-

300

 

 

бив ее Самому Сотворившему все, сказав: Бог есть любовь (1Ин.4:8).

Один брат из общежития пришел к старцу. Старец же сказал ему: «Общежития подобны училищам: одни поступают в претор (судебное место), а другие к горнам (кузница)». Брат воспользовался этим словом и наложил на себя покаяние. Так и мы воспользуемся своим занятием, как делом, чтобы, если не окажемся искусными, не быть нам извергнутыми из Царствия Небесного и посланными в печь огненную.

Когда увидишь нерадивыми людей, которые состарились в монашеском образе, тогда нужно тебе много предосторожности, чтобы, или поревновав им, не пойти тем же путем, или, став воздержанным, не превознестись пред ними и не уступить над собой победу высокоумию. Послушай того, кто говорит: внимайте себе - и тщательно охраняй душу свою. И мы не оправдаемся делами других, и другие не будут осуждены за наши дела. Когда нас, обнаженных и открытых, представят Судии дать отчет в том, что нами сделано, тогда не осудят одного за другого: ибо каждый понесет свое бремя (Гал.6:5).

Если кто выскажет тебе свои помыслы, не входи в подробности, если только немощно око ума твоего, дабы, когда говорит он, и тебя не встревожили те же страсти, и не уподобиться тебе кормчему среди сильного волнения. Выслушав начало рассказываемого, надобно уразумевать и последующее и, смотря по всему, утешать скорбящего или тем, что мы заимствовали у святых мужей, или сами дознали опытом. Нет воли Господней на то, чтобы один падал ради другого. Господь хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим.2:4).

Ты же, возлюбленный, не всякому человеку открывай свои помыслы, а только тем, о которых знаешь, что они духовны, ибо много сетей у диавола. Спаситель сказал: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть

301

 

 

волки хищные. По плодам их узнаете их  (Мф. 7:15-16). От людей же духовных не скрывайся, и тогда враг, найдя себе угол, не возгнездится в тебе. Но с людьми, которые думают о плотском, не входи в совет; они сластолюбивы, с каждым днем увеличивают число своих грехов, говоря: «Только этот один да вменится мне грех!». Пророк же оплакивает их и говорит: Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными (Ис.5:18).

Посему надобно избегать бесполезных речей и не иметь общения с небрегущими о страхе Господнем. Они ничего не говорят на пользу, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о честности. Речи их - сеть смертная; совет их - бездна адова; сообщество их - дерзость и смех, пьянство и душевная пагуба. Чрез них говорит страшный змий. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1Тим.6:11-12).

Смотри, возлюбленный раб Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, не будь уловлен кратковременным обольщением, чтобы не лишиться тебе жизни вечной. Признан ты был купцом, - вполне (совершенно) трезвись, не теряй жемчужины, дабы враг не похитил твоего сокровища и не потопил корабля твоего с грузом, и не возвратился бы ты домой ни с чем. Враг, зная, какую славу приобретет себе у Бога тот, кто хранит себя чистым от скверн плоти, сильно борет его помыслами, желая опутать ими человека, чтобы не улучил он будущей славы. И если найдет душу, отвергшую бесполезные помыслы, то нечасто нападает на нее, но и не вовсе отступает от нее. Скорее же идет туда, где, как скоро толкнет, тотчас отворяют ему, и оскверняет тело и душу самыми нечистыми пожеланиями у несопротивляю-

302

 

 

щегося ему. Наконец, как добрый советник внушает такую мысль: «Лучше тебе идти в мир и взять сожительницу, нежели таким образом сокрушать плоть свою». Но ничто подобное не приближается к трезвенному! Потому будь внимателен к себе, и ничто подобное не постигнет тебя.

Необходимо избегать вольности. И еще повторяю: избегать вольности, - чтобы не напало на тебя бесстыдство и, связав тебя, как худого пленника, не предало в рабы греху. И тогда начнешь говорить: Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня (Пс.68:3). Потому надобно убегать сообщества людей зломудренных, - не из ненависти к людям, но во избежание вреда. Если же ты уже в сообществе с нерадивыми, то будь внимателен к себе, чтобы и их тебе приобрести (обратить своим) правым житием, и себя не погубить. Не вверяй своей души тем, которые говорят неполезное, но хвалятся целомудрием, ибо Спаситель сказал: от избытка сердца говорят уста (Мф.12:34). Удаляйся людей, которые гоняются за новизной и любят смешное, чтобы не выйти из послушания у того, кто говорит: Юношеских похотей убегай (2Тим.2:22); Не будь лицеприятен против души твоей (Сир.4:26), - ни маловажного, ни высокого, ни могущественного, потому что никто не возможет избавить тебя от огня неугасимого.

Послушай Того, Кто говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф.16:26).

Смотри, не утрать дерзновения пред Богом ради чести или славы человеческой, или ради пищи, или пития, или одеяния, - все это подлежит тлению; дела же каждого - и добрые, и худые, - записываются. О горнем помышляйте, а не о земном (Кол.3:2), - чтобы получить тебе обетование Отца Небесного и быть сопричтенным к избранным Сына, чтобы благословил тебя Дух Святой со всеми святыми Его. Ему подобает слава во веки! Аминь.

____

303

 

 

Глава 9

Будь внимателен к себе, возлюбленный, дабы змий не научил тебя соревновать небрегущим о своем спасении и говорить: «Ты не лучше впадших в страсти». Но размышляй о написанном: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении (2Тим.2:20). Итак, если не послушаешь Господа и будешь творить дела греховные, то сделаешься сосудом в низком употреблении. А если сотворишь дела Господни, то будешь сосудом избранным, честным,  освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Будь внимателен к себе, умоляю тебя, - и нынешний, и грядущий века обретут тогда тебе милость у Господа. Если не будешь внимательным к себе, то и здесь станешь сокрушаться, и там не успокоишься. Ибо что вне прямого пути, в том нет ничего, кроме осуждения и раскаяния. Не соревнуй небрегущим о своем спасении и присвоившим себе одну внешность, чтобы не быть тебе похожим на воина, захваченного неприятелями, - но иметь на себе царскую печать. Не лжив Сказавший: истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин.8:34). Внешность подобна листьям, а дело есть плод.

Воины земного царя проливают кровь, стремясь угодить царю своему. Но тебе нет нужды проливать кровь, а только не будь побежден грехом - и не сотворишь себе плода смерти (Рим.7:5). Трезвись, возлюбленный, трезвись и пребывай в трудах. Бог не неправеден, не забудет труда твоего. Но и за ту темноту, какую терпишь ты, сидя в келье, воссияет тебе свет истины, как написано: Во тьме восходит свет правым (Пс.111:4); подвизайся добрым подвигом веры (1Тим.6:12), - и тогда, одержав победу над врагом, непостыдно поклонишься Царю славы. Господь венчает не только умерших от меча и постра-

304

 

 

давших от мучителей, но и оказавшихся благоискусными в подвижничестве и в любви. Как первые для Господа терпели поругание, так и последние для Господа же претерпели скорбную жизнь и подвижничество.

Будь внимателен к себе, и да не будет слова лукавого в сердце твоем. Не склоняйся на лукавый помысел. Так пострадал некто из древних, скрыв в куще своей нечто от клятвы (Нав.7:11-25). Подобно пострадал и Гиезий, служитель пророка Елиссея. Не укрылись они не только от Бога, но и от людей. Преступление совершили тайно, - но возмездие получили явно. Первый вместе с домом (семьей) побит был камнями всенародно, а другой наследовал проказу вместе с семенем своим во веки (4Цар.5:27). Не лжив сказавший: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал.6:7).

Учись с постоянным терпением, чтобы избежать вреда, какой получают не соблюдающие безмолвия. Послушай того, кто говорит: Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши, и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч.9:12). Отчего преодолевает нас противник? Отчего умножаются в нас страсти? Не от непокорности ли нашей? - Когда учат нас, бываем невнимательны, когда обличают к исправлению погрешностей, отпираемся. От людей таимся, о Боге небрежем, не верим Сказавшему: глаголю вам, яко, аще сии умолчат, камение возопиет (Лк.19:40). Страшный змий влагает в нас «мудрость» побеждать словом тех, кто хочет нас исправить, и оттого в нас умножается грех, не имея противоборника себе. Враг твой разоряет тебя, и ты не знаешь этого, душа моя! Исполняет в тебе поже- лания свои, а ты терпишь! Убегай, человек, злых его советов. Помни, что обещал ты Богу, и храни святыню, чтобы обрести тебе благодать пред Господом.

Послушай сказавшего: Бегайте блудодеяния (1Кор.6:18).

305

 

 

А желаешь ли знать, какой тяжкий грех - блуд? Кого не смогли умертвить угрызения змей в пустыне, тех низложил блуд в земле Мадиамской, а потом они согласились есть жертву идольскую, за что из народа падоша во един день двадесять три тысящы (1Кор.10:8). Если впал ты в грех, то не оставайся в падении и не пренебрегай Божиим долготерпением и Божией пощадой. Помяни, яко смерть не замедлит (Сир.14:12). Помни, что невозможно тебе избегнуть Божиих рук. Итак, не будь нерадив, но кайся, плачь, воздыхай о том, что обольщен ты, ибо если и предадим забвению падение, то создавший нас Бог знает дела каждого.

Не будь нерадив, но мужественно противостань сопротивнику и загради прокоп, которым обыкновенно входит враг разорять тебя, чтобы, не найдя удобного входа, ушел он ни с чем. А заградить прокоп - значит обезопасить чувства, которыми входит в душу и доброе, и лукавое, - то есть зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, а помыслам не дозволять уноситься, куда не должно. Имей в уме, возлюбленный, исполинов, растливших землю владычеством своим, и то, как Господь в одно мгновение с лица земли стер их потопом, - и сила их не принесла им пользы. Вспомни о земле Содомской и Гоморрской, как потреблена была за грех обитателей, - и не принесли им пользы роскошь и гордыня. Позаботимся о своем спасении, возлюбленный, и нас не постигнет внезапно кончина, не пойдем мы отсюда в великом осуждении! Какая у нас мысль о скончавшемся? Неужели, что возвратится он в дом свой через один день, через год, даже через сто или тысячу лет? Для чего же тогда домогаемся мы непостоянного и небрежем о непреходящем?

Скажи внушающему тебе скверные и нечистые пожелания: «О, враг истины! Ужели мне стыдить себя для того, чтобы ты выполнил свое пожелание? Иди к подобным тебе, непотребным! Выпросил ты

306

 

 

 

себе стадо свиней? - С ними и утопай. А я не буду больше рабом, послушным хотениям твоим. Достаточно с меня и прошедшего времени. Отныне буду заботиться об истине; умолю Бога моего, чтобы Он совершенно избавил меня от дел твоих. Он дал мне Духа Святого, а я прогневал Его; дал мне душу и тело чистые, а я осквернил их». Так говори, возлюбленный, внушающему тебе пагубные страсти.

Некто из святых сказал: «Блуд подобен псу: будешь ласкать его, не отойдет от тебя, а если погонишь, убежит». Слушай сказавшего: един есмь аз, дондеже прейду (Пс.140:10), - то есть каждому должно быть внимательным к себе, пока не прейдем из настоящей жизни. Будь внимателен к себе, умоляю тебя, и не пренебрегай своим житием. Смотри, чтобы за малое удовольствие не погубить тебе плоды трудов своих; ради нечистоты не отдать мзды своего делания; ради нечистоты не погубить награды за безмолвие, награды за бдение, за воздержание и за прочие добродетели. Не уподобляйся человеку, который полученную им плату кладет в протертый кошелек. Малая закваска заквашивает все тесто (Гал.5:9). Напротив того, огради себя страхом Господним.

Слушай, что говорю тебе, возлюбленный. В мирском быту, кто красно говорит, тот слывет великим, а в жизни монашеской тот велик пред Господом, кто любит безмолвие. Еще: в мирском быту, кто любит наряжать тело свое и меняет одежды, тот в славе у людей, а по монашескому обету, - кто пренебрегает этим, но имеет же в виду только необходимые потребности тела, по слову сказавшего: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1Тим.6:8), - и тот приобретает себе славу на небесах. Еще: в мирском быту, кто величается телесной силой и богатством, тот слывет у людей великим, а по нашему обету, кто истинно любит смирение, того возвышает Господь, как написано: но Бог избрал немудрое мира,

307

 

 

чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1Кор.1:27-29).

Итак, возлюбим угодное Господу, как рабы благопотребные и признательные. Если подвергнемся наветам людей злонамеренных, если плененных варварами отдадут нас в рабство, - то и тогда не будем отчаиваться в своем спасении, ибо написано: Из тесноты воззвал я к Господу, - и услышал меня, и на пространное место [вывел меня] Господь (Пс.117:5). Рассудим также, что и пророков уводили в плен, и на чужой стороне терпели они рабство и злострадание, но ум их никогда не был пленен и удален от Бога. Чтобы продан или не продан был внешний наш человек, - то не в нашей воле; а чтобы внутренний наш человек приобщался или не приобщался к нечестию, - это в нашей воле. Потому святые, стремясь к добродетели, обличали мучителей и пренебрегали угрозами смерти. Так и мы, возлюбленные, будучи чадами пророков и идя по их следам, приобретем совершенную их веру, потому что написано: и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7), - чтобы вместе с ними войти нам в пренебесные жилища, во светлость святых, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание.

Будем же трезвиться, молясь, чтобы не впасть в искушение. Будем поучаться словесам Духа Святого, чтобы вникнуть нам в Писания, и, не держа в руках книги, иметь в уме глаголы Божии.

Если кто расскажет тебе свои помыслы или откроет свои недостатки, то не унижай его в уме, как совершившего подобные дела; по- дивись лучше перемене брата своего, ибо если человек добровольно открывает падения свои мужам духовным, то это служит признаком исправления жизни. Скрывать же свои падения - знак души, преданной страстям. Кто живет в связи с ворами или кто соединил участь свою с прелюбодеями, тот никогда не откроет их, потому что сильно привержен

308

 

 

страсти. С всяким смиренномудрием обязан ты утешить открывшего тебе свой грех, по написанному: наблюдая... за собою, чтобы не быть искушенным (Гал.6:1). Господь говорит через пророка Иезекииля: И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего(Иез.33:12).

Да даст же нам Господь до конца идти путем непогрешительным, узким и тесным, чтобы заградились уста сопротивника нашего - диавола, и не могли (другие) сказать о нас чего- либо худого. Богу подобает слава во веки! Аминь.

____

Глава 10

Будем внимательны к себе, возлюбленные, потому что имеем у себя врагов неумолимых и немилостивых, радующихся падению человеческому и в этом одном находящих для себя веселие. Вот почему святые отцы, зная злоумышления бесов против нас, не предавались нерадению и рассеянности, но были внимательны к себе, а при внимательности к себе благоугождали Богу и людей назидали в добре. Таков был святой Антоний, как о нем упомянул святой Афанасий, архиепископ, при его жизнеописании. Антоний Великий показывал богоугодные и строгие подвиги: всегда постился, одежда была у него внизу волосяная, а сверху кожаная, и ее соблюл он до кончины, с тела не смывал нечистоты водой, и ног никогда не омывал, и даже просто не опускал их в воду, кроме случаев необходимости. Никто не видал его обнаженным и вообще никто не видал нагого тела

Антониева до того времени, как, скончавшись, был погребаем. И еще говорил Афанасий: «Хотя сие и маловажно в сравнении с его добродетелью, однако же и по этому можно заключать, каков был человек Божий Антоний,

309

 

 

который от юности до такого возраста соблюл одинаковую ревность к подвижничеству, а удрученный старостью, не питался дорогими снедями, при изнеможении своего тела не переменил образа одеяния, ни даже когда-либо помыл ноги водой. И однако ж во всем оставался невредимым, даже глаза у него не имели повреждения и недостатка и видели хорошо. И, не говоря обо всем в подробности, он казался гораздо свежее по силам и бодрее всех тех, которые пользуются разнообразной пищей, омовениями и разными одеждами». А мы, придумывая себе средства, расслабляющие тело, живем рассеянно, не помышляя о том, какие у нас неумолимые соперники; потому и сами противники, видя такую нашу невнимательность, с большой готовностью восстают против нас, непрестанно уязвляя нас стрелами распутства. Итак, будем внимательны к себе, чтобы Господь обратил в ничто их злоумышления против нас. Говорю же сие, братия, не потому, что сам веду жизнь чистую. Ибо если Господь откроет грехи мои прежде, нежели послан буду в муки, то стыд дел моих будет для меня частью мучения. Сказано же это мной по благодати Господней, чтобы, когда получите пользу от доброго совета, и мне, ничтожному, сподобиться награды за добрый совет. Ибо как развращающий души своими советами будет участвовать в пагубе и гибели, - так и подающий совет об исправление найдет себе благую часть у Господа, если и сам, наконец, удержится от бесполезного.

Если имеешь дружбу с братом, и совесть твоя обличит тебя, что связь эта вредна для души, то разорви с ним дружбу. Ибо некто из святых сказал: «Со всеми имей любовь и всех удаляйся». Говорю же сие, возлюбленный, чтобы возненавидел ты не людей, но грех. Ибо написано: аще сердце наше зазрит нам, дерзновение имамы к Богу. И Егоже аще просим, приимлем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, и угодная пред Ним творим...

310

 

 

аще зазирает нам сердце наше, яко болий есть Бог сердца нашего, и весть вся (1Ин.3:21- 22, 20).

Брат поучал брата обязанностям к Богу. Когда же пришел еще один брат, увещатель сказал ему: «Вот, увещеваю брата, и не хочет слушать меня». Тот отвечал: «Должен тебя слушать, ибо, позволь сказать, и послушать тебя прекрасно, и сделать по твоему совету - радость». Но тот говорит: «Нет. Если дознает, что говорю не по Богу, то пусть не слушает меня, и не только меня, но даже и пророка, если повествует что вопреки воле Божией. Апостол говорит: но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал.1:8). Кто были восставшие на Сусанну в Вавилоне? Не старцы ли? И не просто старцы, но судии и вожди народные. Но поелику не были внимательны к себе, то какому концу подверглись? И достоинство их не принесло им пользы». Итак, братья, позаботимся об истине, чтобы истина ограждала нас. Ибо здесь, если на кого, сделавшего что худое, донесено будет князю, то может обвиненный спастись от наказания, бежав в другое место. От лица же Божия куда убежим, по слову сказавшего: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс.138:7-10). Возлюбим безмолвие, чтобы избавиться нам от развлечений. Возлюбим воздержание из любви к Богу. Возлюбим невинность и смиренномудрие. Будем смиренны, приветливы к людям маловажным и к великим, чтобы избежать нам тщеславия и всех сетей диавольских. Возненавидим пьянство и смех, и бесполезные речи людей зломудренных. Ибо все делают и все придумывают они, только чтобы не лишиться своих удовольствий. А ты, возлюбленный, убегай сего, и как обещавшийся угождать Богу делай все по Богу, потому

311

 

 

 

что Бог, по изречению апостола, поругаем не бывает: что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:7-8).

Не останавливайся на нечистых помыслах, чтобы не довели тебя до срамного исполнения их на самом деле. Но гнушайся ими и отгоняй их от себя, и ум твой будет в покое. Молись Господу, чтобы просветил очи сердца твоего: невозможное человекам возможно Богу (Лк.18:27). Встав на молитву, не рассеивайся, чтобы не оказаться небрежным.

Будь внимателен к себе, возлюбленный, и, видя богатеющих в нынешнем веке, роскошествующих и упитывающих плоти свои как бы на день заколения, не ублажай их за временное их благоденствие. Не богатого, не роскошного, не сильного ублажит Дух Святой, а только боящихся Господа, как написано: блажен муж, боящийся Господа (Пс.111:1). И еще:  блажен всякий боящийся Господа (Пс.127:1).

Поставили тебя вождем других? Будь вождем мира, чтобы отверзлись тебе врата Царствия Небесного, и чтобы войти тебе вместе с миротворцами. Дух Святой говорит: Отверзите врата, да внидут люди хранящии правду. Какие же люди? Хранящии правду, и хранящии истину, приемлющии истину, и хранящии мир (Ис.26:2-3). Потому сказал некто из святых: да будет мир и благосостояние во дни мои (4Цар.20:19). Послушай, что говорит и святой Иаков: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же

312

 

 

правды в мире сеется у тех, которые хранят мир  (Иак.3:13-18).

Да даст же нам Господь единомыслие по воле Своей. Но молитесь и о мне, жалком, прошу вас, да просветит Господь омраченное око мое, потому что Его есть Царство и слава во веки веков! Аминь.

____

Глава 11

Не будем, братия, терять усердие в служении друг другу ради Господа. Многие, полюбив девицу, решались служить за возлюбленную. Поэтому великое ли что сделаем, если послужим друг другу ради Господа?

Не будем унывать, возлюбленные, сидя в келье, припоминая себе, что святых мучеников после многих истязаний заключали в железные узы. Потому не станем бегать неудобств кельи, не станем скучать за работой, помня, что многие из святых ради Господа посылаемы были в рудокопни. Если бы жили мы в те времена, то ужели бы по причине мучений изменили жизни своей? Ужели бы по причине нужды отреклись от веры своей?

Будем, братия, возлюбленные Господом, помнить благодеяния Господа Бога нашего, Который сотворил и возрастил нас, питает и во всем покрывает нас, изводит ветер из хранилищ Своих в услугу нам, и возводит облака от последних земли (Пс.134:7) на служение нам, умножает птиц, скотов и животных водных на служение роду нашему, сотворил солнце светить днем, а луну и звезды светить ночью для нашего рода, и спас нас Таинством Честного Креста Своего. Будем служить Ему со страхом и великим трепетом, и с благой надеждой, ибо мы - странники и пришельцы в сей жизни, по словам сказавшего: ибо странник я у Тебя [и] пришлец, как и все отцы мои (Пс.38:13).

313

 

 

Умоляю вас я, малейший, ничтожный, который должен тысячи талантов и грешнее всякого грешника, - держитесь этого прекрасного совета, соблюдайте себя неукоризненными во всем, чтобы не быть вам постыженными. Если же кто и осуждает себя в каком деле, то впредь да соблюдет он себя неукоризненным, чтобы не мог сказать о нас ничего худого наш противник - человеконенавистник, растлитель, чуждый, враг правды, радующийся нашим бедствиям, бессильный пред работающими Господу по истине, уничиженный любящими Господа по истине, попираемый творящими волю Господню в чистом сердце. Богу нашему слава и величие во все веки! Аминь.

____

Глава 12

Пребывай, возлюбленный, в звании, в немже призван (1Кор.7:20). Воздай славу Богу, что удостоил тебя быть сопричтенным к овцам стада Своего и питаться на пажити овец Его. Терпи до конца, чтобы спаслась душа твоя. Ибо написано: терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19). Будь осмотрителен во всем поведении своем. Слушай сказавшего: Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце (Притч.23:15). Не будь жесток в языке своем, и не отвечай сурово брату своему, но да будет речь твоя со всяким смиренномудрием и страхом Божиим. На серебро разве покупаем доброе слово? Оно ничего нам не стоит, кроме нашего изволения. Господь отдал во власть нам оба пути, чтобы познавалось расположение каждого. Поэтому, избранники Божии, так будем отвечать друг другу, как отвечает верный раб, беседуя со своим господином. Ибо не лжив Сказавший: возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:14).

Речи же наши друг к другу да будут не о предметах внешних, но о пользе душевной, о взаимном назидании, как написано: дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф.4:29-30). Ему подобает слава во веки! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.