Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в неделю крестопоклонную

29.03.81.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

На третье воскресенье Великого поста выносится посреди храма крест Господень. Что такое крест, древо крестное, на котором был распят Господь Иисус Христос? И почему именно на этой неделе, в это воскресенье выносится он посреди храма, и следующая седмица вся назначена Церковью быть крестопоклонной?

 

Крест, по учению Церкви — это можете найти, например, в каноне кресту Господню, который читается каждую пятницу, — крест есть образ Пресвятой Троицы, Триипостасного Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Образ...

 

Какое отношение существует между первообразом и образом? Мне уже не раз доводилось об этом говорить с проповеднического амвона нашей церкви об отношении между первообразом и образом, а в данном случае между Пресвятою Троицею и Крестом, который стоит перед нами. Отношение такое, что некоторые свойства Божьи, Самой Пресвятой Троицы присутствуют в кресте, в образе...

 

Если бы это был не проповеднический амвон, а какая-нибудь университетская кафедра, то я бы мог много рассказать вам об отношении между первообразом и образом. Не между иконами и первообразом-Божеством, а между самым обыкновенным предметом, который мы себе представляем, о котором у нас складывается то или иное понятие. Я бы мог вам много рассказать о той связи, которая существует между этим предметом и тем понятием, которое создаёт себе о нём человек. И о том, как образуется то, что понятия соответствуют этому предмету, становятся у нас объективными. Это так называемое учение о гносеологической координации. Это относится к теории познания. Действительно, у человека познания о вещах, окружающих его, соответствуют действительности... Это великая тайна!

 

Великие умы занимались этим отношением между первообразом и образом, между предметом и понятием, и открыли это соответствие в знаменитом учении о гносеологической координации. Этим занимался не один Кант, а и многие философы, в том числе и русские. Они нашли, в чём тайна этой координации, связи между предметом и знанием. Но много раньше чем за тысячу лет до них святые отцы VII Вселенского Собора открыли тайну отношения между первообразом и образом. И мне отсюда, с проповеднического амвона достаточно вам только напомнить, что такая связь существует. Открытая святыми отцами и принятая Церковью, как учение церковное, она заключается в том, что между первообразом, в данном случае — Богом, самою Пресвятою Троицею и образом Её, а именно — крестом — эта связь есть, существует. И она в том заключается, что некоторые свойства силы передаются образу от первообраза. Так, если крест Господень есть знамение, образ Самой Пресвятой Троицы, то это значит для нас, что некоторые свойства Самого Бога присутствуют в кресте.

 

Какие же свойства? Бог есть любовь. И эта любовь была явлена сначала в Боговоплощении, потом во всей земной жизни Господа Иисуса Христа — Сына Божия, Слова Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы. Но особенное явление её было на кресте, на котором Он дал Себя распять. Распятие Господа Иисуса Христа на крестном древе было великой жертвой за наши грехи, за грехи всего человечества, всех и вся!

 

А другой любовь и не может быть. Любовь только и может быть жертвенной! Любовь только и может быть крестной! Бог, который есть любовь, явил её на кресте. И крест, который есть образ этой любви, имеет в себе и её силу. В одной из молитв правила к причащению Симеона Нового Богослова, великого святого угодника Божия, говорится, что мы у Бога просим «милости состраждущей тепло кающемуся человеку». О милости, о дарах состраждущей любви к тепло кающимся людям... Каких дарах, каких милостях? Симеон Новый Богослов говорит о том, что эта сострадательная любовь, явленная на кресте, дарует человеку общность с Божеством! Тепло кающийся грешник становится причастником Самого Божества, Божественного света, он приобщается к Божественной тайне Воскресения Христа. Он также приобщается Вознесению Христа, изменению того грешного естества, которое оказывается достойным и воскресения, и вознесения, и даже сидения одесную Бога Отца! Вот, что даёт Божественная состраждущая любовь человеку, тепло кающемуся.

 

Позвольте вам напомнить: у входа в Капернаум однажды собралась толпа. В ней была женщина, кровоточившая много-много лет. Когда подошёл туда Господь Иисус Христос, она пробралась через эту толпу к Спасителю, стремясь только прикоснуться к краю Его одежды, и сделала это. Христос остановился и спрашивает: «Кто ко мне прикоснулся? Потому что Я чувствую, что сила вышла от Меня?» Сила эта и исцелила эту женщину мгновенно.

 

Когда мы поклоняемся образу Пресвятой Троицы — кресту Господню и прикасаемся к нему, целуем, почитаем его, то ведь это есть тоже прикосновение как к краю одежды Христа... Благодаря тому, что свойства первообраза переходят в образ, от силы, которая есть во Христе, мы что-то получаем, братья и сёстры! И не что-то... А как сказал Симеон Новый Богослов, мы получаем и воскресение и вознесение. Вот что дается тепло кающемуся грешнику!

 

Но только нужно, чтобы наша с вами вера и наше с вами покаяние были хоть как-нибудь похожи на ту веру, с которою та женщина искала прикоснуться к концу одежды Спасителя. И тогда все силы, заключающиеся в образе Пресвятой Троицы — в кресте Господнем, дадут нам полное единение с ними всего нашего и внутреннего, и не только внутреннего, а и телесного... Вот почему безмерною и особенной радостью притом, тихою, совсем не шумною, не бурною, а благодатною радостью переполняются сердца тепло кающихся православных христиан, когда мы со всею Православной Церковью поём: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресенье Твое славим».

 

С праздником! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.