Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в неделю Православия. Произнесено в Патриаршем соборе в г. Москве, в присутствии Его Святейшества Патриарха, Митрополита Крутицкого и Коломенского, и Архиепископа Можайского.

21.02.53.

 

«Рука нас Моисеева да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокажена еси». Великий канон св. Андрея Критского. Песнь 6, тр.4.

 

Минула первая седмица светоносного Великого поста и наступило первое в нём воскресение — неделя Православия. Оно посвящено торжеству православного иконопочитания и потому так и названо. Оно посвящено прославлению окончательного узаконения иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе более одиннадцати веков тому назад — в 787 году.

 

Но, конечно, Церковь вспоминает сегодня об узаконении иконопочитания не только как о церковно-историческом событии. Это событие имеет свой догматический смысл и глубокое значение для всей духовно-нравственной жизни каждого верующего. И не случайно в первое воскресенье Великого поста Церковь властно поставляет сознание верующего перед внутренним смыслом своего канонического определения о почитании икон.

 

Седьмой Вселенский собор должен был ответить на труднейший вопрос, мучивший религиозную совесть того времени: изобразим ли в красках, в мозаике, или другим способом невидимый — 1 Иоан. 4,12 —следовательно, неописуемый и неизобразимый Бог? Выражая соборное верование Церкви, свв. отцы ответили на него утвердительно: да, изобразим, потому что было Божие воплощение. В воплощении же было восприятие Богом на Себя не только чуждого, но и Своего образа, вписанного им самим в человека при его сотворении. Потому что воистину человек есть образ Его неизреченныя славы, аще и язвы носит злых прегрешений (св. Иоанн Дамаскин).

 

Именно об этом сегодня и напоминает верующим Святая Церковь, собирающая наши мысли и чувства на изобразимости Бога, о которой свидетельствует воплощение Божие и неразрывно связанная с ним близость к Богу первозданной природы человека. Церковь сегодня настоятельно напоминает нам о чистоте и красоте боготканной одежды (Великий канон п.2, тр.13), в которой вышел человек из рук Творца; о славе и о свете, как неистребимой внутреннейшей сущности, основе естества человека; о добре, как изначальной стихии человеческого существования...

 

А то, что Церковь для такого напоминания избирает воскресенье Великого поста, очень знаменательно, потому что совершенно верно то, что видеть в себе грех и каяться в нём — время поста есть время покаяния — можно лишь тогда, когда видишь добро и чувствуешь его силу, когда веришь в добро и любишь его. Обличение зла было бы просто невозможно, если бы не было ни ощущения, ни стремления к свету, к добру. Проповедь об одном только ничтожестве человека-грешника причиняла и причиняет людям слишком много вреда. Одно только отвращение перед греховностью своей и видение, и ведение одной только скверны в себе (а не в других) слишком уродовало и уродует нашу жизнь. Уродует и калечит её хотя бы тем, что влечёт человека к бездне уныния и отчаяния, парализуя светлую его творческую мощь, чудный от Бога дар естеству человека. В посте, когда в человеке острее, чем всегда, сознание своей испорченности, и когда поэтому опасность впасть в уныние особенно велика, Церковь и предостерегает от срывов сюда своими священными напоминаниями и ознаменованиями. Свидетельствуя об изобразимости Бога, сегодня она останавливает нашу мысль и наши чувства на вложенном в естество человека преславном образе Божием в первописанной рукой Самого Творца духовной Его иконе в нас. В следующее великопостное воскресенье, всегда посвящаемое памяти св.Григория Паламы, Она напомнит нам о причастности человеческой природы к Божеству по его учению (»Мы причастники Божества» — «Томос» св.Григория Паламы). Она напоминает нам о беспредельных возможностях совершенствования человека. В третье, крестопоклонное воскресенье Церковь напоминает о силе и значении любви, столь возвышающей и преображающей жизнь. Светлые знамения, укрепляющие веру в Бога, но также и веру в человека, в его высокое призвание и силы. Такие же, в их сокровенном смысле знамения, даёт нам Церковь и в два последние воскресения Великого поста, когда поставляет перед нами образы св.Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Смотри, как много дано человеку, как бы говорит нам Мать-Церковь; на какую дивную высоту способен он подняться по лестнице духовного восхождения горе, даже из последней глубины падения!

 

Весь Великий пост, таким образом, проходит в светлых символических по Воскресеньям ознаменованиях, начинающихся с сегодняшнего, — недели Православия. В них нужно с любовью вслушаться. В них нужно внимательно всмотреться, их нужно понять, их нужно пережить в себе каждому православно верующему. Они говорят нам об очень многом. И прежде всего: не превращайте Великого поста, не превращайте и никакое другое время своей жизни в слезливую сентиментальную расслабленность души. Пост есть время сурового суда над собой. В посте более, чем когда-нибудь, мы должны чувствовать ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. И, конечно, пост содержит в себе призыв к покаянию. Но он содержит в себе также и чудесное благовестие о первозданной славе человека, то благовестие, в котором родится самая возможность покаяния.

 

Эти начинающиеся с сегодняшней недели Православия священные напоминания и символические ознаменования нас укрепляют духовно. Они утверждают в нас истинно православную веру в Бога и истинно православную веру в человека, которой, кстати сказать, не знают другие христиане. Они зовут нас к действенной любви к Богу и к человеку. Отзовемся же на эти зовы чистой своей жизнью, исполненной духовного делания, но так же и искренней, не за страх, а за совесть, открытой и деятельной благожелательности к людям, окружающим нас. И ко всей их жизни, к их чистым и честным стремлениям к добру и правде. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.