Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца

18.07.81.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Более 500 лет отделяют нас от времени, когда жил преподобный Сергий, которому мы являемся с вами духовными чадами — у нас сегодня праздник престола преподобного Сергия Радонежского — в правом приделе. Более 500 лет Русская Православная Церковь хранит, блюдёт и являет верность памяти преподобного Сергия, одного из величайших наших святых.

 

До нас Церковное Предание донесло очень много сведений о жизни преподобного Сергия. Его житие написано особенным образом. У большинства святых Православной Церкви жития писались несколько позже, чем они жили, а житие преподобного Сергия написано его современником, который видел всю его жизнь до мелочей и изложил её. Кроме того, в этом житии он же поместил очень много документов из семейных отношений преподобного, прежде, чем он ушел в монастырь, в пустыньку, и потом — переписка с семьей. Таким образом, житие преподобного Сергия оказывается достовернейшим и подробнейшим. Всё, что было изложено в нём, я не буду вам повторять. Оно вам всем известно хотя бы даже из акафиста. Я скажу только о самом главном, о самом существенном, что нам с вами нужно знать, чтобы его духовный опыт каждый из нас мог использовать должным образом в собственной жизни. Вся духовная жизнь преподобного Сергия имела средоточием своим созерцание Самой Пресвятой Троицы. И первый храм был построен им в честь Пресвятой Троицы. Созерцанием Её подвизался и был одарён и его ближайший друг, который теперь прославляется, преподобный Андрей Рублёв. Что увидели, созерцая Пресвятую Троицу, и преподобный Сергий, и друг его, преподобный Андрей? Как она им открылась, в чём была сила откровения Пресвятой Троицы? Что они видели в Ней?

 

Вы знаете, что ещё в Ветхом Завете было явление трёх ангелов одному из старейших ветхозаветных патриархов. Вот, и в созерцании преподобных Сергия и Андрея Пресвятая Троица открыла себя в виде трёх ангелов. Какими же ангелами они увидели Пресвятую Троицу?.. Они увидели Её не совсем так, как в Ветхом Завете, и понятно почему: преподобные Сергий и Андрей жили в Новом Завете после Боговоплощения Сына Божия в лице Господа Иисуса Христа. Они увидели больше, чем видел патриарх ветхозаветной церкви. Они увидели Пресвятую Троицу в виде трёх ангелов, соединённых между собой благодатным, Божественным соединением. Им открылась Евангельская истина, что Бог есть Любовь, что она — не свойство Божие, а сама сущность Пресвятой Троицы. Им открылась величайшая тайна Божественной жизни.

 

Преподобный Сергий построил храм Пресвятыя Троицы, велел своему другу, замечательному иконописцу Андрею Рублёву, написать то, что им открылось в созерцании Пресвятой Троицы. И преподобный Андрей написал образ Пресвятыя Троицы. Когда даже мы с вами, недостойные, настолько далёкие от облагодатствования даром видения сущности, первообраза вещей, когда мы с вами смотрим на икону Рублёва «Пресвятая Троица», то мы видим: да, это любовь, Бог есть Любовь. Один Ангел — Бог-Отец, другой Ангел — Бог Сын, третий Ангел — Бог-Дух Святый, они соединены нераздельно.

 

Преподобный Сергий никогда не богословствовал, не учил, ничего не писал. О Пресвятой Троице богословствовали отцы древнего времени IV-го, V-го веков. Есть замечательное «Троичное богословие», написанное Григорием Богословом, поэтому он так и называется — Богослов. А преподобный Сергий не богословствовал, он просто видел Пресвятую Троицу. И то, что он видел, то, что созерцал всю свою жизнь, было средоточием всей его и преподобного Андрея духовной жизни. И когда мы смотрим на эту икону, то, даже мы с вами видим: да, Бог есть Любовь. Какая? За средним Ангелом поднимается дерево. Что это за дерево?... Хлеб, Евхаристический Хлеб, жертва. А Любовь всегда жертвенна, Любовь всегда крестна, и Божественная Любовь — тоже крестная, жертвенная. Вот какую Любовь они созерцали! И эта Любовь, обращенная к нам, к людям, ко всему миру, зовет нас к жизни в Любви к Богу и друг к другу. А мы все живём в ужасающей розни. В той самой розни, в той самой нелюбви, которая так ужасала и преподобного Сергия, и преподобного Андрея.

 

Григорий Богослов говорил: вот три солнца, соедините их в одно, и свет от этих трёх солнц будет один. Так преподобный Сергий и жил в сиянии Света, исходящего от Единицы в Троице, от Троицы в Единице, потому что их соединяла в единицу Божественная Любовь. Три Ипостаси, ничего не утрачивая от ипостасного своеобразия каждого (и Бога-Отца, и Бога-Сына, и Бога-Духа Святаго) суть одно — Бог, Один Бог. Божественная Любовь именно такова. Соединяется Одно Лицо с Другим, ничего не теряя от того, что Ему свойственно. Бог-Отец рождает, Бог-Сын рождается, Дух Святый исходит от Бога-Отца.

 

Вот что созерцали преподобные Сергий и Андрей. И созерцаемое ими преп. Сергий велел изобразить на иконе, которую и сотворил преп. Андрей. Там, где Любовь, там всегда жертва и служение, трудное служение. Путь Любви это крестный путь. И Пресвятая Троица — Бог наш, которому мы так верим безоговорочно, к которому так стремимся всей душой, нас зовет к Любви именно такой — служению.

 

Разве можно себе представить преподобного Сергия без топора, которым он обрубает кору деревьев, делая срубы для своих братьев, служа им?.. Служит в Любви. Всякий труд, конечно, благороден, всякий труд чтим и верующими, и неверующими людьми. Труд создаёт материальное благосостояние человека, конечно. Но разве только материальное? Вот на этот вопрос и отвечает преподобный Сергий. Есть труд в Любви к человеку, и он гораздо большее, чем просто созидающий. Такой труд есть раскрытие в себе образа Божьего, творческой активности, творческой силы в Любви к человеку. И когда раскрывается эта творческая сила в нас, то раскрывается образ Бога — Творца. Поэтому такой труд в любви к человеку, труд, каким подвизался преподобный Сергий, открывает перед людьми путь в Царство Божие. Он спасает человека в вечности, а не только создаёт материальное благополучие здесь. Вот христианское отношение к труду. Выше завещанного нам преподобным Сергием отношения к труду в мире нет! Вот какие духовные ценности стояли перед духовным взором преподобного Сергия, и вот чему он нас учил своею жизнью, житием своим, а не словами.

 

Преподобный Сергий был необычайно кротким человеком. Кротость его была той самой, о которой говорит Евангелие. Это именно кротость любви. Он был и глубоко смиренным... Смирение — и только оно! — открывает в человеке любовь к Богу и к людям. Он был скромнейшим человеком. Вы все знаете, какие он носил ряски, подрясники. Приходит, рассказывает его житие, мужичок в монастырь и видит: на грядке копается какой-то монах в холщёвом порванном подряснике. Мужичок спрашивает: «А где тут игумен?» А это и был сам игумен, преподобный Сергий! И только когда великий князь приехал и поклонился монаху в ноги, только тогда мужичок уверился, что это игумен. Он и служил службу в холщёвых облачениях. Всё — самое скромное. А как он относился к миру? Куда он ушёл от мира и почему, и ушёл ли он от мира?..

 

Его родители жили в Хотьково, совсем близко от Маковицы, где сейчас Троице-Сергиева Лавра. Это не уход в какую-то Фиваиду, которая отделяет пустынножителя от населенных пунктов. Эти Фиваиды были в сотнях и сотнях вёрст от населенных пунктов. Он не так далеко ушёл. Глухое место? Да, глухое место. Но это не полный уход...

 

Заметьте, ещё на 500 лет раньше преподобного Сергия, 1000 лет тому назад, когда Киевская Русь приняла крещение, первыми русскими святыми основывается монастырь, и притом большой — Киево-Печерская Лавра. Где? В городе, или в пригороде. Почему в городе? Почему русские святые не уходят из мира совсем? Потому что они, как и Преподобный Сергий, отвращались не от самого мира, не от людей, а от зла, в котором живут эти люди, от зла в этом мире. Некоторые наши исследователи-историки придерживаются всё-таки того мнения, что даже и преподобный Сергий как бы отвращался от культуры. Совсем нет!

 

Церковное Предание донесло до нас рассказ о том, как он, маленький мальчик, был неспособен научиться читать. Это его мучило. И однажды в поле, под деревом, отрок Варфоломей увидел старца и подумал, что это святой. Наверное, так оно и было. Он подошёл к старцу и попросил: «Пожалуйста, умоли Бога дать мне способность научиться читать!»

 

Зачем, братья и сестры? Зачем человек учится читать? Зачем он учится грамоте? Если он отвращается от мира, от культуры, от людей — это ему не нужно. А тут нужно, он молит его: «Умоли Бога дать мне этот дар!» И никогда преподобный Сергий не уходил на свою Маковку, на которой сейчас стоит Троице-Сергиева Лавра, из отвращения к этому миру и людям. Наоборот — он продолжал с ними общаться. Он общался с тем же Хотьковым, где жили его родные. Он общался с той же Москвой, он общался со всеми, и как общался! Великий князь приезжает к нему и просит совета в государственных делах. Глава Церкви, митрополит Алексий, считает его своим другом, просит преподобного занять его место, главы Русской Православной Церкви. Преподобный от всего отказывается. Но от одного он не отказывается. Когда великий князь попросил благословения у него на борьбу с иноплеменниками, громившими Русь, от этого он не отказался... Преподобный Сергий известен своим патриотизмом. Но каким? Настоящим христианским патриотизмом любви к человеку и прежде всего к своему русскому роду. И вот, на поле битвы с силами, гораздо большими, чем те, которые великий князь мог собрать для борьбы с иноплеменниками, разорявшими Русь, появляются два монаха с хоругвями. Это, что — их место, во главе этих войск? Монахи, казалось бы... Но их прислал Сергий, их прислала Русская Церковь! И то чувство, которое ими владело на поле битвы и с которым преподобный Сергий посылал их на неё — этот патриотизм был плодом созерцания Пресвятой Троицы, Которая есть Любовь.

 

Вот главное, что надо помнить нам всем из того, что нам донесло Предание Церковное о жизни Преподобного, духовными чадами которого мы с вами являемся. Он видел дивную, невыразимую красоту Божественной Любви, Любви к человеку, в котором может открыться образ Божий, когда он живёт, трудится, в любви к людям. Потому что в этом труде раскрывается та творческая активность, в которой — образ и подобие Божие в человеке, образ Творца.

 

Мы с вами всегда будем верны Преданию, которое донесло до нас все эти истинные, подлинные ценности нашей русской Православной веры.

 

Преподобный отче Сергие и друже твой преподобный Андрее, зело облагодатствованные высочайшим даром благодати, даром тайнозрения, видения первообраза в образах не токмо ангельского собора, не токмо человеческого рода, но и самой Красоты, самой Пресвятой Троицы, молите Бога о нас, грешных! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.