Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в день Сретения Господня

15.02.79.

 

<...> Сретение — это встреча двух Заветов: Ветхого и Нового, Ветхозаветной и Новозаветной Церкви в лице самого Богомладенца — Господа Иисуса Христа. Он говорил, что пришёл в мир не для того, чтобы отменить закон, а для того, чтобы исполнить его. И вот всё, что происходит с Ним в Его земной жизни, всё есть исполнение Закона Божьего, воли Божьей, всё! И той воли Божьей, которая была выражена в заповедях, данных Моисею, оставленных избранному еврейскому народу, веровавшему во Единого Бога.

 

Но эта вера в Ветхозаветной Церкви очень ослабевала даже у избранного народа, и обращалась в верность букве закона, а не его духу. И Спаситель как раз и обличал это формальное отношение к вере, эту верность букве, а не духу Божьего Закона. Но то, что было предписано этим законом, исполнялось Святым Семейством — Божией Матерью, Иосифом Обручником и самим Спасителем.

 

Вот Его приносит Божья Матерь в храм Господень в Иерусалим из Назарета в определённый день после рождения, как этого требовал ветхозаветный закон, с теми жертвами, которые полагались. Среди толпы принесших эти маленькие, нищенские жертвы — две-три голубицы — стояла Матерь Божия! Навстречу Ей, казалось бы, должен был выйти сам первосвященник. Ведь Мессию ждала Ветхозаветная Церковь, а Он и был Мессией. Но вышло иначе: не первосвященник Его встречал... Да никто и не заметил Божию Матерь с Богомладенцем в этой толпе, так же, как и не заметил никто и Рождества Христова. Мир этого не заметил!.. Лишь несколько пастухов и несколько учёных людей — волхвов, но не из избранного народа, а пришедших со стороны... А в избранном народе забыли о Мессии. А те, кто о Нём помнили и ждали, те по-другому Его ждали: как царя-освободителя, как царя, который даст народу, государству еврейскому какую-то особенную славу... А какая слава может быть больше той, что из среды этого народа избран человек, в котором воплощается Сам Бог?

 

И только отдельным людям — праведникам это было открыто Духом Святым. Таким был праведный старец Симеон, которому было открыто, что приносит Пречистая Дева Мария в храм Господень самого Мессию, Спасителя. Праведный старец всю свою жизнь ожидал Мессию так, как это обещано Священным Писанием. Он всю свою жизнь отдал этому ожиданию, и получил откровение о том, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Христа. Духом Святым приводится он в храм как раз тогда, когда приносит Божия Матерь — Пречистая Дева Мария — Спасителя, и на ступеньках храма он принимает в свои объятия Младенца и вносит Его в храм. При этом он говорит слова, которые мы все так хорошо знаем — это молитва: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...» Если перевести эту молитву одним словом — а это можно сделать — то это значит: «Совершилось!» Всё, ради чего я жил, всё то, чем я жил, всё, для чего я жил, совершилось: Мессия у меня на руках, я Его увидел, как это мне и было обещано Богом! Совершилось!

 

Это слово — Совершилось! — было ещё один раз сказано, но не в конце Ветхого Завета, а в конце земной жизни Господа Иисуса Христа Им самим на кресте: «Совершилось!» Совершилось всё, что было Богом задумано, всё, что было Богом открыто и всё то, что было сделано ради спасения людей Богочеловеком, Господом Иисусом Христом, совершилось. Слово Спасителя «Совершилось» это — то же, что и «Ныне отпущаеши раба Твоего...»

 

Ветхозаветная Церковь окончилась. Совершилось дело её. Пришла другая Церковь — Новозаветная, Ветхий Завет уступил место Новому Завету... Ветхое уходит, а новое приходит. Мы с вами очень боимся нового, а между тем, в нашей жизни ведь это всё время должно происходить: ветхое — уступать место новому. Всё время должно происходить обновление духа, обновление души — всю жизнь. Мы этого боимся. Но можно ли бояться конца жизни, если каждый из нас скажет: свершилось! Можно ли этого бояться, если каждый из нас сможет сказать в этот последний миг своей жизни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, совершилось всё так, как Ты хотел?» Дело всё в том, что то новое, что заменяет старое, ветхое, должно быть согласно с волей Божией, и если мы живём так, что развивается в нас наше религиозное сознание, и наша духовная, религиозная жизнь развивается, осуществляя волю Божию, то тогда жизнь оказывается прожитой не напрасно, а именно так как она была прожита праведным старцем Симеоном. А воля Божия открывается в Божественном откровении, и мы с вами имеем это откровение. Оно даже записано — в Евангелии, в заповедях Божиих. И если мы живём по заповедям Божиим и всё то новое, что происходит с нами в нашей жизни мы встречаем для того, чтобы лучше исполнить заповеди Божии, волю Божию о нас, то тогда наступит именно такой конец, как у праведного старца Симеона, сказавшего с такою радостью сознания, с таким глубоким смыслом прожитой жизни — с исполнением Божия обетования ему. Вот чему нас учит сегодняшний праздник, братья и сёстры.

 

Не нужно бояться нового, не нужно бояться в нашей внутренней жизни встречи старого с новым. Откроем навстречу этому новому свои объятия, лишь бы в этом новом воля Божия открывалась нам, и мы бы жили согласно с ней. Не нужно искать каких-то особенных форм жизни. Очень многое меняется в жизни вокруг, у всех и у каждого в отдельности. Хочу вам привести один пример. Во времена Василия Великого, то есть в первые века христианства (подумайте: ведь тогда была написана литургия Василия Великого, тогда были даны правила жизни христианской Василия Великого) существовало в Церкви одно правило, один канон. А именно: мужчина-господин не мог жениться на женщине-рабыне. Жить с ней мог, но жениться не мог. Вот в каком положении была женщина! Но тогда другое было время — рабовладельческое общество. Оно, то время, ушло, и изменилось сознание. Христианское сознание тоже изменилось. Пришло что-то новое на место того, старого. И то новое, что приходит в нашу жизнь, должно быть согласно с волей Божией. Только такое новое продвигает жизнь вверх и вперёд, что согласно с волей Божией. Одухотворение жизни, новый дух должен быть! Но этот дух находит для себя опору в Божественном откровении.

 

Будем так жить — без страха перед новым, но так именно! Тогда каждый из нас сможет в последний миг своей жизни повторить слова праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему...» и повторить эти слова с великой радостью перехода в другую, новую жизнь. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.