Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 34-ю неделю по Пятидесятнице. Выход на проповедь Господа Иисуса Христа

26.01.75.

 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Прошло Рождество Христово, прошло Крещение Господне. Праздники эти ещё продолжаются, святки продолжаются... И вот уже сегодня вы слышали в евангельском чтении рассказ о том, как Господь Иисус Христос выходил на проповедь, как Он начинал своё служение людям. Как он оставил город Назарет — маленький город, который находился в земле, называемой Галилейской, где Он вырос, где прошло Его детство и юность. Вы помните, что Он из города Назарета уходит в Капернаум, который расположен там же, в Галилейской земле, на севере Иудеи, у моря Генисаретского, и там начинает свою проповедь.

 

Начинает Он ее, братья и сестры, замечательными словами: «Покайтесь, приблизилось бо Царство Небесное!» Покайтесь!.. Мы с вами думаем, что покаяние — это, скажем, исповедь, на которую вы приходите и исповедуетесь перед причащением, одни — чаще, другие — реже. Мы с вами думаем, что покаяние — это признание, видение в себе плохих поступков, дел, признание, за которое вы, прося у Бога прощения, получаете его. Это перечисление тех проступков, нарушений каких-то правил христианской жизни, за которые просите извинения, и получаете это извинение для того, чтобы потом опять повторять всё сначала... И так очень часто всю жизнь это идёт! Это совсем не есть покаяние. Так же точно, как христианская жизнь совсем не состоит из каких-то добреньких дел и правил, которые надо исполнять.

 

Покаяние в христианской жизни — это совершенно другое! Покаяние, которого просит, требует от нас Господь Иисус Христос, это, братья и сёстры, перерождение, полное перерождение человека. Вот вы живёте и вдруг начинаете видеть и понимать, что живёте не так, как надо, не так, как этого хочет Бог! Вся жизнь, весь внутренний строй жизни меняется. Вы перерождаетесь и начинаете жить христианской жизнью, которая есть жизнь сверхъестественная! Да, повторяю — сверхъестественная, потому, что вы начинаете жить с Богом. Вы помните, апостол Павел говорит: «Не я живу, а Христос во мне живёт». В христианине Христос, Богочеловек, начинает жить. Поэтому, как бы ни вёл себя христианин после крещения, он уже живёт не по своей человеческой воле, он живёт по воле Божией. Потому эта жизнь и есть — сверхъестественная.

 

При таком перерождении человек узнаёт, что такое правда. Не та относительная, которую каждый, конечно, знает, и в которой даже старается жить (любой язычник её знает), а правда абсолютная! Он начинает понимать, что такое мир Христов, мир с Богом и людьми. Не тот мир, о котором мы сейчас кричим, беспокоимся, защищаем, не защищаем, нарушаем... Конечно, и этот мир — не такой уж плохой. Нечто есть, всё-таки, в нём хорошее, но только... уж очень относительно хорошее. А тот мир, который даёт нам Христос, мир Божий — это абсолютный мир, это абсолютная ценность для человека. Тогда приходит «радость о Дусе Святе» — Царство Небесное есть мир и радость о Дусе Святе!

 

И когда человек покается так, как Христос этого хочет, когда он переродится в одно мгновение, когда начнёт жить этой сверхъестественной жизнью, тогда он уже неотделим со Христом, который есть Богочеловек, в котором примирилось Божественное естество с человеческим. Когда мы начинаем жить со Христом, то и в нас происходит это соединение. Благодатная жизнь — это жизнь, пронизанная Духом Святым. Вот к чему ведет покаяние! И вот почему, прежде чем войти в Царствие Небесное, которое приближается к нам, приблизилось уже, нужно покаяние.

 

Однако, так много вокруг нас зла. В Евангелии сегодня нам говорится, что свет Христов осенил, озарил людей с пришествием Христа, с началом Его проповеди. Это свет мира духовного, это свет радости о Дусе Святе. Но как много тьмы, мрака в нас самих, в каждой человеческой душе, и как много этого мрака, этой кромешной тьмы вокруг нас! А уже две тысячи лет прошло с тех пор, как Свет явился в стране, в которой была такая тьма, в стране, которая была под сенью смертной, как говорится в сегодняшнем Евангелии. Почему же и сегодня этой сени смертной так много вокруг нас и в нас самих? Приходим на исповедь, каемся как будто бы в своих грехах, а в душе остается какая-то тьма. Не всегда кромешная, а иногда и кромешная... Покаяние, с которым мы приходим к Богу, оказывается недостаточным, чтобы мы почувствовали всё то, что даёт нам вступление в Царство Небесное, в Царство Божие, приблизившееся к нам. Почему это так?

 

В знаменитом прологе Евангелия Иоанна Богослова, в котором говорится об этом Свете (в первом стихе первой главы), есть совершенно замечательные слова, полные невероятной глубины смысла, глубочайшей тайны, перед которой стоит человечество и христианский мир и сегодня. Эта тайна вот в чём: евангелист Иоанн говорит, что пришёл Свет на эту землю, и тьма Его не объяла. Но ведь этот Свет тьму-то не уничтожил! Тайна противоборства тьмы со Светом, Света с тьмой! И святые отцы, толкуя по-разному этот пролог Евангелия от Иоанна, полагают, что как раз в этом противоборстве и состоит тайна. Что тьма не будет никогда уничтожена в этом мире, пока он есть. Но и Свет Христов, Свет, который есть Христос, тоже никогда не будет объят тьмой. Она его не победит.

 

И это противоборство происходит не только в мире, не только в обществе. Противоборство тьмы и Света происходит в каждой человеческой душе, в каждой христианской душе, братья и сёстры. Сегодня побеждает тьма, а завтра — Свет. Сегодня побеждает Свет, а завтра — тьма. Но как бы ни была сильна тьма, смрад греха в душе каждого из нас, не будем отчаиваться, зная, что «тьма не объяла», что Свет, который есть в каждой христианской душе, возгорается при покаянии. Свет, который возгорелся в этом мире потому, что много было людей как следует кающихся, этот Свет непобедим, непреодолим. Мы сможем жить в этом Свете, если захотим и сумеем каяться. Нужно, чтобы покаяние наше было не временным состоянием, а как-то всегда нас сопровождало в жизни, чтобы оно было постоянным, чтобы такое перерождение происходило почаще с нами в разных степенях. Тогда непременно каждый из нас вкусит и от правды абсолютной, и от мира с Богом, и от плодов этого мира с Богом и с людьми. И вкусит от той радости о Дусе Святе, которая непохожа на наши здешние, маленькие, ничтожные радости, но приобретение которой есть цель христианской жизни, потому что это действие Святого Духа.

 

Да будут и да пребудут с нами эти дары Царства Небесного, которое не только близко, а пришло и уже есть здесь на земле невидимо, и в которое мы входим каждый день, каждый час, каждую минуту, когда озаряет наши души Свет Христов.

 

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.