Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери

04.11.79.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вифания — это город двух сестер — Марфы и Марии, и брата их Лазаря. Это пригород Иерусалима, совсем близко к нему расположенный маленький-маленький городочек, куда часто заходил Господь Иисус Христос тогда, когда проповедовал в пределах Иудейской земли, когда шел в Иерусалим. В этом городке Он всегда останавливался у Своего друга Лазаря. В Евангелии прямо говорится, что Спаситель однажды обратился к апостолам, к ученикам, сопровождавшим Его, и сказал о Лазаре: «Это наш друг». Он не был ни апостолом, он не был никогда в числе сопровождавших Спасителя, но он был ближайшим Его учеником и другом, который поверил в слово Спасителя, в Его дело и в Него, как Богочеловека. И так же точно верили в Него две сестры Лазаря — Марфа и Мария, и любили Его, и Он очень любил сестёр Лазаря и его самого. Когда Лазарь умер, то Господь Иисус Христос прослезился, у Него были слезы человеческого сочувствия, человеческой любви к своим друзьям — к сестрам, переживавшим такое горе, и к самому Лазарю. Вы знаете, что Он воскресил Лазаря...

 

Эти сестры, о которых сегодняшнее Евангелие рассказывает, были очень разного характера. Марфа была очень живой, очень подвижной, она была прекрасной хозяйкой, любила эти заботы. Она всегда принимала Спасителя и не одного, а со всеми Его учениками. И не только учениками — в их дом входила толпа людей, которая хотела услышать слова Спасителя, Его учение. И сегодняшний евангельский рассказ говорит, что пришел Спаситель в Вифанию, Марфа встретила Его (именно Марфа, та самая, которая потом, когда умер Лазарь, узнав, что Спаситель вошел в Вифанию, бросилась навстречу к Нему и сказала: «Брат мой умер...» Она и сейчас встретила Спасителя, привела Его к себе в дом и стала приготавливать все то, что нужно для угощения множества людей.

 

А Мария в это время сидела у ног Спасителя и слушала то, что Он говорит. И вот Марфа обращается к Спасителю: «Господи! Небрежеши ли о том, что она мне не помогает? А я так занята. Пусть она мне тоже поможет». А Спаситель ей ответил: «Марфа, Марфа! Ты о многом беспокоишься, о многом заботишься, а вот, одно — на потребу!» (Потреба — самое нужное). «Бедная Марфа, — каждый из нас с вами подумает, — бедная Марфа! За что же одной ей эти труды, заботы, попечения... А вот другая сидит, не помогает и Спаситель не заставляет её пойти и помочь. Почему же?»

 

Спаситель любил их обеих, как и они Его любили. Марфа любила Спасителя не меньше, чем Мария. Марфа верила в Спасителя так же, как и Мария. Это о ней — Марии — в 12-й главе Евангелия от Иоанна рассказано, что за шесть дней до последней Пасхи, когда был распят Господь Иисус Христос, она, Мария, встретила Спасителя в доме своем, купивши драгоценное миро, и омывала Его ноги этим драгоценнейшим миром и отирала их своими волосами. Я об этом говорю сейчас, подчеркивая: в 12-й главе Евангелия от Иоанна, потому что среди христиан, ученых христиан, довольно много распространено всяких толкований: а какая это Мария, та или не та? В 12-й главе Евангелия от Иоанна сказано совершенно точно, какая — это была именно эта Мария, сестра Лазаря. Так вот и сейчас она сидит у Его ног, и Спаситель ее не оставляет.

 

Это были женщины совершенно разных характеров. Мария — сосредоточенная, углубленная в себе, созерцательная. Марфа — необычайно подвижная, необычайно практичная, все время в деле, в заботах, все время в попечении о других и, конечно, о Спасителе. У одной — у Марии — любовь к Учителю выражается так, а у другой — совершенно иначе. За 6 дней до Пасхи, когда Спаситель пришел в Вифанию, я уже об этом сказал, Марфа выбежала на улицу, она Его искала, она Его, наконец, нашла, она бросилась к Нему и сказала: «Вот что у нас происходит. Иди к нам!» А Мария в это время была дома... Совсем разные темпераменты.

 

И все-таки Спаситель Марфу одну оставил беспокоиться, одну иметь попечение о всех о них. А Марию оставил при Себе. Почему? Что это все значит? Что, собственно говоря, сказал им Иисус Христос, Марфе и Марии?

 

Вот что нам нужно с вами понять. Христос говорил о самом нужном и даже о едином на потребу: «А ты, Марфа, печешися так о многом». Мы все ведь с вами — Марфы. С утра до вечера заняты... Чем только не заняты! Мужчина после работы идет с авоськой, вынимает её из кармана и обязательно что-нибудь принесёт домой... А уж о женщине и говорить нечего. Но самым ли нужным мы занимаемся? Имеем ли перед собою, имеем ли перед нашим духовным взором, имеем ли ясное представление, что в жизни нашей действительно нужно, а что, может быть, и нет? Те попечения, заботы, которые наполняют нашу жизнь, это заботы о должном, о том, что действительно должно делать, или о том, что может быть совсем не так уж действительно нужно. Вот об этом нужно думать. И Христос именно и призывает к этому. Конечно, эти потребности требуют большого усилия, большого труда и многих забот...

 

А есть не действительные потребности. Совсем не такое уж нужное наполняет нашу жизнь. В жизни современных людей слишком много забот совершенно не действительно нужных. Тут и развлечения, тут и удовольствия какие-то. Без них нельзя. Почему же?.. Можно и в кино пойти, но можно в кино пойти, скажем, раз в две недели, а можно через день ходить. Можно в театр пойти два раза в месяц, а можно в театр ходить каждый день, и это бывает. Бывает, и притом именно в нашей среде, среди верующих христиан, серьезных людей, ищущих спасения... Но тем не менее: «Как я могу не увидеть такого-то и такого-то спектакля... Я обязательно должна быть сегодня в Большом театре, завтра — в Малом театре, послезавтра — у Ермоловой» и т.д. Где же граница между нужным, действительно абсолютно нужным, о чем каждому надо иметь попечение непременно, и где — ты печешься о многом ненужном? Где граница? И кто эту границу устанавливает? Устанавливает эту границу мудрость. А то, где мы находимся относительно этой границы, около ли нее, переходим ли ее, или дошли до нее и остановились — это делает сила. Мудрость Христова и сила Христова, сила Благодати Божией. «Вот — граница нужного, действительно нужного. И до этой границы я дошел и остановлюсь...» Но для того, чтобы остановиться и не переступить, не перейти ее, для этого нужна сила. И сила нужна благодатная. Нам в этом помогает апостол Павел. В послании к Римлянам он прямо говорит: «Облекитесь в Господа Иисуса Христа и не превращайте попечение о плоти в похоть». А мы так часто это-то и делаем. Так часто нам не хватает этой мудрости и силы, чтобы остановиться на той границе, которая отделяет единое на потребу от многих, многих забот, которые наполняют нашу жизнь, но наполняют совсем другим, ненужным...

 

Не бойтесь, братья и сестры, что любовью ко Христу и в делании заповедей Божиих мы как-то обедняем свою жизнь. «А куда же культура девается, которой мы должны служить, — скажем мы — культурные ценности?..» Человек, идущий по пути, указанному Христом, и ведомый любовью ко Христу, никогда не обедняет свою жизнь и никогда не отказывается служить истинной культуре. Культура — это не цивилизация. Само слово «культура» происходит от слова «культ» — поклонение, Богу поклонение. И всегда культурные ценности идут вместе с ростом человека в его духовной жизни, для нас с вами — в жизни во Христе. Чем добросовестнее, чем глубже вера во Христа и желание жить по Его заповедям по-настоящему, тем культурнее человек — всегда! Культура имеет благороднейшее происхождение от культа. Цивилизация — другого происхождения. Культура имеет всегда душу. И русская культура всегда имела свою душу, имеет её и теперь. Душу... Она всегда связана с верой в высшее, Божественное начало — для нас, христиан православных — во Христа. Повторяю: надо различать культуру и цивилизацию. Цивилизация очень много требует всяких попечений, всяких забот, чрезвычайно много забот... Вот это именно те самые большие попечения, которые превращаются очень часто в служение плоти, одной только плоти и похоти.

 

Пирамиды египетские — это культура. Остатки греческой, вавилонской старины — это культура. Там — ценности большие. А цивилизация... Современная цивилизация оставит поколениям, грядущим за нами, извините, санузлы. Вот это — разница между культурой и цивилизацией!

 

Не бойтесь! Тот, кто служит по-настоящему культуре, чем больше он будет служить Христу, тем лучше и больше, и глубже будет его служение настоящей культуре, настоящим культурным ценностям.

 

Я прошу, я молю Бога о том, чтобы каждому из нас была дана эта мудрость и дана эта благодатная сила, останавливающая нас у этой границы, чтобы каждый из нас, имея эту мудрость и эту силу, жил бы так, как жили и Марфа, и Мария — в той любви ко Христу и в той Ему верности, которая и есть самое важное и самое нужное в жизни человека. Аминь.

 

Сегодня мы празднуем ещё праздник Казанской Божией Матери, мы почитаем Ее икону... А я, лично, имею ещё один праздник. Сегодня у нас в гостях, и у меня значит, мой учитель, тесть нашего отца диакона Николая Кречетова, настоятель до недавнего времени Ильинской церкви в Загорске, где я начинал свое служение, когда приехал в Россию. Первыми шагами моего служения приходского священника я обязан ему — о.Тихону, который приехал сегодня к нам в гости и служил, и причастился, чему я так счастлив.

 

Поздравляю всех с праздником!


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.