Поиск авторов по алфавиту

Автор:Сагарда Николай Иванович, профессор

Часть 2. Глава XII. Заклинательные молитвы

561

 

ГЛАВА XII.

 

Заклинательные молитвы.

Особый вид литературных произведений, приписываемых св. Григорию Чудотворцу, составляют заклинательные молитвы над одержимыми бесами. Такие молитвы с его именем встречаются довольно часто в греческих рукописях 1). Для примера можно указать отмеченные проф. А. И. Алмазовым заклинательные молитвы с именем св. Григория Чудотворца в следующих рукописях: в греческом евхологии библиотеки Barberini № 78 (л. 152 об.— 160 об.) XII в; в евхологии той же библиотеки № 233 (л. 89—95), XII в.; в евхологии Ватиканской библиотеки № 1554 (л. 148 об.—155: Προσεοχή τοῦ ἁγίου Γρηγορίου κατὰ πνεομάτων ἀκαθάρτων); в сборнике XV в. в Мадридской Королевской библиотеке № 105—2 молитвы; в сборнике XV века в Бодлеянской библиотеке (cod. Barocc. № 8)—4 молитвы; в сборнике XVI века в Ватиканской библиотеке (cod. Ottobon. № 290, л. 58 об—67) 2). В рукописи Криптоферратского монастыря В. α. XXIII сохранилась молитва с таким надписанием: ΙΙροσευχὴ τοῦ ἁγίου Γρηγορίου τοῦ Θαοματουργοῦ κατὰ πνεύματα διώχτου πρὸς φυλακτὴριον ψυχῶν κατὰ πνεύματα τουτέστι φθόνου καὶ ζὴλου, начинающаяся Словами: ἐπικαλούμεθά σε, δέσποτα, τὸν θεὸν καὶ πατέρα τοῦ κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ 3).

1) Проф. А. И. Алмазов. Врачевальные молитвы. Одесса 1900. стр. 90—91.

2 ) Там же, стр. 83—84, примеч. 221; стр. 91, прим. 243.

3) Codices Cryptenses seu Abbatiae Cryptae Ferratae in Tusculano digesti et illustrati cura et studio D. Antonii Rocchi. Romae 1884, p. 114.

 

 

562

В другой рукописи того же монастыря—cod. Г. β. XIV, fol. 50. помещена обширная (на 9 страницах) молитва св. Григория Чудотворца на изгнание злых духов, 1) которая в одной своей части издана Theod. Schermann'ом 2); другие части той же молитвы по другим рукописям изданы Statt. Schneider'ом3) и Fr. Pradel'eм 4). Эта последняя молитва тожественна с тою молитвой, которая находится в рукописном евхологии X—XI века Святогробского подворья в Константинополе, № 855 (л. 81—85), и перевод которой (по рукописи) напечатан нами в «Творениях св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского»,—наблюдаются сравнительно незначительные уклонения. R. Reitzenstein напечатал заклинательную молитву, известную с именем св. Григория Чудотворца, из Paris, gr. 2316 5), которая однако представляет совершенно особенную молитву.

Заклинательные, молитвы с именем св. Григория Чудотворца обычно отличаются значительными размерами 6). Но в одной рукописи из собрания В. И. Григоровича (Моск. Рум. Муз. № 819) находится особый чин заклинания беса, приписанный св. Григорию Чудотворцу 7), где эта молитва не отличается особенно большим объемом.

1) Там же , р . 268.

2) Griechische Zauberpapyri und das Gemeinde-und Dankgebet im 1 . Kiemensbriefe . Leipzig 1909, S . 18—21.

3) В Eos (филологический журнал, изд. во Львове), vol . XIII. fase. 2 (1907), 135—149.

4) Griechische und süditalienische Gebete, Beschwörungen und Rezepte des Mittelalters (Religionsgesh. Versuche und Vorarbeiten. I ІІ , Band, 3 Heft). Giessen 1907.

5) Poimandres. Studien zur griechisch—ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Leipzig 1904, S . 292—296.

6) П роф. И . А. Алмазов , Врачевальные молитвы, стр. 91.

7) Греческий текст с русским переводом напечатан у М. И. Соколова, в статье: «Новый материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками»: см. «Древности. Труды славянской комиссии Императорского Московского Археологического Общества». T . I. Москва 1895. стр. 155—157.

 

 

563

В славянских рукописях также встречаются заклинательные молитвы с именем св. Григория Чудотворца. Одна из таких молитв напечатана И. Я. Порфирьевым 1) по рукописи Соловецкой библиотеки XV века; при чем он сообщает, что Григорию Чудотворцу в Соловецких требниках приписывается несколько молитв 2).

Молитвы, известные с именем св. Григория Чудотворца, по своему содержанию и характеру вообще не отличаются от всех подобных молитв, усваиваемых другим святым. Для примера остановимся на трех опубликованных молитвах: 1) из рукописного евхология библиотеки Святогробского подворья, 2) из рукописи собрания В. И. Григоровича и 3) из молитвослова Соловецкой библиотеки.

Первая молитва—самая обширная из опубликованных. В начале ее поставлен евангельский текст: «В начале бе Слово» (Иоан. I, 1—5). Затем следует обращение к нечистым духам, роду бесстыдному, гнусному, лукавым демонам, услаждающимся запахом жертвенного дыма, летающим под небесами, в воздухе, сущим на земле, в глубине, обитающим на горах, в лесах, на кладбищах, на дорогах, скрывающимся в расселинах скал, укрывающимся под тенью деревьев, тростника, папируса, сбивающим с путей, сидящим под водами, плавающим по рекам, исходящим из источников, сохраняемым на отмщение в пещь огненную,—да запретит их Бог вечный, ведущий сокровенное, невидимый, нетленный, неизреченный, неописуемый, непостижимый, царствующий Бог, Господь господствующих, Зиждитель всяческих, Творец всего, Создатель людей, Владыка душ, имеющий власть над жизнью и смертью, Царь всех сил, воздвигший небеса и водрузивший твердь, основавший землю, утвердивший горы, сотворивший источники, учинивший

1) Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки—в «Трудах IV археологического съезда», т. II. Казань 1878 г. стр. 13.

2) Там же, стр. 3.

 

 

564

бездны, сотворивший животных, нечестивых истребляющий, гордых погубивший потопом, спасший Ноя, Адама из рая изгнавший и разбойника за послушание в рай приявший, Авеля принявший и Каина проклявший, Эноха преложивший и падших ангелов в узах мрака низвергший в ад, Содом и Гоморру попаливший и Ниневию ради покаяния помиловавший и т. д.,—Им заклинает он духов нечистых и повелевает им выйти из человека и удалиться. Сказавший ученикам: духов изгоняйте, повелевает духам удалиться из этого человека и из всякого члена его. Да не будет общения с ними ни в пище, ни в питье, ни во сне, ни в бодрствовании, ни в деле, ни в отдыхе, ни в пробуждении, ни во всяком входе и исходе. Слово Божие живо и действенно. Это слово изгоняет духов нечистых в вечный огонь, уготованный им. Посему они не должны противиться, но помнить о суде и подчиниться божественному слову. Он заклинает их Сыном Божиим Единородным, из лона Отца происшедшим, Которым сотворено всевидимое и невидимое и в последние дни пришедшим из девственной утробы и исцелившим всякую болезнь и всякую немощь, сокрушившим нечистых духов и погрузившим в море, при чем, изгоняемые им, они исповедали Его Сыном Бога Живаго;—Им он заклинает духов нечистых, при Понтии Пилате исповедавшим доброе исповедание, заушенным, биенным, претерпевшим бичевание, распятым и погребенным и в третий день воскресшим, совосставившим с Собою тела святых, явившимся прежде всего Марии и Марфе, потом Своим ученикам, восшедшим на небеса и сидящим одесную Отца и опять грядущим во славе судить живых и мертвых, пославшим учеников проповедать это слово во все народы и крестить верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы скорее прогнать духов нечистых от человеческого рода и заставить их не иметь общения с этим храмом, но чрез произведенные им заклинания очиститься ему от всякого сатанинского действия, исцелиться чрез возрождение водою и Святым Духом.

 

 

565

Заклинательная молитва с именем св. Григория Чудотворца в собрании В. И. Григоровича—от всякого зла и от всякой силы вражеской, на авру злого беса, представляет соединение трех заклинательных молитв. Молящийся заклинает всякую авизу и беса, авру мужскую, авру женскую, авру от воды, авру от крови, авру от вареной пищи, авру от холодной пищи, авру от скота, авру клятвы, всякую авру; он загибает страшным серпом ее язык и хвост и ногти, чтобы она не разгибала их и хвостом не шевелила, призывает триста ангелов, мечущих громы и молнии на нечистых духов: слушай зловредная, отстань и удались от раба Божия (имя рек) и от дома его,—так заканчивается первая часть молитвы. Вторая часть представляет заклинание от болезни головы. Авра зверя, авра аспида, авра василиска, авра огня пылающего, авра крови и т. д.,—вышла эта авра от моря: встретил ее первый архангел Михаил и сказал ей «откуда идешь и куда направляешься, авра черная почернелая, волосатая голова»? Она сказала: «я иду есть кости человека и тело его сокрушать». И говорит ей архангел Михаил: «да не имеешь ты власти кости человека есть и тело его сокрушать, но да прольет на тебя Господь Бог огнь с неба и расточит вражду; уйди же ты на море и удались от членов и от костей раба Божия (имя рек). Третья часть молитвы обращена к авре встречной, авре поперечной, авре змия, авре источника, авре полуденной, авре пути и т. д., которую заклинает выйти и удалиться от раба Божия (имя рек) и от плоти и от костей, удалиться в гору высокую, скрыться в дракона, есть кости и пить кровь его и не возвращаться в раба Божия и в дом 'его. В заключении в числе других святых поминается и св. Григорий Чудотворец.

Молитва из рукописи Соловецкой библиотеки заклинает духа нечистого именем Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир и вселившегося в человека.

Мы не можем входить здесь в исследование молитв,

 

 

566

надписанных именем св. Григория Чудотворца со стороны их происхождения и тех влияний. какие отразились в них, так как их нельзя выделять из общего состава многочисленных заклинательных и врачевальных молитв, которые составили специальную область научного исследования 1). Для нашей цели достаточно сказать, что ни одна из молитв, приписанных св. Григорию Чудотворцу, не может принадлежать ему,—он не мог быть автором молитв с таким содержанием и такого характера. Настойчивое же приписывание таких молитв, в числе других святых, и св. Григорию Чудотворцу находит объяснение в его жизнеописании, в котором значительное место занимает борьба с демонами. Сирийское житие уже дает образцы кратких молитв, какие неокесарийский святитель произносил в таких случаях. Этим в достаточной степени определяется, почему уже существовавшие или вновь составленные заклинательные молитвы усвоены были св. Григорию Чудотворцу. Совершенно естественно, что молитвы с его именем встречаются гораздо чаще, чем с именем св. Григория Богослова, и может быть даже справедливо предположение, что и там, где стоит имя Григория Богослова, первоначально было имя Григория Чудотворца 2).

1) См. указанные выше издания и исследования.

2) Проф. А. Н. Алмазов, Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. Одесса 1901, стр. 37.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.