Поиск авторов по алфавиту

Сага об Олаве, сыне Триггвиеви.

 

Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1

6. Сагаоб Олаве, сыне Триггвиеви.

Сага эта, принадлежащая к собранию саг так называемой младшей Едды, сделанному в первой половине ХIII века Снорро Стурлюзомом (1188—1241), в исландском подлиннике с русским переводом напечатана протоиер. Сабининым в Русском Историческом Сборнике Общества Истории и Древностей Российских, т. 4, кн. I. М. 1840.

Астрида, жена конунга Норвежского Триггвия, после того как муж ее был убит соперниками, принуждена была бежать из отчества. Во время бегства она родила сына по имени Олава, что случилось в 969-м году, на 32-м году правления императора Оттона Великого. На четвертый год бегства, после укрывательства в разных местах, Астрида захотела поехать в Гардарикию к конунгу Валдамару (в Россию, к Владимиру), у которого вместе с другими Норвежцами был на службе брат ее Сигурд. На пути напали на них и захватили их морские разбойники из Эстляндии, но Олав был выкуплен из плена своим дядей Сигурдом, который был послан Валдамаром для взыскания в той стране дани. Сделавшись по одному особенному случаю известен конунгу, Олав был приближен им к себе и затем начал пользоваться от него такою любовью, как будто был его собственный сын (будучи особенно покровительствуем супругой конунговой Адлогией, умнейшею из всех жен). Совершив у Валдамара великие военные подвиги и вообще став защитой его страны от врагов, а также ознаменовав себя отвращением к идолопоклонству, Олав возбудил к себе зависть приближенных конунга, которые и начали настоятельно клеветать на него последнему. Принужденный вследствие клевет оставить Гардарикию, Олав отправился в Виннляндию (землю Славян Венедов на Балтийском море), где женился на правительнице государства Гейре, дочери конунга Бурислава, и где снова завоевал все провинции и крепости, которые отложились было от власти Гейры, и совершил другие знаменитые дела. После случившейся смерти своей супруги, Олав отправился странствовать, — сначала в Данию, а потом снова в Гардарикию, к конунгу Валдамару. Будучи опять принят последним и его супругой весьма ласково и перезимовав у него с своими воинами зиму, Олав в одну ночь видел великое и достопримечательное видение, в котором небесный глас призывал его для познания истинного Бога ехать в Грецию. Повинуясь этому гласу, Олав немедленно отправился в Гре-

255

 

 

цию, где многими славными учителями был наставлен в христианской вере и сподобился принять крещение. После сего он просил епископа, по имени Павла, чтобы этот ехал в Гардарикию проповедовать христианство язычникам. Епископ, великий друг Божий, изъявил согласие, но с тем, чтобы Олав ехал наперед и растолковал причину его — епископа посещения, дабы вожди не сопротивлялись, когда он будет насаждать там христианскую религию. Возвратившись в Гардарикию, Олав тотчас начал убеждать к принятию христианства колунга и его супругу. Сперва конунг изъявил решительное нежелание оставить отеческую веру; но потом, убежденный речами своей супруги, которая вняла истине гораздо скорее, переменил мысли. Тут прибыл помянутый епископ Павел, который и крестил конунга и его народ (В саге говорится о матери Владимира, которая была очень старая и слабая, так что непрестанно лежала на одре болезни, но которая по внушению порицательного духа предугадывала будущее и предрекла обращение Владимира в христианство чрез Олава: можно думать, что сага разумеет тут бабку Владимирову Ольгу).

Олав, сын Триггвиев, — Триггвезон, король Норвежский, был вводителем христианства в Норвегии, к каковому делу он приступил не ранее 993 — 995-го года, т. е. уже после Владимирова крещения. Но год его приступа к крещению Норвежцев был вместе годом и его возвращения в Норвегию из продолжительных странствований по чужим землям и сам он крестился где-то (по Неандеру — в Англии) и когда-то еще во время этих странствований. Если он крестился и не в Греции и позднее Владимира, все таки может быть принимаемо, что во время своего проживания у последнего, — а это признается фактом, — он действительно склонял его к принятию христианства, ибо есть основания полагать, что намерение сделать тоже самому было принято им более или менее задолго до действительного крещения (cfr НеамдераAllgemeineGeschichte derchristlichen Religionund Kirche. VI Band. 4 Aufl. S. 32) 1).

1) Но если бы, наконец, сага говорила и совершенную неправду (хотя и трудно предполагать, чтобы в Исландии стали сочинять совершенную неправду о нашем Владимире), то ущерба от этого нам не было бы решительно никакого (ибо сага, в случае, если она говорит правду, служит только к подтверждению наших предположений).

256


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.