Поиск авторов по алфавиту

Ходить пред лицом Божиим. На пути к истинной молитве

ХОДИТЬ ПРЕД ЛИЦОМ БОЖИИМ

 

На пути к истинной молитве

 

Каждый человек в своей жизни наверняка проходил через опыт молитвы. В отчаянных обстоятельствах многие люди, пусть даже и не очень религиозные, обращаясь к Богу, восклицают: «Не знаю, есть Ты или нет, но помоги!» Нередко в эти слова человек вкладывает все силы своей души, потому что обстоятельства чрезвычайно опасны, речь может идти о жизни и смерти и надеяться ему больше не на кого и не на что. И чем страшнее и сложнее жизненная ситуация, тем громче этот вопль к Богу: «Помоги!» И Господь помогает.

На этом опыте обратной связи и основывается вся религиозная жизнь человека, потому что если бы молитва была только безответным воплем к Небу, то никакой религиозной жизни не было бы. Не ходят за водой к пересохшему колодцу. По ошибке можно, конечно, опустить ведро и попытаться зачерпнуть воды, но убедившись, что ее здесь нет, — навсегда забыть дорогу к этому месту.

Мы молимся Богу потому, что Божественный источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), никогда не иссякает и постоянно утоляет нашу духовную жажду.

Мы молимся, потому что слышим, как Господь отвечает нам на горячую молитву. И если нам недостает веры, силы духа, если не так отчетливо мы ощущаем присутствие Бога

11

 

 

в нашей жизни, то нет иного средства приблизить Его к себе, как только неустанно молиться Господу — пусть своими словами, но вкладывая в молитву все силы души.

Молитва — это общение человека с Богом. В жизни своей мы общаемся с теми, кто реально существует, к кому можно обратиться. Вот и молитва возможна только у того человека, который чувствует Божие присутствие в своей жизни. Именно поэтому молитву можно назвать чувственным, сердечным переживанием Божественного присутствия.

Молиться может только тот, у которого есть вера в Бога — не умственное, отвлеченное признание наличия некоей Высшей силы, находящейся вне нашего мира и управляющей им, но реальная, сердечная вера в существование личного Бога, с Которым человек имеет возможность установить контакт и Который может услышать человека.

Молитва невозможна, если человек не верит в Бога и не надеется на Него. А вера и надежда — это добродетели, которые относятся к важнейшим проявлениям религиозного чувства человека. Вот и получается, что человеку нерелигиозному не дано ни покаяния, ни молитвы. При этом интеллектуально, разумом такой человек вполне может признавать идею Божиего существования, но объяснить ему важность и необходимость покаяния невероятно трудно: ведь если Бога нет рядом, то перед кем каяться, кому открывать душу? Нерелигиозный человек не видит никакого смысла в покаянии, поэтому и особого желания каяться у него не возникает, нет и потребности молиться. Иногда бывает даже так, что люди достаточно церковные, посещающие Божий храм, перестают молиться. Настолько привыкают к своей церковности, что живая молитва, как связь с Богом, исчезает из жизни. Если человек перестает молиться, он перестает жить религиозной жизнью.

12

 

 

Что же делать, если человек умом понимает, что Бог есть, а сердце молчит? Если быть до конца честными — что всем нам делать? Ведь в жизни каждого из нас Бог не всегда занимает центральное место. По большей части о Боге мы вспоминаем лишь по случаю, в связи с какими-то определенными жизненными обстоятельствами. Так происходит, когда возникает отчаяние и осознание невозможности собственными силами преодолеть трудности, когда, обратившись к врачу, слышит человек вдруг страшные слова неисцелимого диагноза. Вот тогда люди молятся и находят слова и никого не надо учить молиться. Но стоит преодолеть трудности, получить исцеление и снова пресекается связь с Богом и молитва. Что же нам делать, чтобы покаяние и молитва стали главной движущей силой нашей духовной жизни?

Ответ один: нужно молиться, и молиться усердно, потому что только молитва дает нам реальную возможность прикоснуться к Богу, только в молитве мы получаем истинный опыт духовного общения с Господом. Но надо быть готовыми к тому, что наши попытки молитвы поначалу могут быть не очень удачными, даже обескураживающими либо вызывающими в нас раздражение, досаду или утомление. Возможно, через все это нам придется пройти, прежде чем мы почувствуем силу, красоту и притягательность молитвы как реального общения с Богом. У нас просто нет другого средства. Как сказал преподобный Исаак Сирин, «молитва — причина спасения и бессмертия души».

Молитву нам дал Сам Господь, и только она может помочь нам укрепиться в вере, утвердиться в надежде, обрести любовь и реально почувствовать присутствие в своей жизни Бога.

Разговор с Богом посредством молитвы крайне необходим для верующего человека, потому что молитва укрепляет наше

13

 

 

религиозное чувство и помогает нам сознавать Божие присутствие в своей жизни, живую связь с Богом, благодаря которой наша вера становится более глубокой. Таким образом мы укрепляем, а лучше сказать — обретаем силу веры. Вера перестает быть только убеждением, она становится образом и стилем нашей жизни. Если мы обретем такую веру, то ее сила естественным образом будет преобразовывать всю нашу жизнь: наши мысли, слова, дела, — изменять и преображать наш внутренний мир.

Человек, живущий богатой религиозной жизнью, видящий и осознающий премудрость Божию, не может не восхищаться ею, а восхищаясь, не может не прославлять Творца. Прославление Господа является неотъемлемой частью духовной жизни людей, имеющих устойчивый навык молитвы и общения с Богом, ощущающих в своей жизни Божественное присутствие и сознающих всю его важность и значимость.

С чего же начать и как научиться молитве тем, кто не умеет молиться?

Святитель Феофан Затворник говорил: «Весь смысл молитвы в двух словах: “Господи, помилуй!”». С первого взгляда может показаться, что в этих словах заключена только просьба ко Господу не наказывать нас, однако слово «помилуй» имеет гораздо больший спектр значений и более широкий смысл, чем просто мольба о пощаде.

Обращаясь к Богу с просьбой нас помиловать, мы просим Его простить наши грехи, наши беззакония, нашу нечистоту и неправду. Слово «помилуй» содержит в себе также призыв к Творцу излить на нас Свою милость. Бог может не только наказать нас за наши прегрешения, но и даровать нам Свою милость, Свою благодать, Свою силу.

В каком-то смысле молитва напоминает общение, которое мы имеем друг с другом. Если молитва есть выражение

14

 

 

личного общения, нашего индивидуального контакта с Богом, то молиться нужно своими словами, поверяя Богу все самое сокровенное — то, что лежит на душе, прося Его о помощи, благодаря за милости и восхваляя за все, что Он нам дарует. Молитва своими словами является самой простой молитвой, она доступна каждому человеку.

Вспомните детство: когда мы общались со своими родителями, то рассказывали им все, открывали им свою душу, потому что для ребенка ближе родителей нет никого. Бог является нашим Отцом, более того — Отцом Всеведущим, Который, вне зависимости от того, рассказываем мы Ему о своей жизни или нет, знает о нас даже больше, чем мы сами. Встречаясь с близкими людьми, мы беседуем с ними о нашей жизни, бывает, делимся и нашими скорбями. Поговоришь с добрым близким человеком, поведаешь ему о своей скорби, и на душе становится как-то легче. Не нужно стесняться говорить Господу о своей жизни, не нужно смущаться просить Его о помощи. А когда получаем просимое от Господа, то нужно обращаться к Нему с благодарностью, при этом благодарить за содеянные милости лучше простыми словами, которые приходят нам на ум, говорить как умеем, лишь бы от чистого сердца и с крепкой верой. Эта вера, это доверие к Богу является непременным условием молитвы.

Навык молитвы — это одно из самых важных аскетических деланий. У преподобного Никодима Святогорца находим замечательные слова: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовой». И завершает преподобный Никодим эту мысль такими словами: «Молитвой мы привлекаем помощь Божию».

Молиться нужно не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение

15

 

 

обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение.

Духовная жизнь — это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное. Когда вы укладываете багаж, то вопрос о том, поместятся вещи в чемодан или не поместятся, зависит не только от того, сколько их, большие ли они, но и от того, в какой последовательности, в каком порядке вы их укладываете. Когда мы проводим свою жизнь в суете, бежим туда и сюда, даже не всегда понимая зачем, мы действительно не успеваем ничего — и очень устаем.

Если мы начинаем наш день с молитвы, мы закладываем фундамент, на котором у нас все будет выстроено в должном порядке, и как сказано в Священном Писании о благочестивом человеке, во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1, 3). Поэтому так важна церковная традиция молитвенного правила. Ведь каждое утро и каждый вечер мы молимся независимо от нашего настроения.

Человеку начинающему, возможно, будет трудно читать молитвенное правило полностью, но важно хотя бы пять минут в день уделять молитве — каждый день, не пропуская! — и вы увидите, как начнет меняться ваша жизнь. Чем больше времени вы будете уделять молитве, тем больше времени у вас будет оставаться на все остальное. Это может показаться неожиданным, но это опыт очень многих людей. Да и в течение дня всегда можно найти минуту или хотя бы полминуты на то, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу, поблагодарить за то хорошее и доброе, что вы встретили за день, попросить

16

 

 

помощи для себя и для других людей в каких-то трудностях... Занятость или, вернее, загнанность современного человека происходит во многом оттого, что он мало молится.

Существовала монашеская традиция — каждый третий час освящать молитвой. Отсюда и церковный устав часов — третьего, шестого, девятого и других богослужений. В условиях современной жизни невозможно каждые два-три часа посещать богослужения. Но регулярно просить помощи Божией, воздыхать ко Господу, благодарить Его за полученные дары, просто вспомнить о Боге — это и означает чувствовать Божие присутствие в своей жизни.

Многие люди не вполне понимают, что такое молитва, и потому недоумевают: если молитва — это прошение ко Господу или благодарение за Его милости, то почему нужно просить и благодарить долго и много. Кажется, на это должны уходить минуты, но никак не целые часы. А если взять образцы молитвы, которые дошли до нас из глубокой христианской древности, то мы обнаружим, что самое яркое, сильное и проникновенное молитвословие должно было продолжаться не минуты и даже не часы, а многие дни.

Из истории нам хорошо известен молитвенный опыт святого Макария Великого, подвижника, который пребывал в молитве долгие годы. Святая Мария Египетская, память которой по традиции совершается Великим постом, также являла собой особый образец молитвы в пустыне. Преподобный Серафим Саровский стоял в лесу на камне тысячу дней и ночей, проводя их в молитве.

Можно ли тысячу дней и ночей подряд не переставая повторять одни и те же просьбы или слова благодарности? — Конечно, такого человеку не выдержать, это превышает его силы. Невозможно бесконечно твердить одно и то же, потому что механическое повторение лишает произносимые слова

17

 

 

всякого смысла, этот процесс будет опустошать человека, а не обогащать его. Значит, молитвословия святого Макария Великого, преподобной Марии Египетской, преподобного Серафима Саровского были чем-то принципиально иным.

Отстояв час, другой и третий на богослужении, многие из нас уже испытывают чувство усталости. Куда уж тут до тысячедневной неусыпаемой молитвы! Но опыт молитвенной жизни святых угодников убеждает нас в том, что их молитва была не бесконечным воспроизведением одних и тех же слов, а состоянием их духа.

В Ветхом Завете о праведниках и пророках говорится, что они ходили пред лицом Божиим (3 Цар. 9, 4 и др.). Это, конечно, образ, но им описывается совершенно особое состояние духа великих угодников Божиих, которые каждое мгновенье своей жизни предстояли Богу. Это предстояние Богу, соединение с Ним в своей душе, сопровождаемое особым радостным чувством сыновства своему Творцу, и является молитвой праведника, в которой происходит его общение с Отцом Небесным.

Что значит ходить перед лицом Божиим? Это означает чувствовать Божие присутствие, осознавать, что Бог рядом. А если Бог рядом, то как можно оскорблять Бога, как можно совершать то, что противно Богу? Если Бог рядом, то человек не только постоянно обращается к Нему, но старается жизнь свою строить так, чтобы Божественные очи, взирая на Него, были всегда исполнены милостью и любовью.

Конечно, речь идет об идеале, причем очень от нас далеком, но ведь идеал и дается нам для того, чтобы мы к нему стремились. Пусть не на тысячу дней и ночей, пусть не на часы и даже не на минуты, но если хоть на мгновенье будет нам дарован этот святоотеческий опыт предстояния пред Богом, если мы хотя бы прикоснемся к подвижнической практике

18

 

 

особого духовного переживания Божия присутствия, то это наверняка окажется столь значительным для нашей жизни, что во многом изменит ее к лучшему.

Святые угодники Божии, отмеченные особым даром молитвы, не молились Богу словами — молитва для них была не действием ума или языка, но состоянием духа. «Только тогда молитва становится победоносным оружием в невидимой (духовной) брани, когда сделается настоящей, то есть внедрится в сердце и начнет непрестанно в нем действовать», — говорил преподобный Никодим Святогорец. Такая молитва называется сердечной — это особое стяжание Святого Духа, особое состояние сердца и ума, когда человеку не нужно произносить никаких слов: он сердцем вступает в реальный контакт с Богом. Изливайте пред Ним сердце ваше (Пс. 61,9),— призывает нас Священное Писание.

Какие же слова произносил в своей тысячедневной молитве преподобный Серафим? Да никаких слов не хватит, чтобы молиться тысячу дней и ночей. Значит, его молитва была не словесной молитвой, а молитвой сердца — особым состоянием, испытывая которое человек сознает одновременно, что Бог рядом с ним и слышит его, и отвечает на молитву.

Святые отцы называют это состояние умной молитвой, умным деланием, — когда человек молится не словами, а душой, когда он сердцем прикасается к Богу. Такое молитвенное состояние сопровождается особой духовной радостью, особым глубоким переживанием.

Сердечная молитва являет собой образец совершенной молитвы, к ней нужно стремиться, но ее очень тяжело достичь — нужны долгие упражнения. Но без сердечной молитвы, без трепета душевного, без радости в сердце невозможно реально ощутить Божественное присутствие, которое открывается нам в тайне разговора с Богом. Поэтому каждый

19

 

 

верующий человек должен стремиться стяжать этот дар Божий — овладеть искусством сердечной молитвы.

А чтобы научиться молитве, идущей от сердца, которой уже и слов не требуется, которая превращается в некое особое состояние духа, нужно долго и неустанно упражняться, нужно утруждать себя молитвенным деланием. Из опыта духовной жизни подвижников, аскетов мы знаем, что многие из них готовы были нести любое, даже самое тяжелое монастырское послушание вместо молитвы. Да что греха таить, и в нашей жизни мы готовы подчас делать все что угодно, но только не молиться. И так происходит потому, что молитва — это подвиг, требующий от нас концентрации всех душевных сил. Но молитва — это то, чего Господь от нас ждет, потому что именно этот духовный подвиг нас реально с Ним соединяет.

Когда нам кажется, что слишком длинны великопостные службы, слишком это утомительно, слишком много всего читается, поется — успокоить себя мы должны тем, что, пусть даже ум наш не все понимает, и память наша не все удерживает, и внимание наше не может сконцентрироваться на всем том, что произносится в храме, сам факт молитвенного делания, предстояния пред Господом имеет огромное духовное значение. В этом случае молитва превращается в своего рода жертву, которую человек приносит Богу: наше стояние, ограничение себя, преодоление усталости, концентрация мысли — это все та самая благоуханная жертва, которая Богу угодна более, чем всесожжения, что приносили древние на своих алтарях.

Нам трудно измерить свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу, достигает или не достигает она Божиего Престола. Но в какие-то отдельные моменты жизни, и, наверное, это переживает большинство верующих людей, происходит нечто и становится ясно, что вот эта молитва

20

 

 

отличается от того, что было ранее. Какие-то особые силы появляются. И не умные слова — кстати, умные наши слова Богу не нужны, — а голос сердца в этой молитве, и скорбь иногда, и радость. Вот эта сердечная молитва, проистекающая не столько от ума, сколько от сердца человека, которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву.

Умное делание, сердечная молитва — это вершина молитвенного подвига. Не всегда дано нам достигать этой вершины, но стремиться к ней нужно непременно. А отблеск этого благодатного состояния мы обретаем в своем сердце тогда, когда Господь прикасается к нам Своей милостью в ответ на наш труд молитвенного стояния в храме, в ответ на наше стремление слышать и понимать слова молитвословий и следовать им.

21


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.