Поиск авторов по алфавиту

Семинария и академия

СЕМИНАРИЯ И АКАДЕМИЯ

(1953-1961)

 

3 июня 1951 г. Владимир Поярков написал прошение архиепископу Димитрию, в котором просил дать рекомендацию для поступления в Московскую духовную семинарию. Будущий абитуриент предполагал, что, получив рекомендацию архипастыря, он, достигнув к началу занятий в духовной школе шестнадцати лет, сможет быть в нее принят. В ответ была получена резолюция Владыки: «Володе Пояркову: Ни я, и никтодругой не может изменить действующего положения... Вот подожди будущего (1953) года, и ты на полном основании поступишь в Семинарию, а я, со своей стороны, дам самую лучшую о тебе аттестацию. Помоги тебе Господь!»

Отец Никодим был заочником в Ленинградской духовной семинарии, с восторгом рассказывал о преподававших там профессорах и, таким образом, повлиял на последующий выбор Владимира.

Получив среднее образование в родном Ярославле, Владимир Поярков в 1953 г. приезжает в Ленинград и поступает в Духовную семинарию (правда, не без сложностей: поначалу в поступлении было отказано, поскольку ему еще не исполнилось 18 лет). Только 22 сентября все решилось благополучно, и в Ярославль полетела телеграмма родителям: «Принят целую = Вова». А вот воспоминания самого Владыки митрополита: «В сентябре 1953 г. я навсегда оставил родительский дом и направил свои стопы в Ленинградскую духовную семинарию. Отец свое напутствие написал мне на обратной стороне маленькой своей фотографии: «Милый сын Вова! Избранный тобою жизненный путь нелегок и против моего желания, но как отец желаю тебе успеха, счастья, и будь всегда честным и отзывчивым. 19/IX1953 г. Ярославль». А мама на своей фотографии заверила меня: «Милый мой мальчик, мама всегда с тобой. 19/IX1953 г.». Отец не был атеистом, но не являлся и практикующим христиани-

52

 

 

53

 

 

54

 

 

55

 

 

ном, хотя происходил из старообрядческой семьи. Он мог предполагать, как тяжел путь священнослужителя. Видимо, его худшие предчувствия выразились в том, что, когда летом 1954 г. я приехал на каникулы, в этот день каждый час передавали по радио текст о новых антирелигиозных директивах. Он с болью сказал мне: «Вот видишь, Вовка! Я ведь тебе говорил!» Но меня уже ничто не могло остановить. Я был счастлив, что учусь в семинарии, и не страшился трудностей. В последующие годы антирелигиозные кампании и атмосфера нетерпимости к Церкви меня только закаляли. А «уход» из Церкви и отречения некоторых священнослужителей и даже моих бывших учителей, конечно же, ранили душу, но в то же время усиливали и любовь к Матери-Церкви».

Примером атеистического отношения к Церкви и верующим может служить статья в «Учительской газете» «органе Министерства просвещения союзных республик и центральных комитетов профсоюза работников начальной и средней школы» от 1сентября 1954 г. под названием «Слабый участок», в которой поднимался вопрос о «совершенно нетерпимом положении с научно-атеистическим воспитанием учащихся, с проникновением в среду детей религиозных пережитков и суеверий». В поле зрения Ярославского горкома компартии оказался «ученик одной из ярославских школ» Владимир Поярков, который «в течение нескольких лет посещал церковь и очень часто помогал при совершении церковных служб. Осенью прошлого года, после окончания средней школы, Поярков принял сан служителя культа и поступил в духовную семинарию». Упоминался в статейке собкора и посвященный в сан диакона Сергий Стригунов, посошник, также учившийся в Ленинградской духовной школе.

Еще будучи иподиаконами, юноши стояли Владимир со свечой, а Сергей с посохом. Впоследствии они шутили, что в течение жизни поменялись митрополит Ювеналий теперь с посохом, а протодиакон со свечой.

Меж тем в духовной школе жизнь шла своим чередом. Учился Владимир примерно, в третий класс был переведен с наградой, в четвертый с повышением стипендии на 25%.

В 1956 г. воспитанник 4-го класса Владимир Поярков был посвящен во чтеца епископом Новгородским и Старорусским Сергием (Голубцовым, 1906-1982) в Иоанно-Богословском семинарском храме.

56

 

 

31 июля 1957 г. стало памятным днем на всю жизнь для тогдашнего выпускника семинарии, ибо это был его первый контакт с Отделом внешних церковных сношений: семинарист из города на Неве принял участие во встрече в Троице-Сергиевой лавре с делегатами VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, который стал важным событием, способствовавшим расширению контактов советских людей с внешним миром. На встрече в Троице-Сергиевой лавре Владимир впервые присутствовал на выступлении митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, 1892-1961) и не мог даже представить себе, что со временем станет его преемником в качестве руководителя Отдела внешних церковных сношений.

Закончив семинарию по первому разряду, Владимир Поярков в 1957 г. поступил в Ленинградскую духовную академию. А 9 сентября 1959 г. он, студент III курса, обратился в Совет духовной академии с прошением, в котором испрашивал разрешения Совета на принятие монашества. Надо сказать, что и раньше Владимир обращался к ректору с такой просьбой, но тогда его намерения были расценены как «скороспелые».

Уже в следующем месяце, 10 октября, в храме Ленинградской духовной академии студент Поярков был пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. Вот что рассказывает об этом Владыка Ювеналий: «До сих пор вспоминаю с волнением свой разговор с инспектором академии профессором Львом Николаевичем Парийским1. «Моих родителей не будет сегодня, сказал я ему, к вам, как к отцу, я пришел за благословением перед постригом».

Лев Николаевич благословил меня складнем, сказав, что эту икону он получил в благословение от митрополита Петроградского Вени-

1 Лев Николаевич Парийский (1892-1972), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Преподаватель Священного Писания Ветхого Завета в Петроградском Богословско-пастырском училище, преподаватель школы №32 Петрограда. С января 1921 до 1922 гг. помощник секретаря сщмч. митрополита Вениамина. Арестован в мае 1922 г. по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и приговорен к 5 годам заключения. Условно-досрочно освобожден осенью 1923 г. В дальнейшем псаломщик и регент церковных хоров различных храмов Ленинграда. С мая 1944 по 1949 гг. секретарь митрополита, затем Патриарха Алексия I, регент в его крестовой церкви, бухгалтер Патриархии. Секретарь Хозяйственного управления, затем до 1 апреля 1952 г. секретарь Учебного комитета при Священном Синоде и редакции «Журнала Московской Патриархии». С 1950 по 1967 гг. инспектор. С августа 1950 г. доцент. 25 января 1951 г. Совет Ленинградской духовной академии присудил Л. Н. Парийскому степень магистра богословия за совокупность трудов по изъяснению богослужения Православной Церкви. Одновременно он был утвержден в звании профессора. В августе 1967 г. по прошению, в связи с болезнью, был освобожден от должности инспектора Ленинградских духовных школ.

57

 

 

амина (сщмч., + 1922), у которого он был секретарем. В своей келье я храню этот образ как живую связь с новомучениками Церкви Русской.

Перед монашеским постригом мне пришлось реально встретиться с тем, что такое послушание. Очень желая иметь на память магнитофонную запись чина пострижения, а также фотографии, я договорился со своими однокурсниками, чтобы они помогли мне в этом. Однако буквально за час до службы отец Никодим, приехавший тогда из Москвы для совершения пострига, сказал мне, что это будет такое событие в жизни, которое должно остаться только в моем сердце, а все, что я задумал, неуместно. На мои рассуждения он мне сказал: «Выполни это как свое первое монашеское послушание».

Постриг совершался в субботу в конце всенощной в академическом храме во имя святого Иоанна Богослова и, видимо, произвел впечатление на прихожан, потому что вскоре, как я слышал, пришло указание из Москвы, чтобы в стенах Ленинградской духовной академии не совершались монашеские постриги. Во всяком случае, прошло несколько лет прежде, чем они там возобновились».

4 ноября того же года за Божественной литургией в Князь-Владимирском соборе Ленинграда, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, монах Ювеналий был рукоположен во иеродиакона митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым, 1888-1963)2.

1 января 1960 г. епископом Лужским Алексием (Коноплевым, 1910-1988), викарием Ленинградской епархии, настоятелем Троицкого собора Александро-Невской лавры, иеродиакон Ювеналий был рукоположен во иеромонаха. Вот его воспоминания того времени: «Летом 1960 г. во время каникул я получил возможность послужить в родном для меня ярославском соборе рядовым священником. Мне пришлось совершить несколько отпеваний на дому, одно из которых врезалось в мою память. Хоронили невесту, утонувшую в Волге во время катания на лодке со своим женихом...

Стояла жаркая погода, в комнате было душно, а гроб распирало от вздувшегося тела покойной, и стоял страшный смрад. И я с особым чувством прочитал стихиру, мысли которой никогда затем не остав-

2 В 1960-1963 гг. митрополит Крутицкий и Коломенский.

58

 

 

ляли меня: “Яков живот наш есть; цвет, и дым, и роса утренняя воистину. Приидите убо, узрим на гробех ясно, где доброта телесная; где юность; где суть очеса, и зрак плотский: вся увядоша яко трава, вся потребишася...” И в последующие годы и десятилетия моей жизни, когда смерть уносила Святейших Патриархов, братьев-архиереев, вождей народов, на глазах распалась великая держава, те же мысли овладевали мною: “Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедши бо смерти, сия вся потребишася”».

С этого периода начинается и интенсивное участие юного священноинока во внешней и миротворческой церковно-общественной деятельности Русской Православной Церкви.

Летом 1960 г. студент Ленинградской духовной академии иеромонах Ювеналий впервые оказался за границей, в Швейцарии. Он стал членом группы наблюдателей от Русской Православной Церкви на Экуменической ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем слушателем курсов для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссэ. Основная тема ассамблеи в Лозанне «Иисус Христос Свет мира» была разделена на три подтемы:

1. «Европейские Церкви в современном мире». 2. «Задача Церквей в изменяющейся обстановке Европы». 3. «Возрождение миссии и единства местной Церкви». Когда председательствующий на Ассамблее каноник Англиканской Церкви Эдвард Патей объявил, что в зале присутствуют наблюдатели от Московской Патриархии, раздался гром дружных, долго не смолкавших аплодисментов.

Это осталось в памяти как проявление братских чувств к представителям Русской Православной Церкви со стороны христианской молодежи, собравшейся в Лозанне. Там иеромонах Ювеналий познакомился с епископом Женевским Антонием (Бартошевичем, 1910-1993), который был почетным гостем ассамблеи. Владыка Антоний делился рассказами о жизни православных за границей и о своих архипастырских трудах.

В Боссэ принцип работы был такой же, как и в Лозанне. Три раза в день в часовне института проводилась молитва, продолжавшаяся около 20 минут. А в маленькой часовне и в башне ежедневно в 7 утра начиналась Литургия. Русской делегации тоже была предоставлена возможность совершить в часовне института Божественную литургию и вечерню.

59

 

 

«Так как глава нашей делегации священник Алексий Остапов отбыл к тому времени в Москву (в связи с кончиной матери. Прим, ред.), то богослужение совершать пришлось мне», написал иеромонах Ювеналий в статье «Встреча молодых христиан Европы в Лозанне», опубликованной в «Журнале Московской Патриархии», №ю за 1960 г.

7 августа иеромонах Ювеналий выступил с докладом о Русской Православной Церкви. «Следует отметить большой интерес, который проявили все участники сессии и к православному богослужению, и к докладу о Русской Церкви. Многие после этого подходили к нам и говорили, что только для того, чтобы услышать православную Литургию и узнать о Русской Церкви, стоило приехать в Боссэ», читаем в этой статье.

15 августа 1960 г. иеромонах Ювеналий по благословению Святейшего Патриарха Алексия I был назначен референтом Отдела внешних церковных сношений и переведен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1961 г. со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 гг.». Исследование было осуществлено на основе документов архива Отдела внешний церковных сношений, доступ к которым был получен благодаря благословению председателя Отдела митрополита Крутицкого и Коломенского Николая.

С 1960 г. иеромонах Ювеналий входил в состав межрелигиозных делегаций СССР, отправлявшихся за границу по приглашению различных зарубежных организаций.

Например, он был в составе делегации Русской Православной Церкви на III Христианской мирной конференции3, проходившей в Праге с 6 по 9 сентября 1960 г. Потом он принял участие и в молодежной конференции с и по 14 сентября. Она тоже проходила в столице Чехословакии. На следующий день молодежного форума отец Ювеналий проводил молитву, которой начинался каждый трудовой день конференции. Затем он обратился с приветствием к молодым делегатам, в котором горячо сказал: «Дорогие друзья доброй воли и братья во Христе! Как член великой Русской Православной Церкви я счастлив приветствовать вас, собравшихся на конференцию, посвященную святому делу защиты мира... Еще с боль-

3 Неправительственная организация при Совете по экономическим и социальным вопросам ООН, созданная в 1958 г. чешским пастором Йозефом Громадной. Сокращенно ХМК.

60

 

 

шей энергией, чем наши отцы и старшие братья, со всем пылом, свойственным молодости, мы должны бороться против безумных братоубийственных войн. Нам принадлежит будущее, мы полны творческих сил, наши сердца исполнены дерзновенных надежд, мы призваны засвидетельствовать веру во Христа Спасителя воплощением в своей жизни Его вечных заветов. Но все это возможно осуществить лишь в благословенные дни мира... Дорогие братья, светлые дни моего детства омрачились ужасами Второй мировой войны. Как кошмарный сон, запечатлелись в моей душе картины этих кровавых дней. Я был свидетелем страданий несчастных матерей, потерявших на войне своих любимых сыновей. Я видел осиротевших детей, чьи отцы положили душу свою за друзей своих, защищая родную землю от захватчиков. Я видел мой цветущий родной город, расположенный на живописных берегах красавицы Волги, в огне вражеских бомбардировок. Мне ли одному известны и памятны эти страшные дни войны?! Я думаю, что бесконечному числу людей моего возраста, а также старше и моложе меня живо представляются подобные картины неисчислимых человеческих бедствий. А кровь миллионных жертв этой войны непрестанно вопиет к Богу о том, чтобы эти дни больше никогда не повторились в истории человечества... Братья христиане! Своими молодыми и сильными голосами усилим хор наших отцов и старших братьев, зовущих к священной борьбе за мир на земле. Пусть голос нашей конференции услышат молодые носители имени Христова во всех концах земли. С любовью позовем их в наши ряды защитников человеческого счастья и поборников завещанного Богом мира. Позовем всех молодых христиан, которым дорог мир на земле. Позовем всех молодых христиан, кому дорог мир, на всехристианское собрание для защиты мира, предполагаемое на июль 1961 г. Пусть никто не будет лишен обетования Господня, данного миротворцам, назваться сынами Божиими (Мф. 5:9). Да благословит всех нас и наши труды в настоящей конференции Господь наш Иисус Христос, ибо «Он есть мир наш» (Еф. 2:14). Дерзайте, братие мои, ибо «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31)».

Во время групповых обсуждений докладов иеромонах Ювеналий в своем кратком слове сказал: «Я думаю, что, побывав на этой конференции, мы не сможем теперь спокойно заниматься своими повседневными трудами, забыв о том, что мир в опасности, что его нена-

61

 

 

вистники могут в любую минуту ввергнуть человечество в кровавую бойню... Мы собрались сюда с разных концов земли не случайно: Господь нас соединил воедино. Его Святой Воле угодно было призвать нас на путь миротворчества. Не станем же богоборцами, но, как послушные дети Его, будем вещать о мире дальним и ближним. Расскажем своим друзьям и знакомым на Родине о нашей встрече, которая была больше похожа на вечерю любви, где среди единомышленников присутствовал Сам Божественный Учитель. Будем, дорогие друзья, истинными носителями мира и его поборниками. Спасибо вам за ваше братское общение».

Иеромонах Ювеналий продолжает сотрудничество с «Журналом Московской Патриархии», где делится своими впечатлениями о поездках на представительные форумы, о встречах гостей в Москве. Так, в №9 за 1961 г. была опубликована его расширенная информация «Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи». В ней молодой священнослужитель рассказывает, как Москву летом посетило около 800 представителей из 105 стран мира, какие вопросы обсуждались молодежью на встрече, что проходила в Международном клубе «Форум». Тема беседы была обозначена так: «Молодежь, религия и вера».

7 апреля 1961 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, иеромонах Ювеналий приехал в Елоховский Богоявленский собор во время Божественной литургии, которую совершал Святейший Патриарх Алексий LОтец Алексий Остапов рассказал Его Святейшеству об их совместной поездке в Швейцарию, и Предстоятель Церкви лично возложил на отца Ювеналия набедренник и наперсный крест.

62

 

 

С иеромонахом Никодимом (Ротовым). 1953 год

63

 

 

64

 

 

У стен ЛДС

65

 

 

66

 

 

В общежитии семинарии

67

 

 

1954 год

68

 

 

69

 

 

70

 

 

71

 

 

72

 

 

73

 

 

74

 

 

75

 

 

76

 

 

77

 

 

Ректор ЛДАиС протоиерей Михаил Сперанский со студентами

78

 

 

Учащиеся ЛДС из Ярославской епархии

79

 

 

1957 год

80

 

 

Аттестат об окончании ЛДС

81

 

 

Сладень, полученный от Л.Н.Парийского перед монашеским

Казанский образ Богородицы – благословение матери

82

 

 

83

 

 

С земляками С. Стригуновым (справа) и Н.Назаровым в Ростове Великом.

1957 год

84

 

 

В актовом зале ЛДАиС

85

 

 

86

 

 

87

 

 

Монах Ювеналий

1959 год

88

 

 

89

 

 

90

 

 

91

 

 

Иеродиакон Ювеналий. 1959 год

92

 

 

93

 

 

Иеромонах Ювеналий

1960 год

94

 

 

 

Справка

о рукоположении в сан иеромонаха

95

 

 

Прошениена использование архивных документов ОВЦС

96

 

 

97

 

 

Направление в МДА

98

 

 

 

Справка об окончании 3 курса ЛДА

99

 

 

На прогулке с сокурсниками. 1960 год

Похороны епископа Угличского Исаии

100

 

 

Во дворе родительского дома

Епископ Ярославский Никодим (Ротов) со своим викарием епископом Угличским Кассианом (Ярославским), духовенствоми мирянами.

1960 год

100

 

 

Назначение сотрудником ОВЦС

102

 

 

103

 

 

104

 

 

105

 

 

Выпуск Московской духовной академии

1961 год

106

 

 

107

 

 

Справка о награждении набедренником и наперсным крестом

108

 

 

Иеромонах Ювеналий – выпускник МДА

109


Страница сгенерирована за 0.57 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.