Поиск авторов по алфавиту

Автор:Мень Александр, протоиерей

Мень А,, прот. Пасха, 8 мая 1989 г.

Христос воскресе! С наступающим праздником 9 мая! В этом году он совпадает с Радоницей, пасхальное поминовение умерших, совпадает с днем Победы, когда мы будем молиться о воинах на поле брани убиенных, это всегда был праздник церковный, и я очень хорошо помню, как в 45 году впервые молебен о победе передавался по московской радиосети, это было поразительно, потому что мы привыкли, что Церковь до войны находилась практически в подполье, и вот впервые появилась такая возможность, после трагических событий войны и радостных дней Победы.

Надо сказать, что после тяжелых десятилетий, которые обрушились на Церковь, наступление противника, наступление нацистов учитывало эти обстоятельства, и противник думал, что репрессии, давление, которое включало, собственно, давление и на Православную Церковь и на другие церковные объединения, что все это будет способствовать, содействовать развалу фронта и поможет им быстро завладеть страной. И думали также, что православные люди, конечно, из-за всех репрессий, не сумеют победить в себе горечь обиды, — но это мягко сказано — обиды, — потому что это были огромные и кровавые жертвы, что они этой горечью как бы задушат чувство патриотизма, но этого не произошло.

Все было в трудную минуту войны забыто, и в целом вся наша Церковь поддержала патриотический подъем, и даже Сталин, который рассчитывал, собственно, уничтожить ее, уже полностью и практически ее уничтожил за это время, как институт, потому что почти все храмы были в стране закрыты, почти все епископы уничтожены, а духовенства осталась жалкая горстка, даже Сталин вынужден был это признать и разрешить открыть храмы, и сразу после войны, даже в процессе войны, было открыто свыше двадцати с лишним тысяч приходов. И как раз радостные дни Победы, в тот 45 год, тоже были связаны с пасхальными днями. Я помню, как в те дни в Загорске вся площадь перед Лаврой, тогда в ней был открыт только один храм, вся площадь была заполнена ликующим народом, и тут было все: и радость конца войны, и радость о том, что можно было публично хотя бы перекреститься, и все люди могли себя поздравить и с днем Победы, и с Пасхой Христовой.

В Пасхальную ночь наши храмы в Москве и в других городах часто наполняются людьми, которые редко или вообще не ходят в храм.

170

 

 

Есть особая притягательность у праздника Пасхи, у обрядов этого праздника, у той атмосферы необычной, атмосферы ликования, света во тьме, и я раньше задавался вопросом: почему все эти толпы приходят посмотреть на ночной крестный ход, что, казалось бы, тут особенного: ну и идут люди, ну несут кресты, хоругви, иконы, поют «Христос воскресе», — что тут такого необычайного, что стоило не спать ночью и идти и смотреть, и все-таки люди шли. Я помню, в одну пасхальную ночь, в Сибири, уже в маленькую церковь пройти люди не могли, и на улице стоял один профессор, и, подняв воротник, тайком крестился, чтобы его не видели окружающие, а все-таки пришел, а все-таки стоял там.

Это особая тайна Пасхи, но об этом я скажу потом. А сейчас я хочу обратиться к тем простым элементарным вещам, с которыми вы все, верующие и неверующие, сталкиваетесь в связи с этим праздником. Прежде всего на Пасху мы освящаем праздничную трапезу. В эти дни, в пасхальную субботу, по улицам и переулкам Москвы и других городов тянется вереница людей, несущих узелки с пасхой, куличами и яйцами. Для чего это делается и откуда этот обычай произошел? Яйцо издревле было символом победы жизни над смертью. Почему? Потому что по внешнему виду яйцо напоминает камень, просто мертвый камень, а на самом деле в нем сокрыта жизнь будущего живого существа. И вот это чудо рождения птицы из яйца, оно всегда поражало человека и казалось невероятным. Кто из вас видел, как вылупляется цыпленок, знает, какое это чудесное зрелище: вот лежит этот овальный камень, вдруг трещинка, яйцо начинает колебаться, и вдруг в одной из трещинок появляется клюв, потом мокрая головка, и оказывается, что там жил целый сложнейший организм, настолько сложный, что теперь даже установлено, что цыплята в яйце реагируют на призыв курицы, они слышат его и чувствуют и как-то дают реакцию, что иногда даже яйца шевелятся в гнезде.

Это — символ, дохристианский, очень древний символ. Яйца в старину клали на пророщенную дома травку, устраивались такие оконные садики: небольшой ящик, куда ранней весной высеивают семена, и вот при первых же лучах солнца, которое грело через стекло, благодаря оранжерейному эффекту поднимались зеленые ростки, и к Пасхе обычно уже получался небольшой газончик, вот на этот газончик зеленый клали эти крашенные яйца. Потом появилось целое искусство православное по раскрашиванию яиц. Раскрашивают яйца во всех странах, где есть христиане, но у нас особенно развилось искусство народное так называемых писанок, яиц, расписанных всевозможными

171

 

 

христианскими символами. Ну, естественно, там бывали просто узоры, главный буквенный символ Пасхи «X. В.» — Христос воскресе. Иногда хорошие мастера могли изобразить там и образ Христа воскресшего, Девы Марии, голубя, знаменующего мир, и многие другие подобные изображения. Эти яйца уже бывают не натуральными, а деревянными, мраморными, теперь уже пластмассовые выпускает у нас Патриархия массово, и обмен яйцами издавна уже был таким праздничным ритуалом. Он сопровождался игрой, народной игрой, которая потом стала детской игрой — катание яиц на траве. Считалось, что побеждает тот, чье яйцо окажется наиболее устойчивым и при столкновении с другими яйцами не треснет.

Что означал «кулич»? Кстати, на Украине кулич называется пасхой. Кулич и творожная пасха обозначают праздничную трапезу. Как вы знаете, вероятно, перед Пасхой у нас идет время поста, семь недель воздержания от скоромной пищи, от мясной и молочной в частности. И когда наступает время праздника, праздничная трапеза освящается, благословляется, и вот когда ее приносят в храм и на столах ставят куличи, пасху, яйца, мы, священники, выходим и благословляем эту трапезу — начало праздничного стола, чтобы трапеза не превращалась просто в поедание пищи, а чтобы она была составной частью праздника. Это характерная черта христианства, которое стремится к освящению жизни. Наши таинства главные касаются важнейших аспектов жизни: таинство брака освящает любовь, брак; таинство елеосвящения — это молитва о болящем человеке, о его теле; при крещении младенца мы как бы освящаем новую жизнь, вносимую в ограду церкви; при погребении человека мы провожаем его в вечность, это не просто траурный митинг, а это действительно проводы человека в тот путь, по которому мы все с вами рано или поздно должны будем пройти...

Многие праздники Церкви рассчитаны, приурочены к севу, урожаю, к сбору плодов, скажем праздник Преображения это освящение плодов; на Востоке, откуда к нам пришло христианство, плоды символизировались виноградом, у нас это яблоки, в Средней Азии арбузы в это время приносят. Дело, конечно, не в самих плодах, а в том, что человек трудится перед Богом, любит перед Богом, пожинает плоды своего труда перед Богом, живет перед вечностью, и тем самым жизнь, в ее малейших проявлениях,—и пища, и сон, и радость, и трудные испытания, — все становится благословенным и освященным. Сама вечность входит в ткань нашей повседневной жизни. Не отвергание жизни и материи и не бездуховность, которая живет просто ради чувственности, ради пожирания, ради испытывания каких-то чувственных

172

 

 

удовольствий, а освящение мира как творения Божия — вот в чем смысл пасхальных обрядов, и вообще многих обрядов Церкви.

Что касается крестного хода, то он не случайно совершается ночью, ибо мы не знаем, когда произошло Воскресение Христово, но рано утром, как говорит Евангелие, еще до восхода солнца, когда женщины пошли к гробнице Иисуса, она уже была пуста. В то же время, когда это совершилось, один за другим апостолы бежали к могиле и с тревогой, в отчаянии, в горе, в смущении возвращались назад от пустого гроба. А потом произошло невероятное, непостижимое, единственное в истории мира, когда христиане уже пошли в иной процессии, в процессии, которая уходит в вечность с верой в победу над смертью. Апостол Павел назвал Христа первенцем из мертвых. Если человек умирает и ничего от него не остается, то жизнь его — только мгновенный эпизод в бесконечном потоке времени, и труды его так же исчезают, как исчезает все на земле. Весть о Воскресении говорит нам о том, что все ценное бессмертно, и дух бессмертен, и творчество бессмертно, и все прекрасное остается неразрушимым.

Но в Воскресении Христовом открылось человеку и иное. О том, что душа бессмертна, люди знали со времен каменного века, все мировоззрения и учения — основные в мире — признавали всегда мысль: весь я не умру. И только лишь небольшая часть считала, что человек остается бессмертным в памяти потомков и в своих делах. Но, повторяю, память потомков нетвердая: кто из вас может точно назвать имя своего прапрадеда? боюсь, что из присутствующих единицы, а может быть и никто, — а дела — преходящи, возьмите наш век, сколько было в нашей стране людей, имевших колоссальную власть и влияние, а нынешнее поколение даже имен их не знает — все проходит и стирается.

Но Пасха говорит и об ином: о том, что живая плоть, живая материя, а не просто дух должны сохраниться в вечности, что, посеяв искру духа в каждом человеке, Бог потом дает человеку иную плоть, уже не эту, смертную, ограниченную временем и пространством, а тело духовное, побеждающее законы нашего бренного тела и способное управлять материей, не так, как управляет наука, разрушая ее, а управлять силой духовной. Об этом лишь слегка-слегка дает нам намек сила духа у особых людей, побеждающих болезни тела, передающих энергию своего тела и своего духа, — это искорки того, что будет впоследствии.

Как же произошло это? Я должен вам напомнить сейчас, потому что в эти пасхальные дни уместно об этом подумать. Некоторые люди считают, что утром первого дня недели, когда женщины пошли на могилу Иисуса, они просто перепутали гробницу, пришли к другой и

 173

 

 

пустой. Но это мнение бессмысленное, потому что учеников у Христа было в это время много и наверняка они бы потом нашли настоящую могилу. У Него были очень влиятельные враги, и римские власти, и синедрион, верховный совет, когда же они узнали, что могила пуста, они, естественно, решили, что ученики похитили тело. И так они и распространили эту версию среди народа. Но подумайте хорошенько, если ученики совершили этот подлог, как бы они потом свидетельствовали о Воскресении Христовом вплоть до смерти, потому что большинство из них в конце концов сложили головы за проповедь Воскресения. Значит, они были сами в этом глубоко убеждены.

Исключается также версия, что противники, власти забрали тело, ибо когда они услышали о слухе, что Он воскрес, они бы создали комиссию и вызвали бы людей и сказали, вот куда мы Его положили, вот где мы Его похоронили. Но они этого не сделали, потому что сделать этого не могли: им нечего было предъявить, не было тела, на которое можно было бы указать. А делалось это без труда, потому что на Востоке не закапывали тела в землю, а клали в склепах в открытых. Земля там каменистая, копать трудно, и в пещерах хоронили людей, тело клали на скамью каменную и заворачивали в саван. Поскольку Христос умер перед самым заходом солнца, вечером, умер накануне праздника, то похороны были поспешными, не были произнесены соответственные молитвы и не было совершено полное число обрядов помазания, которые полагались. И вот женщины, близкие Ему, Мария Магдалина, Саломея, решили, что когда пройдет суббота, они придут и все сделают. И когда они пришли, могила была пуста. Они побежали к ученикам и сказали: нет Его, ученики побежали к гробнице и видят — гробница пуста, и вдруг стали совершаться необыкновенные явления.

Спрятавшиеся, испуганные ученики, в своей комнате вдруг слышат Его голос, Его приветствие: Шалом, мир вам, приветствие обычное и повседневное, как Он их приветствовал каждый день, — и Он стоит среди них. Они в ужасе, Он говорит: Я не дух, Я не призрак, вот мои руки, на них еще следы ран... И Он садится с ними за стол, они молчат в страхе, Он говорит: Дайте Мне есть, — и они подают Ему мед, рыбу печеную, которая была там, и Он ест вместе с ними — священная молчаливая трапеза, Он ест — это знак единства; молитва и трапеза— знак духовного единства и свидетельства того, что Он не призрак.

И еще несколько событий происходит одно за другим в эти дни. Они отправляются на озеро ловить рыбу, ночью ловят, сети пусты, приближаются к берегу и, не достигая берега ста метров, видят стоящую у воды фигуру. Человек кричит им: У вас есть что-нибудь? Они говорят:

174

 

 

Мы ничего не поймали. И Он им говорит: закиньте снова сети справа, они опускают сети и мгновенно чувствуют, что сети тяжелеют, натягиваются, и Иоанн, самый младший среди них, юноша, вспоминает, что это уже было один раз, что когда Он призывал их на служение, такое же произошло, и он шепчет Петру: это Господь... Это Господь. А Петр был человек порывистый, он немедленно препоясался, и бросился в воду, и поплыл, и вплавь достиг берега, и остановился перед незнакомцем. Лицо иное... Но он чувствует, что это Он. Горит костер, на костре печеная рыба, потом приближается лодка. «Садитесь», — говорит незнакомец. — «Ешьте». Молча садятся все, и никто Его ни о чем не спрашивает, и все больше и больше чувствуют, что это Он. А потом Он спрашивает Петра, отрекшегося, испугавшегося, убежавшего как и все: Симон, Симон сын Ионы — Петра звали Симон — Ты Меня любишь? Он сказал: Да, я Тебя люблю, Господи. — Тогда паси моих овец. Второй раз спрашивает Он его: Любишь ли ты Меня? — Да, Господь, я люблю Тебя, — говорит смущенный Симон. И третий раз спрашивает Он — как три раза Петр отрекся, Он спрашивает его, называя Симон, а не новым именем Петр, которое Он ему дал, Петр — значит скала, камень, — и Симон отвечает, — он понял, что это намек, — он сказал, Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя. И третий раз отвечает ему незнакомец: Паси Моих овец. Следуй за Мной... А сзади стоит юный Иоанн, друг Петра. А как он, — спрашивает Петр. — Тебе нет дела, ты следуй за Мной. Когда ты был молодой, ты шел, куда хотел Когда состаришься, свяжут тебе руки и поведут, куда не захочешь. Следуй за Мной... И в самом деле, Петр через 30 с лишним лет был распят на кресте так же, как его Господь и Учитель.

В один из первых дней двое учеников возвращались в свою деревню из Иерусалима, они шли печальные, шли убитые горем и говорили между собой: А мы-то думали, мы думали, что этот чудесный Иисус Назарянин пришел спасти мир, пришел спасти нас от зла, насилия, от смерти, от всего, а Он сам умер, сам стал жертвой зла и насилия. И вот они в сгущающихся сумерках слышат шаги: спутник приближается к ним, спрашивает: О чем вы так горячо спорите? — А разве Ты не здешний, разве Ты не знаешь, что было недавно в Иерусалиме? Когда был казнен Иисус Назарянин, о котором мы думал и, что Он есть Мессия, Спаситель, Христос? А неведомый спутник восклицает: О несмышленные и медлительные сердцем, разве вы не читали Писаний, где сказано, что Избавитель должен пройти через страдание и воздвигнуться от смерти?!— Стал Он приводить цитаты из Ветхого Завета, из Библии, слово за словом, и у них открывались глаза, и они начинали понимать

175

 

 

тайну, что Божественный посланник, который приходит в мир, обязательно должен пострадать, иначе Он не будет вместе с нами, иначе Он не разделит нашу участь и, следовательно, не сможет нас вырвать из темной мертвящейся жизни, умирающей жизни.

И сердце их как-то ожило, но они уже подошли к деревне, а Он хотел идти дальше. Останься с нами, — стали они просить, — день уже приблизился к вечеру, останься с нами. И Он молча вошел в дом, и они сели за стол, они взяли хлеб и передали Ему, Он прочел благодарственную молитву над хлебом и разломил его — так, как делал всегда их Учитель, и этот жест открыл им глаза, и они увидели, что это Он, — и в то же мгновенье они остались вдвоем. Как говорит евангелист Лука, они узнали Его в преломлении хлеба. Для нас, христиан, это остается важнейшим знаком, потому что преломление хлеба есть Евхаристия, обедня, священная Литургия, в которой всегда Христос приходит к каждому из нас, когда мы собираемся вместе в храм на молитву, и мы узнаем Его в преломлении хлеба. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, область Палестины, где Он проповедовал, где Он впервые провозгласил Царство Божие через века и народы, и там они увидели Его на горе, и Он сказал им: Отныне дана Мне всякая власть на небе и на земле, — это значит, что если раньше Он нуждался в пище и уставал, как каждый человек, нуждался во сне — разделил с нами все, что мы несем в своей жизни, отныне Он обретает власть на небе и на земле. — Итак, — сказал Он, — идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам, и вот Я с вами во все дни до скончания века. Он не сказал им, что Он оставит им книгу, запись, скрижали, какой-то устав, а Он сказал: Я остаюсь с вами, а вы идите по миру. Их было немного, сначала 12, потом 70, потом около 120 человек, всего было до 500, братьев и сестер, которые видели Христа воскресшего, они Его видели при разных обстоятельствах, они видели Его в разных местах, Он иногда изменялся, но они безошибочно угадывали, что это Он.

История знает много великих людей Был Сократ и Будда, Моисей и пророк Исаия, Заратустра и Платон, люди, мысль которых, идеи которых, учения которых, философия которых оказали и продолжают оказывать сегодня огромное и определяющее влияние на все мышление нашего мира. И после Христа были великие люди, были великие святые, был апостол Павел, были, наконец, нехристианские учители, такие как Магомет, но ни об одном из них не было сказано, что он победил смерть. В Китае есть гробница Конфуция, мудреца, который настолько сильно влияет на современную жизнь этой страны, что Мао

176

 

 

Дзэдуну приходилось вести настоящую войну против конфуцианцев. По всем странам, где исповедуют буддизм, мы можем находить ступы, такие часовни красивые, в которых погребены разделенные останки Гаутамы Будды, основателя буддизма, и десятки миллионов паломников из Индокитая, из Цейлона, из множества-множества стран мира, где исповедуют буддизм, идут поклониться этим останкам. Гробницы фараонов, гробницы мудрецов, гробницы философов, они почитаемы были, почитаемы сейчас, и будут их почитать и дальше, но есть гробница, о которой сказано совсем иное.

Когда несколько женщин подошли к гробу Христову в то утро воскресения, они увидели юношу в белой одежде, и он сказал им — знаменательные слова! — Что вы ищете живого среди мертвых? — Увы, эти слова не научили крестоносцев, христианских крестоносцев, которые отправились на восток и с оружием в руках отбивали у мусульман гроб Господень, — они отбивали камни, мертвые камни, они искали среди мертвых живого, ибо гроб Христов пуст, а Он присутствует на всей земле, нет такого места, где бы не было Его невидимого присутствия. Были, повторяю, попытки объяснить эту тайну просто и естественно. Еще в XVIII веке некоторые писатели говорили: а может Он не умер на кресте? а просто потерял сознание от потери крови, Его положили, а потом Он очнулся. Теоретически это можно себе представить, но подумайте: истерзанный пытками, потерявший много крови, с пробитыми руками и ногами, полутруп, человек, который спасся от смерти, был ли Он похож, мог ли Он напоминать победителя смерти? Да такой человек не мог и шагу ступить, Он не мог бы выбраться даже из гроба, а если бы даже и выбрался, ученики могли бы радоваться, что вот Он спасся чудом. Но это совсем не походило бы на Пасху и торжество Воскресения. Поэтому и эта версия полностью отпадает.

И, наконец, последнее; что в традиции Воскресения означает само слово Пасха? И почему существует пасха Ветхозаветная, сохраненная в иудаизме, и пасха христианская, и почему пасха празднуется не в один определенный день на Востоке и на Западе? Слова «пасха» — арамейское, первоначальное древнееврейское слово «песах», что в переводе значит «переход». Ветхозаветная религия начиналась с призыва к свободе, и в этом одна из тем всей библейской и христианской веры — призыв к духовной свободе. За тринадцать с лишним веков до нашей эры, в эпоху господства фараонов, древние израильтяне находились в состоянии государственных рабов... Это было тяжелое и унизительное состояние, но работа на стройке —это не была работа на уничтожение,

 177

 

 

потому что, в отличие от концлагерей и разных строек XX века, этих людей обеспечивали одеждой, жилищем, пищей. Существуют египетские документы с отчетами о том, как добротно снабжали всех этих рабочих пищей. Они бы не смогли иначе строить те гигантские сооружения, остатки которых мы до сих пор видим в Египте, ведь это все делалось без машин, без техники — гигантские сооружения типа храмов и пирамид, поэтому рабочие должны были находиться в хорошей физической форме.

И вот среди них появляется пророк Моисей и говорит: Пора оставить дом рабства, я призываю вас на свободу, Бог ваших отцов, которого вы забыли, зовет вас на свободу. Все против: и администрация египетская — она не хочет лишаться рабочей силы, и старейшины народа — куда идти? зачем? что бросать? — и сами люди боятся — что за рубежом? — бесплодная бескрайняя синайская пустыня. И вот все- таки Моисей добивается того, что люди покидают дом рабства. Они приближаются к границе страны, но тут фараон опомнился и высылает туда пограничный отряд колесниц. Там были узкий пролив, заболоченные места, так называемая «великая чернота», как ее называли в древности, такие лагуны, и через них трудно пройти. Библия рассказывает, что Бог навел сильный ветер и обнажил дно, и народ перешел, пересек границу, а египтяне застряли со своими колесницами, и часть их потонула. Сначала — радость, сначала — ликование, пение — мы на свободе! А потом оглянулись — впереди — мертвая пустыня, путь трудный и далекий.

Вот это событие навсегда врезалось в религиозную память народа и стало основным символом Библии. Моисей заповедал каждый год 14 числа весеннего месяца нисана, примерно, наш апрель, печь пресные хлебы, есть горькую траву в память о трудных работах, и закалать жертвенного агнца. Этот праздник и назывался Песах, или Пасха.

Когда Иисус Христос провозгласил Новый Завет с людьми, когда Он открыл людям новую тайну Бога, Он совершил это во время пасхальной трапезы. И Его победа, Его призыв всем нам выйти из рабства греха, из рабства зла, из рабства пошлости, мертвости на свободу через пустынную дорогу, навстречу неведомому — он тоже был назван Пасхой, но новой Пасхой — Пасхой искупления, Пасхой спасения. Вот почему христианский праздник сохранил это название.

На Востоке в Малой Азии христиане в течение нескольких столетий праздновали свою пасху с иудейской. Почему? Тогда не было общепринятых календарей, которые распространены были бы по всем землям и никто точно не мог сказать, какого числа, когда что

 178

 

 

произошло: не было твердой эры, скажем, как у нас от Рождества Христова, и на Западе от основания Рима, и поэтому на Востоке, в Сирии, в Малой Азии праздновали новозаветную Пасху одновременно с иудейской, поскольку в Евангелии говорилось, что Христос был распят в пасхальные дни. На Западе, в Риме и Александрии, Пасху праздновали отдельно. Древняя иудейская пасха, ветхозаветная, праздновалась в первое весеннее равноденствие, солнечное. И оба праздника оказались подвижными, то есть передвигающимися, так как каждый год меняли свое место. И поэтому каждый год у нас Пасха высчитывается по-новому, хотя сегодня ученые пришли к общему выводу, что само событие произошло 9 апреля 30 года 1 века. Но уже по сложившейся традиции каждый раз Пасха высчитывается астрономически: она должна приходиться на первое воскресенье после весеннего равноденствия солнечного. Но это все традиции, важно то, о чем повествует нам Евангелие и что возвестил Господь.

В заключение должен вам сказать одну удивительную вещь. Когда умирал Сократ, вокруг него были мудрые, умные, образованные и влиятельные люди. Среди учеников его были и политики, и философы, и писатели, они оплакивали его, он умер осужденный законным судом, при голосовании всего нескольких голосов не хватило, а то бы жизнь ему сохранили. Так же и Будда умер, окруженный учениками, среди них были тоже умные люди, уже достигшие многого, — а Христос набрал себе простых людей, обычных, чтобы мы понимали, что Его весть обращена ко всем людям, которым были свойственны самые обыкновенные немощи, слабости, недостатки, но которые Его любили и Ему доверяли. И в решительный момент они испугались и бросили Его. Об этом горько читать, но евангелисты нисколько не идеализируют ситуацию, так и пишут: И все, оставивши Его, бежали. Как это похоже на нас, мы, в XX веке, очень легко можем себе это представить. И тогда становится это печальным утешением, и мы знаем, что вокруг Него были такие же люди, как и мы: не гении, не мудрецы, а простые люди, которые в решительную минуту могли испугаться, уйти в сторону.

Но не прошло нескольких дней, как они преобразились, — вот второй этап этой истории. Тот Петр, который отрекся, он же и провозгласил на весь Иерусалим весть о Воскресении Христовом; тот Иаков, который убежал, он же и был умерщвлен через несколько десятков лет в том же Иерусалиме за свидетельство Иисуса. Произошло не только нечто удивительное, когда явился им Христос, но случилось нечто иное: как и обещал Иисус, Дух Божий, то есть сила Божия,

 179

 

 

пришла к этим слабым, ординарным, обычным людям, и только благодаря этому мы сегодня с вами имеем крест Христов в нашей стране, и в любой стране, где проповедано Евангелие, — а сегодня, как вы знаете, каждый четвертый человек на земле уже христианин, — в любой стране христиане обязаны тем, что они носят крест и исповедуют Христа, вот этой горсточке людей, которых Дух Божий подвинул на проповедь Евангелия.

Христос с нами, Он победил смерть — и это стало эпицентром невероятного взрыва, взрыва, эхо которого пошло концентрическими кругами — сначала в Палестину, потом по Сирии, потом по Греции, дошло до Рима, распространяясь от одной страны к другой, в конце концов дошло и до нашей страны, потом перешло границу Атлантики, из северных морей перешло к южным, пошло в Австралию, и огонь передавался как эстафета от народа к народу, и слово учеников Христовых, которые записали Его деяния и Его учение, Его Благую, радостную весть о человечестве, которое любит Бог и который хочет спасти человечество, переведено теперь таким образом, что 97% населения земли в состоянии читать Евангелие сегодня на своем родном языке.

180


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.